Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность исследования.






Выпускная квалификационная работа

 

«ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ»

 

Обучающегося 3 курса

заочной формы обучения

Ковылиной Алисы Эдуардовны

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии

профессиональной деятельности

Лисовская Наталья Борисовна

 

 

Рецензент:

 

 

Санкт-Петербург

Оглавление

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения профессиональной успешности специалистов торговых компаний. 8

1.1. Понятие и критерии профессиональной успешности. 8

1.2. Подходы к изучению профессиональной успешности человека. 17

1.3. Анализ исследований успешности в разных видах профессиональной деятельности 33

Выводы по первой главе. 38

ГЛАВА 2. Организация исследования. 40

2.1. Организация и программа исследования. 40

2.2. Методы и методики исследования. 42

Глава 3. Анализ результатов исследования. 46

3.1. Анализ результатов исследования профессиональной успешности специалистов торговых компаний. 46

3.2. Анализ результатов исследования личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний. 49

3.2. Математический анализ данных. 65

Выводы по третьей главе. 69

Заключение. 73

Список источников. 77

Приложения. 86


Введение

Актуальность исследования.

Проблема успешности профессиональной деятельности человека в настоящее время является одной из наиболее актуальных в психологии профессиональной деятельности. Это связано с тем, что трудовая деятельность в области торговли является одной из самых востребованных на рынке труда. Современные экономические условия, отягощенные очередным кризисом с неутешительным прогнозом, с перспективой спада деловой и торговой активности, вызывают неизбежное обострение конкуренции на рынке товаров и услуг. Ответом на замедление темпов роста экономики, сменившееся стагнацией, стало сужение потребительского спроса, спровоцированное также снизившейся покупательной способностью населения. В создавшейся непростой ситуации именно профессионализм специалистов торговой сферы становится уникальным конкурентным преимуществом компаний, которое может позволить ей сохранить свои позиции на рынке. Это делает необходимым изучение специфических условий профессиональной деятельности торговых работников, к которым можно отнести личностные характеристики, определяющие успешность трудовой деятельности.

В зарубежной организационной психологии вопросами профессиональной деятельности занимались Ф. Тейлор, М. Вебер, А. Фойоль, Л. Гьюлик, Дж. Муни, Л. Ф. Урвик и др.

Успешность - одна из наиболее важных характеристик профессиональной деятельности. На настоящее время в психологии труда сложились различные концепции, объясняющие феномен успешности (Гуревич K.M., 1981; Ильин Е.П., 1987; Родина О.Н., 1996; Теплов Б.М., 1961 и др.). Изучению профессиональной успешности посвящены работы отечественных психологов А.Е. Климова, О.Н. Родиной, В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Н.С. Пряжникова, В.А. Толочека и др.

С учетом степени разработанности проблема изучения личностных характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности специалистов торговых компаний, представляет научно-практический интерес, что подтверждает значимость диссертационного исследования.

Несмотря на наличие исследований по проблеме успешности в разных сферах деятельности, вопрос успешности специалистов торговой сферы остается недостаточно изученным. Такой вывод можно сделать, проведя обзор исследований, проведенных за последнее десятилетие. Большое количество работ были посвящены успешности в разных сферах деятельности: учителей (Магомедов П.Ш., 2007); врачей (Четвергова Е.П., 2006; Кипиани А.И., 2006; Карачарова Ю. А., 2010); психологов (Баширов И.Ф., 2006; Макаров О.Г., 2006); военнослужащих (Черненко О.В., 2007); предпринимателей (Клейменова Ю.Э., 2007; Фукин А.И., Хуснутдинов P.P., 2007); управленцев (Ивашкин А.Г., 2006; Мигель A.A., 2006; Килба А.Р., 2007); специалистов в рекламной деятельности (Бурмакова Ю.А., 2007); руководителей системы жилищно-коммунального хозяйства (Бабиянц К.А., 2007); инженеров – метрологов (Бысюк А. С., 2012); специалистов ресторанной сферы (Геворкян Г. Г., 2007) и др.

Нам среди такого многообразия исследований удалось обнаружить только две работы, которые были посвящены изучению успешности специалистов торговой сферы (Назаренко В. В., 2009; И. В. Калинский И. В., 1984).

В связи с вышеизложенным, важное теоретическое и практическое значение имеет проблема изучения личностных характеристик, определяющих профессиональную успешность торговых работников.

Цель исследования: выявление личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1) Проанализировать теоретические аспекты изучения профессиональной успешности;

2) Провести анализ отечественной и зарубежной научной литературы, уточнить основные подходы к изучению проблемы успешности профессиональной деятельности, определить сущность и критерии оценки профессиональной успешности;

3) Подобрать комплекс методик для выявления личностных характеристик, определяющие успешность специалистов торговых компаний;

4) Провести сравнительный анализ личностных характеристик специалистов торговых компаний дифференцированных по уровню успешности;

5) Обобщить, интерпретировать и оформить результаты исследования.

Гипотеза исследования: существуют значимые различия в структуре личностных характеристиках специалистов торговых компаний, дифференцированных по уровню успешности, таких как: эмоционально – волевые и коммуникативные качества.

Предметом исследования являются личностные характеристики, определяющие успешность специалистов торговых компаний.

В качестве объекта исследования выступают специалисты торговых компаний.

Описание выборки. В исследовании приняли участие 102 работника трех торговых компаний Санкт-Петербурга. Из них 62 женщины и 40 мужчин в возрасте от 25 до 55 лет. Стаж работы испытуемых в исследуемых организациях от 1 года до 15 лет. В исследовании приняли участие специалисты по продажам.

Методами исследования выступали: наблюдение, интервьюирование (беседа), анализ документов, тестирование и статистическая обработка данных.

Были использованы следующие методики: Шкала оценки потребности в достижении [24, с.20]; Методика «Определение направленности личности» (Ориентационная анкета) [24, 28]; Тест Кеттела (16P FB опросник). [24, 53]; Методика КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина. [22, с. 208].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.