Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ результатов исследования личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний






Результаты исследования личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний, были измерены с использованием шкалы оценки потребности в достижении, обобщены и представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты данных, выявляющих уровень потребности в достижении (Шкала оценки потребности в достижении)

Уровни Успешные Неуспешные
Кол-во % Кол-во %
Низкий       35, 2
Средний   39, 6    
Высокий   60, 4   14, 8
         
Средние значения 8, 27 3, 30

Из представленной таблицы можно увидеть, что в исследуемых группах выраженность характеристики «Потребность в достижениях» различна. В группе успешных специалистов больше респондентов с высокой мотивацией достижения (60, 4 %), что говорит об их стремлении к улучшению результатов профессиональной деятельности, настойчивости в достижении целей. Среди неуспешных специалистов таких работников всего 14, 8 %.

Средние значения по рассматриваемому показателю в группе успешных специалистов существенно выше в 2, 5 раза средних значений, полученных в группе неуспешных специалистов (8, 27 и 3, 30).

Результаты математической обработки данных с использованием непараметрического критерия U – Манна – Уитни показали, что различия в личностных характеристиках успешных и неуспешных специалистов торговой сферы имеют статистическую значимость на уровне p < 0, 01, то есть достоверны на 1 % - ом уровне.

Экспериментальные данные, полученные в результате обработки ответов по методике «Шкала оценки потребности в достижении», представлены в наглядном виде на рис. 5.

Рис. 5 Результаты оценки уровня потребности достижений в группах

Из представленного рисунка можно увидеть, что в группе успешных специалистов отсутствуют специалисты с низкой мотивацией достижений, в то время, как среди неуспешных специалистов их больше трети от общего числа в группе (35, 2 %). В группе неуспешных специалистов представлены испытуемые с тремя рассматриваемыми уровнями мотивации, при этом среди них преобладают специалисты со средним уровнем потребности в достижениях.

Результаты исследования личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний, были измерены с использованием методики КОС, обобщены и представлены в таблице 4.

Таблица 4. Результаты данных, выявляющих уровень коммуникативных и организаторских склонностей

Уровни Успешные Неуспешные
Количество % Количество %
Коммуникативные склонности
Низкий       24, 1
Ниже среднего       37, 0
Средний   20, 8   31, 5
Высокий   35, 4   7, 4
Очень высокий   43, 8    
         
Средние значения 4, 23 2, 22
Организаторские склонности
Низкий       38, 9
Ниже среднего   6, 3   35, 2
Средний   35, 4   20, 4
Высокий   37, 5   3, 7
Очень высокий   20, 8   1, 8
         
Средние значения 3, 73 1, 70

Из представленной таблицы можно увидеть, что коммуникативные и организаторские склонности выше у успешных специалистов по сравнению с неуспешными. При этом в группе успешных специалистов с низким уровнем и уровнем ниже среднего коммуникативных склонностей нет, а с уровнем организаторских склонностей ниже среднего 6, 3 % (3 чел.).

В то же время в группе неуспешных специалистов нет респондентов с очень высоким уровнем коммуникативных склонностей, а с высоким уровнем - 7, 4 % (4 чел.). Неуспешных специалистов с высоким и очень высоким уровнем организаторских склонностей соответственно 3, 7 (2 чел.) и 1, 8 % (1 чел.).

Результаты математической обработки данных с использованием t – критерия Стьюдента показали, что различия в личностных характеристиках успешных и неуспешных специалистов торговой сферы имеют статистическую значимость на уровне p < 0, 01, то есть достоверны на 1 % - ом уровне.

Экспериментальные данные, полученные в результате обработки ответов по методике «КОС», выявляющие коммуникативные склонности представлены в наглядном виде на рис. 6.

Рис. 6 Результаты оценки коммуникативной склонности в группах

Из представленного рисунка можно увидеть, что среди успешных специалистов преобладает очень высокий и высокий уровень коммуникативных склонностей (21 и 17 соответственно), в то время, как в группе неуспешных – уровень ниже среднего, средний и низкий уровни (у 20, 17 и 13 соответственно).

Экспериментальные данные, полученные в результате обработки ответов по методике «КОС», выявляющие организаторские склонности, представлены в наглядном виде на рис. 7.

Рис. 7 Результаты оценки организаторской склонности в группах

Из представленного рисунка можно увидеть, что среди успешных специалистов преобладает высокий, средний и очень высокий уровень (у 18, 17 и 10 соответственно) организаторских склонностей, в то время, как в группе неуспешных – низкий уровень и ниже среднего (у 21 и 19 соответственно).

Результаты исследования личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний, были измерены с использованием методики «Определение направленности личности», обобщены и представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Результаты данных, определяющих направленность личности

(средние значения)

Направленность личности Успешные Неуспешные
Направленность на себя 20, 90 34, 54
Направленность на общение 35, 88 23, 13
Направленность на дело 24, 23 23, 33
     

Как можно увидеть из представленной таблицы, успешные специалисты больше ориентированы на общение по сравнению с неуспешными торговыми работниками. Этот фактор важен для понимания успешности, поскольку общительность – основное профессиональное качество торгового специалиста, способствующее эффективным продажам.

В группе неуспешных специалистов направленность на себя выше по сравнению с более успешными коллегами. Это может говорить о том, что в данной группе преобладает ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение независимо от результатов работы, склонности к соперничеству и замкнутости.

Направленность на дело в обеих исследуемых группах существенно не отличается, что может говорить о сопоставимости заинтересованности в решении деловых проблем.

Результаты математической обработки данных с использованием t – критерия Стьюдента показали, что различия в личностных характеристиках успешных и неуспешных специалистов торговой сферы, таких как, направленность личности на себя и на общение, имеют статистическую значимость на уровне p < 0, 01, то есть достоверны на 1 % - ом уровне. Различия в ориентации на дело не имеют статистической значимости.

Экспериментальные данные, полученные в результате обработки ответов по методике «Определение направленности личности», представлены в наглядном виде на рис. 8.

Рис. 8 Результаты оценки направленности личности в группах

Из представленного рисунка можно увидеть, что в исследуемых группах существуют существенные различия по параметрам: «Направленность на себя» - в 1, 7 раза (26 и 43 %); «Направленность на общение» - в 1, 6 раза (44 и 28 %).

Результаты исследования личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний, были измерены с использованием теста Кеттелла, обобщены и представлены в таблице 5.

Обработка результатов тестирования была начата нами с проверки ответов испытуемых па искренность (по показателю MD). Ответы испытуемых были в пределах показателя MD 1 – 4 балла, что характеризует правдивость обследуемых. В некоторых случаях результаты тестируемых были выше (5 баллов), и поскольку значении показателя MD 5 – 8 баллов достоверность результата тестирования подвергается сомнению, нами было принято решение о возможности дальнейшей обработки данных исследования, так как завышение было несущественно для решения целей и задач нашего психодиагностического исследования. Далее нами был осуществлен перевод в стены (условные баллы 10-балльной шкалы) по таблице (Приложение 4). Анализ и интерпретация данных по результатам исследования представлены в таблице 6.

Таблица 6. Результаты данных, выявляющих индивидуальные личностные характеристики (средние значения)

№ пп Факторы Успешные Неуспешные
  A Замкнутость-Общительность 7, 77 3, 30
  B Интеллект 6, 38 5, 52
  C Эмоциональная неустойчивость-Эмоциональная устойчивость 3, 60 5, 80
  E Подчиненность-Доминантность 5, 65 4, 33
  F Сдержанность-Экспрессивность 5, 56 4, 11
  G Подверженность чувствам-Высокая нормативность поведения 7, 04 2, 54
  H Робость-Смелость 7, 35 2, 72
  I Жесткость-Чувствительность 5, 85 4, 74
  L Доверчивость-Подозрительность 5, 10 4, 96
  M Практичность-Развитое воображение 5, 52 3, 35
  N Прямолинейность-Дипломатичность 5, 40 4, 93
  O Уверенность в себе-Тревожность 3, 31 6, 17
  Q1 Консерватизм-Радикализсм 5, 06 5, 11
  Q2 Конформизм-Нонконформизм 5, 04 4, 74
  Q3 Низкий самоконтроль-Высокий самоконтроль 6, 42 5, 50
  Q4 Расслабленность-Напряженность 7, 21 2, 80

По данным, представленным в таблице, можно увидеть, что по большинству факторов в группе успешных специалистов показатели выше по сравнению с группой неуспешных специалистов. Существенно выше показатели по факторам: «замкнутость - общительность», «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения», «расслабленность - напряженность».

Фактор общительности говорит о том, что эффективность профессиональной деятельности успешных специалистов, помимо других особенностей, напрямую связана с легкостью в общении, что является привлекательным для покупателей. Фактор нормативности поведения говорит о том, что в данной группе, предположительно, наблюдаются более осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. Фактор напряженности может говорить о состояние фрустрации, в которой работник находится, что представляет собой результат повышенной мотивации.

По факторам «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость» и «уверенность в себе – тревожность» в группе успешных специалистов показатели существенно ниже по сравнению с группой неуспешных специалистов. Низкие значения фактора эмоциональной стабильности выражает низкую толерантность по отношению к фрустрации (что может быть мотивирующим фактором, рассмотренным нами при обработке Шкалы оценки потребности в достижениях), подверженность чувствам, что способствует включенности в деловом общении и проявлении заинтересованности потребностями клиентов. И в то де время, имеет негативные последствия, поскольку приводит к раздражительности, утомляемости и возникновению невротических симптомов.

Фактор уверенности в себе говорит об уверенности в своей профессиональной компетентности.

Результаты математической обработки данных с использованием t – критерия Стьюдента показали, что различия в личностных характеристиках успешных и неуспешных специалистов торговой сферы по большинству из исследуемых факторов имеют статистическую значимость на уровне p < 0, 01, то есть достоверны на 1 % - ом уровне. по фактору B (Интеллект) - на уровне p < 0, 05, то есть достоверны на 5 % - ом уровне.

По факторам L (доверчивость – подозрительность), N (прямолинейность – дипломатичность), Q1 (консерватизм – радикализм), Q2 (конформизм – нонконформизм) различия между выборками являются статистически не значимыми.

Экспериментальные данные, полученные в результате обработки ответов на вопросы многофакторного опросника Кеттелла, представлены в наглядном виде на рис. 9.


A – замкнутость-общительность;

B – интеллект;

C - эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивост;

E – подчиненность –доминантность;

F – сдержанность –экспрессивность;

G – подверженность чувствам – высокое нормативное поведение;

H – робость – смелость;

I – жесткость – чувствительность;

L – доверчивость – подозрительность;

M – практичность – развитое воображение;

N – прямолинейность – дипломатичность;

O – уверенность в себе – тревожность;

Q1 – консерватизм – радикализм;

Q2 – конформизм – нонконформизм;

Q3 – низкий самоконтроль – высокий самоконтроль;

Q4 – расслабленность – напряженность.


Рис. 9 Результаты выявленных различий личностных особенностей в группах (средние значения)

Согласно графику, представленному на рисунке, можно сделать вывод о том, что высокие результаты в группе успешных специалистов по факторам A (замкнутость - общительность), H (робость - смелость), Q4 (расслабленность – напряженность). Низкие средние значения в группе неуспешных специалистов по факторам G (подверженность чувствам – высокое нормативное поведение), H и Q4.

Качественный и количественный анализ содержания личностных факторов и их взаимосвязей позволяет выделить блоки факторов.

Рассмотрим подробнее их немного подробнее (таблица 6).

Факторы: практичность – интеллект (фактор B), практичность - развитое воображение (M), консерватизм – радикализм (Q1) отражают интеллектуальные особенности.

Факторы: эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость (фактор C), подверженность чувствам – высокая нормативность поведения (фактор G), жесткость – чувствительность (фактор I), уверенность в себе – тревожность (фактор O), низкий самоконтроль – высокий самоконтроль (фактор Q3), расслабленность – напряженность (фактор Q4) отражают эмоционально – волевые особенности.

Факторы: замкнутость – общительность (фактор A), робость – смелость (фактор H), сдержанность – экспрессивность (факторF), подчиненность – доминантность (фактор E), конформизм – ноконформизм (фактор Q2), прямолинейность – дипломатичность (фактор N), доверчивость – подозрительность (фактор L) – отражают коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.

Таблица 6. Особенности специалистов торговой сферы

(средние значения)

Блоки Успешные Неуспешные
Интеллектуальные особенности: 16, 96 11, 26
Интеллект (И) 6, 38 2, 8
Практичность – развитое воображение (M) 5, 52 3, 35
Консерватизм – радикализм (Q1) 5, 06 5, 11
Эмоционально – волевые особенности: 33, 43 27, 55
Эмоциональная стабильность © 3, 60 5, 80
Подверженность чувствам – высокая нормативность поведения (G), 7, 04 2, 54
Жесткость – чувствительность (I), 5, 85 4, 74
Уверенность в себе – тревожность (O), 3, 31 6, 17
Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль (Q3) 6, 42 5, 50
Расслабленность – напряженность (Q4) 7, 21 2, 80
Коммуникативные свойства 41, 87 29, 09
Замкнутость – общительность (A), 7, 77 3, 30
Робость – смелость (H) 7, 35 2, 72
Сдержанность – экспрессивность (F), 5, 56 4, 11
Подчиненность – Доминантность €, 5, 65 4, 33
Конформизм – ноконформизм (Q2), 5, 04 4, 74
Прямолинейность – дипломатичность (N), 5, 40 4, 93
Доверчивость – подозрительность (L) 5, 10 4, 96

Из представленной таблицы 6 можно увидеть, что, несмотря на то, что внутри блоков средние значения неоднозначно свидетельствуют в пользу того, что в группе успешных специалистов выше средние значения (выраженных в стенах), тем не менее, результаты суммирования средних значений факторов по блокам показывают превышение в данной группе по сравнению с группой, объединяющей менее успешных коллег.

Однако нас больше интересует сочетание факторов внутри блоков.

В блоке «Интеллектуальные особенности» превышение средних значений составило 6, 7 (11, 96 – 11, 26).

Для удобства анализа построим усредненный профиль для испытуемых по интеллектуальным характеристикам (рис. 10).


B – интеллект;

M – практичность – развитое воображение;

Q1 – консерватизм – радикализм;


Рис. 10 Сравнение интеллектуальных особенностей по группам (тест Кеттелла)

Данные, представленные на графике можно сделать следующие выводы.

Сочетание относительно высоких значений по рассматриваемым факторам дает нам возможность предполагать, что в группе успешных достаточно высокое интеллектуальное развитие (6, 38 стен) с хорошо развитым воображением (5, 52 стен), есть готовность принять инновации (5, 06), и в то же время не отказываться от старых наработок, что говорит о большей гибкости и способности интегрировать и старый и новый опыт.

Относительно низкие значения двух факторов, отражающих возможности интеллекта (2, 8 стен) и способности балансировать между практичностью и развитым воображением (3, 35 стен) позволяют предполагать о низкой способности и готовности к обучению, об отсутствии способности к поиску творческих подходов к решению нестереотипных задач. То есть, торговые работники в группе неуспешных специалистов, предпочитают работать в привычной среде, с применением привычных способов, и неохотно реагирую на изменения внешней профессиональной среды.

В то же время, в данной группе средние значения (5, 11 стен) позволяют предполагать возможность группы балансировать между привычными и новыми наработками, технологиями, особенно, если понятен будет механизм применения.

В блоке «Эмоционально – волевые особенности» превышение средних значений составило 5, 88 (33, 43 – 27, 55).

Для удобства анализа построим усредненный профиль для испытуемых по эмоционально – волевым особенностям (рис. 11).


C - эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивост;

G – подверженность чувствам – высокое нормативное поведение;

I – жесткость – чувствительность;

O – уверенность в себе – тревожность;

Q3 – низкий самоконтроль – высокий самоконтроль;

Q4 – расслабленность – напряженность.


Рис. 11 Сравнение эмоционально-волевых особенностей по группам (тест Кеттелла)

Данные, представленные на графике (рис. 11) можно сделать следующие выводы.

Сочетание некоторой эмоциональности, чувствительности в группе успешных специалистов с высокой нормативностью поведения, уверенностью в себе позволяет данной группе быть достаточно гибкими в профессиональной деятельности.

Высокий самоконтроль в сочетании с напряженностью свидетельствуют об умении специалистов данной группы контролировать повышенную мотивацию, не быть чрезмерно настойчивым, навязчивым и нейтрализовать последствия чрезмерной возбудимости и фрустрированности, которые могут быть при таких повышенных показателях (7, 21 стен).

В группе неуспешных специалистов несколько иная картина. Сочетание множества факторов из блока, характеризующего эмоционально – волевые особенности представителей данной группы позволяют создать предположительно собирательный портрет неуспешного торгового работника. Склонность к лабильности настроения сочетается с некоторой беспринципностью, легким отношением к соблюдению социальных норм и правил, присутствует самоуверенность и некоторая черствость, проявляемая в отношениях с коллегами и с другими участниками торгового процесса. Низкий самоконтроль в сочетании с излишней расслабленностью, граничащей с леностью, объясняют низкую мотивацию сотрудника.

В блоке «Коммуникативные свойства» превышение средних значений составило 12, 78 (41, 87 – 29, 09).

Для удобства анализа построим усредненный профиль для испытуемых по коммуникативным свойствам особенностям (рис. 12).


 

 

A – замкнутость-общительность;

E – подчиненность –доминантность;

F – сдержанность –экспрессивность;

H – робость – смелость;

 

L – доверчивость – подозрительность;

N – прямолинейность – дипломатичность;

Q2 – конформизм – нонконформизм;

.


Рис. 12 Сравнение коммуникативных свойств по группам (тест Кеттелла)

Рассматривая данные, представленные на графике (рис. 12), можно сделать следующие выводы.

В группе успешных работников преобладает поведение, направленное на внимательное отношение к другим и стремление к свободному, раскованному общению. Присутствует ориентация на социальное одобрение и в тоже время есть готовность к поиску собственных решений.

Можно предположить, что в группе неуспешных сотрудников превалирует некоторая критичность, строгость в оценке окружающих, что может сказаться на установлении доверительных отношений с возможными покупателями, которые необходимы в современной торговле. Сдержанность, пассивность, недостаточная уверенность в своих силах и способностях несколько компенсируется присущей им рассудительностью.

Обобщая результаты проведенного анализа можно сказать, что существуют различия в личностных характеристиках специалистов торговой сферы, влияющие на эффективность их работы, таким образом, определяя успешность торговых работников. По своим интеллектуальным способностям, эмоционально – волевым особенностям и коммуникативным свойствам успешные специалисты превосходят своих менее успешных коллег.

Полученные экспериментальные данные подлежат математической обработке для определения статистической значимости выявленных различий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.