Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к изучению профессиональной успешности человека






Профессиональная успешность рассматривается как характеристика профессиональной деятельности в научно – практическом направлении психологии - психологии профессиональной деятельности. Внимание в данном направлении психологии направлено на трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника.

По мнению В. В. Сорочан: «Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека [56, с.7].

Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда, в рамках которой изучаются условия и разрабатываются пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, дается анализ трудовой деятельности, профессиональных навыков специалистов в разных сферах деятельности.

Современная трудовая деятельность, как важная область развития личности, изучается в рамках разных дисциплин. Среди них, помимо психологии труда, есть и такие, как: экономика труда, физиология труда, управление персоналом, эргономика, трудовое право, безопасность труда и др. Для современной науки такое широкое исследование трудовой деятельности вполне логично и обосновано, поскольку трудовая деятельность является одним из важнейших условий существования и развития человека в онтогенезе, является естественным и необходимым условием его существования. Именно трудовая деятельность способствует формированию, становлению человека как личности.

В. А. Бодров подчеркивает, что для человека трудовая деятельность «…служит средством познания и преобразования окружающего мира, формирования субъекта труда; потребностью, целью, ценностью и смыслом жизни, развития, самореализации и самоутверждения личности» [2, с.455].

Трудовая деятельность изучается с самых различных сторон разными специалистами из смежных с организационной психологией областей, таких как психология труда, инженерная психология, социология труда. Можно сказать, что назрела необходимость интеграции знаний различных наук о трудовой деятельности в разных его аспектах.

В последнее время наблюдается изменение в обществе взглядов на трудовую деятельность, которая все больше рассматривается (и осознается конкретными людьми) как социально - экономическая потребность, как важное условие определенного статуса человека в обществе, возможность подняться посредством труда по социальной лестнице и обеспечить доступность предлагаемых в обществе благ.

Э. Ф. Зеер описывает трудовую деятельность следующим образом: «Трудовая деятельность – это целесообразная деятельность по созданию материальных и духовных благ. Профессиональная деятельность – определенный вид трудовой деятельности, требующий для выполнения специальных знаний, компетенций и качеств» [19, с.22].

По мнению В. А. Толочека: «Трудовая деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус, — на первый взгляд не самая значимая характеристика труда, но выступающая важнейшей «составляющей» личности, элементом «Я-концепции», настоятельно заявляющая о себе при любых изменениях привычной, внешней социальной пли внутренней, психологической среды человека (возрастные и профессиональные кризисы, решения вопросов о карьере, о семье, ситуация безработицы и т. д.)» [63, с. 98]

В ходе трудовой деятельности человек, как субъект труда, взаимодействует с профессией. Наиболее распространенная трактовка понятия «профессия» дана Э. Ф. Зеером: «Профессия – это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию» [19, 10].

Проблема формирования, развития и становления личности профессионала вызывает широкий научный интерес в среде ученых – исследователей, а также глубоко интересна для общественности.

Важность решения данной исследовательской проблемы подготовила почву для «…разработки и внедрения концепций системного, деятельностного, личностного и других подходов к решению задач совершенствования профессиональной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. А. Барабанщиков, В. А. Бодров, А. В. Брушлин-ский, Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, В. Д. Шадриков и др.) [2, 455].

Процесс эволюции общества, развития и расширения сфер трудовой деятельности стали стимулами для разделения труда, ставшего основой для появления и развития профессий.

Э. Дюркгеймом была подмечена интересная закономерность, свидетельствующая об изменчивости среды на долю интеллекта в жизни. Чем сильнее становится конкуренция в жизни и профессиональной деятельности, тем интенсивнее развивается интеллект. Из этого следует, что развитие интеллекта ведет к неравномерной дифференциации различных сфер приложения труда и профессиональных функций и, как следствие, является источником профессиональной дифференциации [7, с. 270-273].

Профессия, как категория – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

Сущностная характеристика профессии отражается в понятии «профессиональная деятельность», в котором обобщаются ее социально – экономические, психолого – педагогические, медико – биологические и санитарно – гигиенические признаки.

Осознанный выбор субъектом труда профессии, нахождение личностного смысла в выполняемой профессиональной деятельности находит отражение в понятии «профессиональное самоопределение».

А. Маслоу, один из основоположников и лидеров, наряду с Р. Мэйем, К. Роджерсом, Г. Олпортом и др., гуманистической психологии предложил концепцию профессионального развития, в котором в качестве центрального понятия выделил понятие самоактуализации и самореализации, как стремление человека к самосовершенствованию, проявлению себя в значимом для него деле [34].

В данной концепции основным фактором достижения вершин в профессиональной деятельности, что является критерием профессионального успеха, выступает самоактуализация, основанная на реализации личностно – профессионального потенциала.

Самоопределение, как и наивысшая потребность человека, занимает верхнюю часть пирамиды, отражающую структуру и иерархию базовых потребностей по модели мотивации А. Маслоу.

Из отечественных психологов вопросами профессионального самоопределения занимались Е. А. Климов, Н.С. Пряжников и др.

Е. А. Климов характеризует профессиональное самоопределение, как «важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего – то полезного, сообщества профессионалов» [27, с.39]. Он считал, что выбор профессии не является одномоментным актом, а продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Осознанный выбор профессии базируется на определенном отношении к различным областям труда, которое сложилось в предшествующие годы развития, на представлении о многих профессиях и оценки своих возможностей, представлении о других вариантах выбора профессии, ориентации в социально – экономической ситуации и пр., - на всем том, что характеризует состояние внутренней готовности к профессиональному самоопределению.

Н. С. Пряжников, внесший большой вклад в раскрытие сущности профессионального самоопределения, считает неразрывной связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизнедеятельности. Он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно – исторической (социально – экономической) ситуации» [45, с.17].

Обобщая, выделим основные моменты концепции «профессионального самоопределения»:

· Избирательное отношение личности к миру профессий в общем и к конкретной профессии в частности;

· Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально – психологической зрелости личности, ее стремления к самоактуализации и самореализации;

· Актуализация профессионального самоопределения инициируется разными событиями, такими, как завершение этапа обучения, повышение квалификации, увольнение с работы, возникновение интереса к определенному направлению профессиональной деятельности, смена места жительства и др.

· Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни, чему способствует постоянное переосмысление личностью своего профессионального багажа и самоутверждения в профессии;

· Наиболее важной частью профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом особенностей и возможностей личности, требований профессиональной деятельности и социально – экономических условий.

Когнитивный подход. Для понимания сущности профессионального становления личности важный смысл приобретает результативная составляющая когнитивных процессов. Выделяют следующие конструкты когнитивной характеристики человека как субъекта труда: деятельностные знания; сенсомоторные и познавательные процессы (способности); оценивание, включающее контроль и самоконтроль.

Деятельностные (процедурные) знания – это знания о предметных действиях, то есть о способах, приемах выполнения конкретной деятельности. Для многих видов профессионального труда эти знания являются необходимым условием продуктивности деятельности, поскольку основываются на представлениях о предметах и явлениях, их преобразования, динамике, последовательности действий. Процедурные знания обеспечивают профессиональный опыт субъекта труда в информационном плане, которое возможно в процессе обучения и самообучения специалиста. Деятельностные знания являются важным психологическим средством освоения новых действий, перестройки профессиональной деятельности, в связи с чем идет постоянный поиск разнообразных психодидактических средств когнитивного научения, задачей которого является формирование и отработка навыков, одним из которых является когнитивное инструктирование.

Следующим конструктом являются сенсомоторные и познавательные способности: общие и специальные. Общие, или индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивают успешное выполнение продуктивной деятельности в целом, в то время, как специальные способности обусловливают успешное выполнение определенного, конкретного вида деятельности. Способности, с точкт зрения успешности профессиональной деятельности, достаточно подробно исследовал В. Д. Щадриков. Он определял их как свойство функциональной системы, благодаря которому реализуются отдельные психические функции, имеющую индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и когнитивном своеобразии освоения и реализации деятельности [69, с.199].

Классификация сенсомоторных и познавательных способностей обоснована В. Д. Щадриковым на основе традиционного разделения познавательных психических процессов.

В данной классификации к сенсомоторным способностям относятся Сенсомоторные реакции и сенсомоторная координация. Такие характеристики, как скорость реакции, скорость движений, точность движений, ритм движений, темп движений, координированность движений и пр., использовались в качестве свойств их продуктивности.

К познавательным способностям отнесены следующие психические процессы: способности восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания.

Э. Ф. Зеер считает интегративной характеристикой познавательных процессов интеллект и опираясь на анализ концепций интеллекта, представленный в работах В. Н. Дружинина, Р. Дж. Стернберга, М. А. Холодной, в качестве ведущих конструктов когнитивной компоненты субъекта деятельности, избрал академический и практический интеллект [19, с.60].

Развитие академического интеллекта, как обобщенной характеристики умственных способностей человека, развивается в процессе образования и решения научно – технических проблем. Тестирования уровня развития интеллекта происходит на разных стадиях развития личности, на этапе обучения и профессиональной деятельности, поскольку имеет важное значение в продуктивной деятельности большинства профессий. В результате многочисленных тестовых процедур была выявлена зависимость уровня интеллекта от уровня образования. Этот факт дает нам основание предполагать, что для продуктивной деятельности необходимым является постоянное поддержание и повышение профессионального образования.

Успешность решения практических задач обуславливается наличием практического интеллекта, важным компонентом которого являются, по мнению Э. Ф. Зеера, имплицитные (неявные) знания и эмоциональное предвосхищение [19, с.60].

Исследование этих двух типов интеллекта показывают, что практический интеллект с возрастом растет, компенсируя снижение академического интеллекта. Это детерминировано органичной связью практического интеллекта с контекстом реальных ситуаций и обслуживанием практической деятельности человека. Поэтому практический интеллект востребован в профессиональной деятельности больше чем академический.

Оценивание – является суждением об уровне выраженности познавательных процессов, степени достижения планируемого результата. Оценка усиливает, конкретизирует мотивы учетной и профессиональной деятельности. Являясь внешней, оценка носит контролирующий характер, внутренней – осуществляет функцию самоконтроля.

Обобщая, можно сказать, что когнитивный подход к изучению профессиональной успешности включает следующие составляющие:

· Деятельностные знания;

· Сенсомоторные и познавательные способности;

· Практический и академический интеллект;

· Оценивание.

Б. Ф. Ломов, заложивший теоретические и методологические основы по исследованию психологии труда и профессиональной деятельности, поддержал концепцию системного подхода, опираясь на классические положения Л. Брталанфи, М. Месаровича и др., целью и сущностью которого стал анализ взаимодействия, взаимообусловленности человека и профессии. Ученый обогатил психологическую науку внесением существенного вклада в ее методологию, связанную с разработкой принципа системности и отвечающего ему системного подхода.

Элементы системного подхода использовали в своих исследованиях многие ученые XX века (Л. С. Выготский, А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Лентьев и др.).

По мнению Б. Ф. Ломова: «…когда исследуемое явление рассматривается как некоторая система (качественная единица), то главная задача здесь состоит в том, чтобы выявить «составляющие» этого явления и способ их организации» [31]. При этом, анализ в системном подходе учитывает: многомерность образования, его многоуровневость и иерархичность, многомерную классификацию его свойств, признание его полидетерминированности, изучение выбранного образования в развитии.

Концепцию системного подхода развивал В. А. Барабанщиков, А. В. Брушлинский, который отмечает, что очень важно в каждом конкретном случае в системном подходе определить, что является системой, подсистемой, ее компонентами и их взаимосвязями [9].

В. А. Барабанщиков утверждает: «Системный подход предполагает учет совокупности разнопорядковых качеств и свойств человека (материально-структурных, функциональных, системных). Они организованы в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду: на вершине размещаются общие свойства, в основании – раскрывающие их свойства n-го порядка, а грани символизируют различные категории свойств» [6, с. 88].

Н. В. Беломестнова предлагает следующую конкретизацию принципов системного подхода в психологии, уточняя и содержание [7, с.49]:

1). Принцип целостности системы. Система имеет атрибуты (принадлежность, характеристики системы и пр.), отличающие ее от других систем. Система теряет свою целостность и ее функционирование приобретает деструктивный характер в случае патологии одной из подсистем или одного из атрибутов.

2). Принцип функциональной детерминированности системы и ее подсистем. При этом, функция системы или подсистемы является системообразующим фактором.

3). Принцип генетико – иерархической структурно – уровневой организации системы. Три аспекта - генетический принцип, принцип структурно – уровневой организации и структурно – генетический (генетико – иерархический) принцип – объединяются через центральное понятие структуры.

4). Принцип вертикальной регуляции генетико – иерархических уровней, имеющий в своей системе две составляющие: исходные, более общие законы нижних уровней сохраняются на верхних уровнях с некоторыми ограничениями; верхние уровни в структурной организации влияют на функционирование нижних уровней. Данный принцип предполагает учитывать в человеческой природе уровни биологического, психологического и социального, их функционирование и строение.

В системном подходе основополагающим является необходимость изучения человека как сложной системы. Б. Ф. Ломов выделил такие функции психики, как отражательная, регулятивная и коммуникативная, которые взаимосвязаны с физиологическими и анатомическими функциями и структурами индивида, взаимодействующими между собой и с внешним миром [30, 31].

Можно рассматривать положения системного подхода к изучению профессиональной успешности, основываясь на реализации следующих положений: психика как система со своей внутренней структурой, иерархичная и многоуровневая; профессиональная успешность тоже рассматривать как систему с набором определенных составляющих, взаимоувязанных с психикой профессионала.

А. Бодров утверждает, что: «системный подход не обеспечивает всех необходимых оснований для изучения как самой профессиональной деятельности, так и пригодности к ней» [43, с. 15]. Выражая такую точку зрения, он опирается на мнение А. В. Брушлинского, который считает, что этот методологический принцип сам по себе не может определить, что именно в каждом конкретном случае является системой, подсистемой, ее компонентами и их взаимосвязями [6].

Для определения пригодности к профессии, считает В. А. Бодров, системный подход реализуется в совокупности других, более конкретных научных подходов, теорий и методов, среди которых выделяет деятельностный подход [43, с.15].

Становление деятельностного подхода связано с развитием теории деятельности в психологии и концепции регулирующей роли психического отражения, разработанной Б. Ф. Ломовым [31].

Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским и нашло отражение в работах А.Н. Леонтьева, который заложил основы деятельностного подхода в психологии. Автор концепции исходил из того, что существует два типа деятельности у человека: внешняя, специфическая, включающая действия человека посредством частей тела (рук, ног и пр.); и внутренняя – деятельность посредством умственных действий. В своих трудах А.Н. Леонтьев доказывает, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ей же обусловлена [29].

Положения теории деятельности также нашли отражение в трудах С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурии, и стали основой для возникновения деятельностного подхода в изучении профессиональной успешности человека.

Мнение С. А. Дружилова о деятельностном подходе, сформулированное в его монографии, звучит следующим образом: «Деятельностный подход позволяет установить причинно-следственные связи на разных уровнях макроструктуры профессиональной деятельности и проникнуть в суть явлений, определяющих особенности формирования и проявления индивидуального потенциала профессионального развития человека и его профессионализма [16].

По мнению Ю. А. Карачаровой: «Можно выделить основное направление разработки категории деятельности в психологии, которое имеет отношение к проблеме профессиональной успешности человека. Оно связано с изучением видов деятельности и их роли в развитии психики. С. Л. Рубинштейн выделил три вида деятельности: игру, учение, труд, при этом в качестве ведущей он определил трудовую деятельность. Он в своих работах подчеркивал, что в человеческой деятельности сознание не только проявляется, но и формируется [23].

Б. Г. Ананьевым было выделено три основные формы деятельности: труд, познание и общение, как формы социальной активности, которые способствовали развитию человека. Причем, Б. Г. Ананьев считал, что «основным и главным источником такого эффекта является труд» [3].

Исследование внутренней структуры деятельности базируется на том, что в качестве единицы анализа выступает конкретное действие, как минимальная часть деятельности, в которой есть своя специфика. Различают три основных уровня: операция, действие, автономная деятельность. Согласно психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, действие является основной единицей структуры деятельности, направленной на достижении осознаваемой цели, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность [29].

В рамках данного подхода можно рассматривать необходимость изучения предмета профессиональной деятельности для выявления психологических характеристик специалиста в области конкретной профессии, поскольку роль предмета деятельности в формировании определенных психических свойств велика.

Обобщая вышесказанное, логично сделать вывод о том, что деятельностный подход к изучению профессиональной успешности человека базируется на следующих положениях: в деятельности психика формируется и проявляется; предмет профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на психические особенности человека.

Субъективно – деятельностный подход в изучении профессиональной успешности опирается на научные идеи Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, и развит в трудах К. А. Абульхановой – Славской, А. В. Брушлинского, Е. А. Климова и других.

Основополагающим в данном подходе является такое понятие, как «субъект труда».

Под субъектом труда мы понимаем личность, который в активной деятельности, направленной на некий объект совершает предметно – практическую деятельность по его изменению и в процессе подобных действий сам меняется, совершенствуясь в профессиональной деятельности и познании.

Е. А. Климов сформулировал следующее определение этого понятия: «В общем виде под субъектом труда можно понимать системную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида, и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, целям, средствам и условиям деятельности» [26].

Е. А. Климов подчеркивает, что субъект труда в процессе профессиональной деятельности расширяет познавательные ориентированности и поясняет: «…употребляя слово субъект, мы подчеркиваем роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях с противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, внутреннего и внешнего мира» [26].

Согласно данному подходу человек в результате включения в процесс разных видов целенаправленной и осознаваемой активности и, в частности, трудовой, приобретает специфические свойства и качества саморугуляции, самоконтроля, координации психических процессов, состояний и свойств с объективными и субъективными условиями своей активности, в том числе профессиональной деятельности.

Н. С. Пряжников и Е. Ю. Пряжникова считают, что: «…объект – это «приемник» воздействия, а субъект – инициатор воздействий в общей системе «субъект – объект» [44, c. 7]. Активность субъекта носит системный характер, и как отмечает К. А. Абульханова, «реализуется через механизмы оценки, контроля и принятия решений» [1, с. 121].

Субъектно – деятельностный подход опирается на следующие положения: человек и его деятельность неразрывно связаны и влияют друг на друга; человек самостоятельно выполняет свою профессиональную деятельность и вполне творчески; деятельность имеет цель, она сознательна, носит преобразующий характер по отношению к себе и к миру; в деятельности происходит развитие человека (как профессионала), что неизменно влияет на характер самой профессиональной деятельности.

Таким образом, в рамках данного подхода утверждается, что развитие человека, совершенствование психических функций происходит в процессе профессиональной деятельности, которая носит активной, самостоятельной, преобразующей человека и его труд характер.

Личностный подход в изучении профессиональной деятельности обоснован в трудах К.А. Абульхановой – Славской, К. К. Платонова и др.

В теории деятельности А. Н. Леонтьева, развивающего идеи Л. С. Рубинштейна, ядром личности указывается система относительно устойчивых иерархично выстроенных мотивов, рассматриваемых качестве основных побудительных сил деятельности, некоторые из которых «придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие — мотивы стимулы, сосуществующие с первыми и играющие роль положительных или отрицательных побудительных факторов» [29].

В данном подходе акцент направлен на изучение внутренних факторов, проявление их особенностей в профессиональной деятельности. Но при этом личностный подход не просто рассматривает индивидуальные особенности в трудовой деятельности, но прежде всего, интерес в данном подходе направлен на становление целостной личности профессионала. В основе подхода лежит представление о целостности личности, что требует необходимости изучения ее как единства различных систем, регулирующих различные виды ее социально значимой деятельности.

Таким образом, личностный подход к изучению профессиональной успешности человека, как субъекта труда, основывается на следующих положениях: личность имеет многоуровневую и многомерную систему личностных характеристик, компоненты которой формируются и проявляются в ведущей деятельности; профессиональная успешность во многом определяется особенностями компонентов структуры личности.

В современной психологии труда развивается еще одно направление, в которой отражены закономерности динамики жизни личности. Это направление, развиваемое Л. И. Анцыферовой, получило название «динамический подход». Автор данной концепции считает данный подход ориентированным на изучение закономерностей постоянного «движения» самой личности в условиях меняющихся социальных норм и т.д. [4].

Данный подход предполагает исследование качественных изменений личности, тенденций развития и предусматривает активную роль самой личности в процессе своего развития.

При изучении феноменов и закономерностей развития личности взрослого человека на жизненном и профессиональном пути большую роль играет четкое определение «задачи развития» — концепции, разработанной в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова и опирающейся на представление о смене ведущих типов деятельности.

В процессе психического и профессионального развития человека значимую роль играет уровень притязаний и адекватность самооценки личности, обусловленные особенностями самоопределения, которые в ситуации возникновения кризисных явлений играют важную роль при смене профессиональной деятельности, выбор направления специальности, смене места жительства или профессиональной среды.

Биографический подход к изучению профессиональной успешности. Понятие профессиональной успешности может быть определено в контексте профессиональной карьеры, как аспекта биографии профессионала. В данном случае успешность будет характеризовать темп карьерного роста, уровень достижений разных направлениях: рост по иерархической лестнице, достижение неформального влияния в организации, повышение уровня квалификации и уровня решаемых профессиональных задач.

С. А. Маничев считает возможности биографического метода в прогнозировании профессиональной успешности достаточно существенными. Он пишет: «Маркерами «карьерных» шагов могут быть, соответственно: изменение статуса, должностных позиций, рабочих ролей, задач, уровня вознаграждения, переход на следующий уровень квалификации и т. д. В этом смысле понятие профессиональной успешности шире понятия продуктивности/эффективности выполнения задач деятельности. Эффективность/продуктивность характеризует исполнение работы в конкретной должностной позиции и является одновременно и итогом предшествующих, и условием следующих шагов карьеры» [33, с.285].

В процессе жизни психологический эффект от достигнутого успеха оказывает влияние на детерминанты последующей мотивации. Этот процесс протекает как непосредственно (сам человек оценивает свои результаты, т.е. субъективно), так и опосредованно (его результаты оцениваются другими людьми, т.е. объективно). Достижение значимых целей по-разному воспринимается каждым человеком, может не совпадать с тем, как это оценивают другие люди.

Биографический метод часто используют в работе с персоналом в организациях, поскольку он относительно недорогой в сравнении с другими методами и может прогнозировать успешность в работе [74].

Биографический метод основывается на сборе биографического материала, который можно систематизировать и обобщить при помощи опросников. Биографические опросники включают в себя вопросы, обычно имеющие несколько ответов, оценивающие один или несколько критериев, которые используются для прогнозирования успешности будущей работы кандидата на вакантную должность.

Таким образом, успешность профессиональной деятельности субъекта формируется в трудовой деятельности и предопределяется личностными, психологическими, физиологическими и другими предпосылками, которые являются предметом изучения, оценки, фундаментом которого являются рассмотренные выше подходы и концепции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.