Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Евожные состояния, их типы и особенности






Одно из проявлений эмоционально–волевой деятельности подростков – тревоги и страхи, которые они испытывают в определенных жизненных ситуациях. Уровень тревожности и напряженности характеризует личность невротика – у него отмечается нестабильность настроения, эмоционально неадекватные реакции, страх. Страх – это психическое состояние преувеличенной (иногда адекватной) опасности. Страх сопровождается выработкой корой надпочечников нороадреналина. Как известно, нороадреналин понижает жизненный тонус, приводит к пассивности, оборонительным реакциям и вызывает стремление к безопасности. С одной стороны, стремление к безопасности вырабатывает аксидентальные способности и адаптацию. Человек становится более осторожным в сложных, опасных для существования ситуациях. С другой – необоснованная тревога и страх мешают, приводят к нестабильности, личность дезорганизуется и неспособна контролировать себя. По данным Р. Геррига и Ф. Зимбардо, почти четвертая часть взрослых в своей жизни испытывала тревожные состояния.[53] Значит, при страхе происходят изменения в поведении и деятельности.

Традиционно выделяют страх, направленный на определенный объект или определенную ситуацию. Различные формы страхов могут сочетаться друг с другом. В МКБ–10 выделено 4 вида страхов: фобические, вызываемые определенными ситуациями или объектами; флюктуирующие (приступы страхов), не связанные с определенными ситуациями и возникающие в виде паники; генерализованные – длительные переживания, не связанные с определенными объектами или ситуациями, панические страхи.[54]

У младшего подростка появляются специфические страхи. Они – продукт воображения (страх перед ведьмами, чертями, привидениями, монстрами, кинг–конгами), страх перед животными. У старших подростков на первый план выступает страх перед авторитарными личностями (учителем и директором), социальные страхи (страх не соответствовать стандартам или субкультуре референтной группы), страх в ситуациях с высокими требованиями. Немецкие специалисты отмечают зависимость страхов детей от страхов их родителей (страх обнищания). На появляющиеся страхи влияют стили взаимоотношений в семье (гиперопека, симбиоз между матерью и ребенком). Конкретное проявление этих состояний рассмотрим на конкретных примерах.

В коррекционном классе школы г. Кириши ребята спросили психолога, верит ли он в привидения. Обсуждая эту тему, подростки сообщали о «существовании» вампиров, пьющих молодую кровь, о ситуациях, в которых они «видели» вампиров, и о реакциях на это. Вот почему мнение родителей о том, что детей и подростков необходимо готовить к просмотру телепрограмм, заслуживает внимания. У них начинаются галлюцинации, и они с трудом засыпают. Очевидно, что показ убийств, подробностей умирания, крови, льющейся рекой, не добавляет гуманизма подросткам. В связи с этим спросим: «А есть ли на телевидении психолог? Почему для детей и подростков так мало передач, которые учат их, как противостоять рэкету, разбою, учат быть добрым, любить жизнь, а не потусторонний мир?»

У старших подростков также появляются различные страхи. Например, тринадцатилетняя девочка–подросток говорит:

Боюсь собак. Страх возникает тогда, когда вижу собаку, бегущую с оскаленной мордой. Я сразу начинаю думать о том, как она на меня набрасывается и кусает, даже если этого нет на самом деле. Меня раньше собаки не кусали. Но я все равно боюсь этого. Возникает состояние, будто меня раньше кусала собака (Кристина П.).


Как видим, страх у девочки появился в результате переживания увиденного и услышанного. Он стабилен, но тем не менее будет ослабевать по мере взросления. Этот страх можно отнести к фобиям.

Старшие подростки начинают размышлять о жизни, поэтому у них появляются экзистенциальные страхи. Марина К. пишет:

Мой самый большой страх – страх предательства. Я доверяю людям и очень ценю отношения с друзьями. Мне очень обидно, когда близкий человек предает меня, не задумываясь о том, как я буду себя чувствовать. Еще я очень боюсь не оправдать надежды моих близких и свои собственные. Я привыкла добиваться желаемого, и страх ударить лицом в грязь заставляет меня сильно волноваться на ответственных мероприятиях. А еще я очень боюсь не найти смысл жизни, потому что я не хочу жить просто так и бесследно исчезнуть после смерти.


Отмеченные страхи являются по своему типу фобическими и генерализованными.

О страхе, проявляющемся в виде паники в школьные годы, пишет студентка–первокурсница, будущий психолог.

Я никак не могла понять, почему у меня возникает страх перед директором и классной (классным руководителем. – В. К.). Дело доходило до того, что у меня начиналась паника. Я ничего не понимала, у меня дрожали коленки и руки. Если меня о чем–то спрашивали, я ничего не слышали и не понимала. Я могла куда–то бежать, чтобы от Н. М. спрятаться. Я такой бы вопрос задала психологии как науке о жизни: «Что такое чувство страха? Как преодолеть его в нужный момент? Можно ли контролировать это чувство?»


О школьных страхах, их возникновении, причинах, формах проявления написано очень много. Этот пример лишний раз свидетельствует о появляющейся дезорганизованности личности вследствие излишней тревожности, ее неустойчивости и возможных отрицательных новообразованиях. О панике, негативно влияющей на всю сферу личности, говорит подросток Игорь П.:

Я живу в М. (район Петербурга. – В. К.). До дома мне идти 20 минут по стройке. Я очень боюсь возвращаться мимо бараков. Там много наркоманов. Им пристать ничего не стоит. Однажды они меня избили, все отобрали и даже потребовали снять кроссовки. Я езжу заниматься английским языком домой к учителю. Меня встречать некому, бабушка сидит с сестренкой, а мама уходит работать на сутки. Как быть? Помогите.


Эта боязнь хулиганов, которые могут искалечить и нанести вред здоровью, оправданна. Четырнадцатилетний подросток практически не может противостоять разбою, бандитам и хулиганам. Чтобы сохранить его психическое здоровье, следует перенести занятия английским языком на светлое время суток. Мальчик не хочет сообщать о своем страхе матери и бабушке, а напрасно: близкие должны знать о его состоянии и выбрать удобный вариант занятий.

У подростков, учащихся общеобразовательных школ распространены школьные страхи и страхи разлуки (переход в другую школу, страх потерять одного из родителей, если в семье неблагоприятные отношения). Школьные страхи проявляются как страх оценки знаний, страх несоответствия оценке и требованиям окружающих и др.

Ученые указывают, что страх разлуки и школьные фобии возникают чаще всего из–за чрезмерных требований учителя или недостаточной зрелости подростка в связи с привязанностью к значимому лицу. Подростки не любят отвечать у доски, потому что на них смотрят сверстники, боятся, что скажут глупость, которая вызовет их смех. Оказалось, что школьные страхи – постоянный спутник обучения. Девочка–подросток сообщает, что, как только начинается опрос и проверка домашнего задания, у нее холодеют и становятся мокрыми руки, потом дрожат колени. Спрашивается, каким же тоном учитель сообщает о проверке домашнего задания? Знает ли педагог о том, каким испытаниям подвергаются его ученики в эти минуты? Можно ли обойтись без дифференцированного подхода во время проверки знаний? Как надо опрашивать учеников, чтобы девочка перестала испытывать ужас?

По данным исследования М. В. Оршанской, общая тревожность у девочек достигает 48 баллов, а у мальчиков – почти 46 баллов; страх самовыражения – более 58 баллов у девочек и более 50 – у мальчиков; страх ситуации проверки знаний у девочек – почти 57 баллов, у мальчиков – 60 с лишним; страх несоответствия ожиданиям окружающих – больше 50 – у девочек и 63 – у мальчиков. Страхи в отношениях с учителями распределились почти поровну: более 45 баллов у обеих групп обследованных.[55]

Для таких страхов в обучении характерно уклонение от посещения школы, привязанность к одному из близких людей, уклонение от общественных обязанностей. К примеру, у Карины Б., ученицы 8–го класса, три пропуска по алгебре с начала триместра. Объясняет их тем, что она плохо понимает, но просить учителя повторить что–либо боится: «Засмеют. У нас класс недружный. Сразу выставят на посмешище».

В МКБ–10 не случайно подробно описаны признаки всех страхов – они могут спровоцировать расстройство психики. Рассматриваются формы проявления различных тревожных расстройств у учеников. Уклоняться от школы они могут по–разному, например полностью отказаться от посещения школы из–за боязни обид и унижений («мальчик для битья»). Ребенок избегает ситуации школьной неуспеваемости путем переключения на способы поведения, доставляющие удовольствие.

Наблюдаются вполне обоснованные подростковые страхи быть покинутым, трудности или нарушения процессов обучения, физическая слабость и недостаточно развитая совесть. Результатом всего этого становится девиантное поведение, проявляющееся одновременно со страхом наказания. Отмеченный симптомогенез поможет распознать истинную причину прогулов уроков.

В семье страхи нередко возникают дифференцированно: подросток боится отца, а мать скрывает истинную картину. В ситуациях с отчимом ситуация несколько меняется: отчим «редко, да метко» проверяет домашние задания, дневник. Его упреки становятся горше наказания.

В школе я боялась почти всех учителей, дома – отчима. Он меня за двойки не бил, зато постоянно говорил: «Не забывай, чей хлеб ешь и заслужила ли ты его. Я тебя учить не собираюсь. Полы пойдешь мыть как миленькая.» (Оля М., 17 лет, студентка).


Можно предположить, что школьные страхи множатся в случае несогласованных действий родителей подростка и наказания его за неуспеваемость. Приведем такой пример.

Отец ребенка, у которого отмечена школьная фобия, играет второстепенную роль в семье, эпизодически занимается воспитанием сына, но противостоит матери. По ее настоянию он иногда ходит на родительские собрания. Из школы приходит злой и устраивает подростку серьезную «проработку». Называет его лентяем и дармоедом. Когда отец хочет ударить его, вмешивается мать, встает между ними и заслоняет от ударов. Тогда отец набрасывается на мать, говорит, что она избаловала парня на свою беду. После родительского собрания в доме «траур». В школу подросток идти не хочет, так как накануне не учил уроки из–за скандала. Мать разрешает остаться дома. Она жалеет мальчика, так как отец сыном занимается изредка, но все–таки «кормит–поит». Нечастые ссоры инициирует отец, поскольку требует порядка. Подросток боится гнева отца, но спокойно живет под прикрытием матери. Боится ходить в школу по понедельникам, так как накануне проводит время со сверстниками и ничего не учит. Взаимопонимания в доме нет, нет и совместной деятельности, которая помогла бы выяснить причины страхов и, самое главное, причины уклонения от серьезной учебы.


Страхи школьника возникают из–за комплекса причин и представляют собой довольно сложную структуру, в содержание которой входят испорченное настроение, фобии, иногда – паника, что отец проверит качество выполненных домашних заданий.

Школьная фобия появляется из–за плохих материальных условий жизни, недостаточной интеграции семьи в общество или ближайшее окружение, физического или психического нездоровья родителей, супружеских или семейных конфликтов, отклонений в подходах к воспитанию детей. В итоге дети становятся чрезмерно пугливыми и испытывают трудности в школе. У детей, имеющих страхи, появляются вторичные проблемы–депрессии, нарастает социальная изоляция, подросток начинает отставать в учебе. Многие из них боятся, что одноклассники посчитают их прогульщиками, лентяями, больными.

Паническое расстройство заключается в том, что люди испытывают приступы паники, которые длятся несколько минут. Оно начинается с мрачных предчувствий, страха или ужаса. Эти состояния сопровождаются физическими симптомами: учащенным сердцебиением, головокружением, обмороками или удушьем.

В отличие от страха фобия – это непрестанный и иррациональный чрезмерный страх, вызванный каким–либо занятием или ситуацией, которые, как представляется, несут реальную угрозу.

Важно отметить социальные фобии. Человек, страдающий ими, боится, что будет вести себя в незнакомом месте несуразно, и это вызовет смех или осуждение окружающих. Даже если он понимает неразумность этого, вести себя по–другому он не может. Под давлением социофобий человек избегает многолюдных мест. Неумение справляться с этим приводит к тому, что он не может как следует выполнить деятельность. Страх оказаться под пристальным вниманием окружающих, быть отвергнутым ими мешает выглядеть так, как хочется, и тогда опасения начинают сбываться.

Социофобии особенно характерны для подросткового и юношеского возраста, так как молодые люди хотят быть значимым в глазах окружающих и стремятся к принятию сверстниками.

Все виды тревожного расстройства ухудшают работоспособность, потому что беспокойство не поддается контролю, от него нельзя избавиться. Сосредоточившись на источнике тревоги, человек не может уделить внимание качественному выполнению учебной или трудовой деятельности. Иногда у детей и подростков встречаются элементы обсессивно–компульсивного расстройства: появляются навязчивые идеи или действия. Навязчивые состояния (обсессии) – это мысли, образы, желания («Нужно ли идти по этой улице, где мало народа?», «Закрыта ли дверь?» и т. п.). Компульсивное поведение – повторение целенаправленных действий, выполняемых в соответствии с принятыми правилами (неоднократная проверка ошибок в сочинении или контрольной работе при неуверенности в правильности выполнения).

Одним из видов тревожного состояния является посттравматическое стрессовое расстройство. Это тревожное состояние характеризуется упорно повторяющимся переживанием травмирующих событий, которые ярко предстают в воспоминаниях (неудачная сдача экзамена, несчастный случай, свидетелем которого оказался, и т. д.).

Объясним все типы тревоги с позиций различных психологических концепций.

С точки зрения психоанализа симптомы тревожных состояний скрыты в конфликтах. Приступы паники – следствие прорыва бессознательных конфликтов в сознание. Навязчивое поведение – попытка вытеснить тревогу, вызванную конфликтом.

Бихевиористы, объясняя беспокойство, ориентируются на реакции, прививающие или закрепляющие симптомы. Компульсивное поведение возникает тогда, когда человек стремится ослабить тревогу, связанную с навязчивыми мыслями. Они–то и закрепляют такое поведение.

Когнитивный подход позволяет объяснить все причины тревожных состояний процессами восприятия и установками, искажающими оценку человеком возникающей опасности. Психологи–когнитиви–сты полагают, что тревожные расстройства психики вызваны мнительностью личности (т. е. придуманной картиной последствий какого–либо действия).

Глава 5 Формы трудностей взросления подростка

Общая характеристика трудностей взросления.

Расстройство настроения подростков

Подростки в процессе развития находятся в различных

условиях, которые в определенных случаях способствуют

трудностям в раскрытии требуемых окружением свойств

личности. Возникают психологические проблемы, которые

подростки не могут разрешить сами или же делают это

деструктивным путем, еще больше усугубляя ход

психического формирования личности. Значит, в основе

конкретных трудностей лежат психологические проблемы.

Психологические проблемы – это сложные вопросы бытия,

отраженные в психике. Очень часто «Я» подростка

проявляется противоречиво, создается ситуация, не

удовлетворяющая личность. Иными словами, возникают

трудности взросления подростков.

Трудность – отражение в сознании конкретной личности

какого–либо несоответствия, психологического барьера между

требуемыми условиями и от сутствием средств для их

изменения. Трудности персонализированы. У одних

подростков несоответствие между имеющимся и требуемым

становится значимым и вызывает отрицательные

переживания; подросток должен собрать всю свою волю,

чтобы преодолеть эти трудности. У других подобное

несоответствие лишь стимулирует азарт борьбы. Но тем не

менее слишком типичным бывает несоответствие и слишком распространенными – отрицательные переживания. Кроме

того, вне проблем нет человеческого существования, поэтому

разрешение возникающих трудностей конструктивным путем

переводит личность подростков на новый уровень развития.

Не все психологические проблемы означают аномалии в

развитии. Психическое отклонение определяется с учетом

таких параметров: дистресс, неспособность к действи ю,

неадекватность, иррациональность, непредсказуемость,

нетрадиционность или статистическая редкость, нарушение

моральных норм и осквернение идеалов. Но одного из этих

критериев недостаточно, и ни один из них, представленный

отдельно, не является необходим ым для того, чтобы поставить

диагноз психического расстройства.

Обратим внимание на те трудности, которые осознают

сами подростки, их родители и педагоги. Условиями их

появления могут стать социальная ситуация при переходе на

новый уровень развития, против оречия при овладении новой

деятельностью и др.

Американская психологическая ассоциация в 2000 г.

указала на социальные и физические факторы, которые могут

иметь отношение к психическому расстройству. К большинству

главных расстройств, требующих лечения в к линике,

относятся симптомы или повторяющиеся формы неадекватного

поведения или психических состояний. Они причиняют

страдание человеку, нарушают какую –либо психическую

функцию. Расстройства личности проявляются в формах

дисфункционального восприятия и реак ции на события во

внешнем мире. По параметру медицинских заболеваний отмечаются и физические отклонения, учет которых помогает

понять психические расстройства поведения и нарушения

психических функций. Таких нарушений, зафиксированных в

Международной классификации болезней (МКБ–10),

насчитывается более 200. Остальные отличительные

особенности психики назвать психическими отклонениями от

нормы нельзя. Эти особенности проявляются у каждого

человека в результате сильных переживаний, изменения

социальных, семейных, экономических факторов. При этом,

естественно, меняются волевые, эмоциональные,

характерологические, потребностно –ценностные и другие

сферы личности. Другое дело, что особенности, которые мы

назвали трудностями взросления, нужно уметь распознавать,

идентифицировать их, вовремя предупреждать. Поэтому ниже

мы рассмотрим наиболее часто проявляющиеся трудности

взросления подростков: расстройства настроения, ощущение

одиночества, депрессии, тревожные состояния и др.

Настроение – это форма переживания. Чувст ва в общей

психологии определяются как переживаемое отношение к

предметам окружающего мира и к самому себе. Пережить –

это значит вынести, претерпеть (Словарь русского языка В.

Даля). Человек переживает свое отношение к чему –то, что

значимо для него. Явления, далекие от его устремлений и

ориентаций, не вызывают переживаний.

Существует несколько форм переживаний: аффект,

настроение, страсть, стресс (дистресс). Аффект – это очень

сильное, кратковременное переживание, настроение –

умеренное, неярко окрашенное длительное переживание; страсть – сильное и длительное переживание. Стресс –

чрезмерно сильное, интенсивное и часто неожиданное

переживание, однако оно не вызывает отрицательных

воздействий и не снижает работоспособности, интереса к

жизни и людям. Дистресс – необыкновенно сильное

отрицательное переживание, приводящее к дезорганизации и

разрушению наиболее важных структур организма. Является

источником сильных жизненных потрясений, вследствие чего

возникают психосоматические нарушения. Далее рассмотрим

лишь некоторые из этих расстройств. По нашему мнению, они

чаще всего встречаются у подростка и связаны именно с

трудностями его взросления.

Под расстройством настроения обычно понимают

ощущение подавленности, уныния и грусти, которое нарушает

нормальное течение жизни. По данным некоторых

исследований,

[51]

приблизительно 19 % взрослых людей знают

по себе, что такое плохое наст роение. Ученые связывают

расстройства настроения с разными состояниями мозга и

генетической обусловленностью. Последнее подтверждают

данные о монозиготных близнецах: если у одного близнеца

плохое настроение, то у второго оно тоже может возникнуть

(вероятность – 67 %). У полизиготных близнецов цифра

намного меньше – 20 %.

[52]

При нарушениях психического

развития расстройство настроения принимает в определенное

время года форму депрессии.

Однако настроение может измениться не только в

худшую, но и в лучшую сторону. И это также становится

неожиданным для подростка, вызывает у него удивление, а иногда – отторжение. Семнадцатилетняя студентка –

первокурсница пишет:

Когда я была подростком, перепады настроения у меня

случались не часто, зато они были глубокими. Примерно в

восьмом классе у меня произошла первая любовь. Сейчас,

правда, так не считаю. Но на том этапе для меня это были

серьезные испытания. Так как человек я очень

впечатлительный, то думать о чем–то другом, кроме моего

увлечения, я не могла. Из–за этого у меня снизилась

успеваемость в школе, дома начали происходить небольшие

конфликты. Я очень переживала, считала, что все вокруг меня

перевернулось, все хотят мне навредить. Я чувствовала себя

самым несчастным человеком на свете, и мне надо преодолеть

все преграды, уготованные мне судьбой. Тогда я буду

навсегда с Антоном. Только он маячил в глазах. Мы могли

говорить часами. События окрашивались в неожиданные

краски. Я становилась кем–то другим, похожим на Антона.

Ожидание телефонных звонков, его внимание и редко цветы я

начинала боготворить. Мы писали друг другу письма,

посылали их по почте, хотя каждый день виделись. Я не могла

отвечать уроки, казалось, что я не достойна его. В общем,

какой–то кошмар был. К счастью, где –то через полтора–два

месяца все это закончилось. Я заболела простудой, в школу

не ходила, Антон меня не навещал. Я поняла, что все это не

было трагедией. После моей первой любви я стала проще

относиться к жизни. Она мне помогла понять себя.

Изменчивость настроения в подростковом возрасте –

обычное дело. Первое чувство привязанности к другому, увлечение им рождает доверительные отношения, которые

кажутся настоящими. Но подчас подростки выстраивают лишь

желаемую, а не подлинную картину любви. Поэтому

настроение подростка в этот период амбивалентно и зависит

от мелочей: махнуть косой по лицу – это показать свою

пристрастность, пройти мимо него с кем –то, к кому

совершенно равнодушна, – испытать его терпение. А уж

продемонстрировать свою необычность тому, кто тебе

нравится, – святое дело.

На одной из консультаций мама рассказала следующее.

Ее сын–пятиклассник получил красивую открытку с

поздравлением по случаю Дня защитника Отечества от

девчонок, среди которых была Нат аша К. Поздравления они

приносили домой одноклассникам. Когда они спустились вниз,

мальчишка стал демонстрировать свою смелость, расхаживая

по перилам лоджии. Квартира находилась на тринадцатом

этаже. Девочки внизу смотрели и аплодировали. Мать

спрашивала, что делать ей в этом случае.

Перемены настроения у подростка зависят от

физиологических факторов: иначе начинает работать

щитовидная железа, происходит много нового в организме.

Эти процессы самим ребятам часто кажутся непонятными и

ненужными. Вот как об этом вспоминает Света С., например.

В 12–13 лет меня в основном раздражали учителя и

родные. Причина, как я считаю, заключалась в том, что

окружающие не воспринимали меня как взрослого человека.

Но и ребенком меня тоже назвать было нельзя. Я очень из –за

этого расстраивалась и часто была в плохом настроении: кричала, постоянно ссорилась с родными и в школе. У меня не

ладились отношения с учителями и одноклассниками, из –за

чего получала плохие отметки по предметам, а отсюда – ссоры

с семьей. В душе я считала себя достаточно взрослой, хотя я

сейчас понимаю, что это было не так. Но постепенно я решила

для себя, что если уж я решила считать себя взрослой и

самостоятельной, то и проблемы надо решать по –серьезному,

без лишних конфликтов. Я переборола свою внутренню ю

злобу, и жизнь моя наладилась. Изменились отметки,

отношения с учителями и родными.

Став взрослым, человек иначе воспринимает прежние

обиды и причины, вызывавшие расстройство настроения. Варя

З., студентка–первокурсница, пишет об этом:

В этом возрасте наблюдается постоянная изменчивость

настроения. На настроение влияют как погодные условия, так

и отношения окружающих. В этом возрасте я обижалас ь на

учителя из–за плохой отметки, на подругу, которая не дала

списать, на школу, заставляющую меня учиться, на погоду,

небо, дождь и пр. Но однажды утром я проснулась и увидела лучик солнца у меня на книжной полке. Настроение

поднялось, и что–то внутри поменялось…

Хотя изменение настроения у подростка может

происходить в ту или другую сторону, его контроль помогает

стабильности. Об этом довольно точно говорит 15 –летний

подросток Е. К.:

Я люблю заниматься творчеством, люблю придумывать

что–то новое, фантазировать. Когда я рассказываю о своих

идеях и задумках друзьям, знакомым, мне всегда интересно их

мнение об этом. Очень обидно, когда они говорят: «Нет, это

ерунда, мне неинтересно». Одна такая фраза может испортить

мне настроение на целый день, на неделю, а иногда и на

несколько месяцев. Я очень долго думаю: «Что было не так?»

Наверное, и по жизни у меня такой настрой. Я падаю духом,

когда меня критикуют. Настроение сразу портится. Это мой

минус, как мне кажется, но я не могу с собой ничего поделать.

Когда настроение портится, я стараюсь понять, почему, как

надо сделать, чтобы исправить положение, где я ошибся. А

иногда даже не пытаюсь ничего изменить, а соглашаюсь и

начинаю просто сам себя критиковать.

Как видим, у мальчика достаточно высокий уровень

рефлексии. Она помогает ему взрослеть, исправлять ошибки,

развивать свой социальный интеллект. Его идентичность

формируется без больших потрясений. Поиск своего места в

жизни осознан, а элементы неблагополучия проявляются в

переживаниях несоответствия того, что п резентирует другим

Е. К., тому, что хотят видеть в нем окружающие. Изменения настроения адекватны деятельности подростка и не нарушают

общего спокойного процесса развития.

В некоторых случаях плохое настроение приводит

подростка к появлению положительного психического

новообразования. Это способствует благополучию в будущем.

В то же время всегда приподнятое, веселое настроение может

быть признаком легкомыслия. Иначе говоря, переживание

значимости какого–либо предмета или явления показывает

вектор развития подростка: в каком направлении он

формируется, что для него становится важным, а что – нет,

чему он радуется, чему огорчается и часто ли происходят эти

изменения настроения. Взрослые выступают в роли «внешних

индикаторов» и контролеров этих изменений. Рассм отрим

случай Кати Н. (15 лет).

Самое глубокое эмоциональное потрясение было этим

летом. Меня родители учили, что если ты дружишь, то никогда

нельзя дружить просто так. Если у тебя есть друг, то эта

дружба должна быть настоящей. Если быть откровенной, то я

себя считаю хорошим другом. Я всегда приду на помощь в

любую минуту, никогда не критикую друга. Если я вижу, что

она не права, я скажу об этом наедине, ненавязчиво. Если

любишь или дружишь, то надо в полную силу. Летом я узнала,

что моя лучшая подруга част о говорила при других о моих

недостатках и о том, чего не было. Когда я узнала, это было

настоящим потрясением. Я плакала 2 –3 дня. Потом было

безразличие ко всему – к близким, делам. Я начала думать,

что никакой дружбы нет. Летом я поехала в палаточный

лагерь, и там меня попросили помочь воспитателю. Дети в отряде были десятилетние. Думать о своей проблеме было

некогда, надо было помогать детишкам. Обстоятельства

изменились… Папа мне сказал, что надо простить ее. О

подобных историях мне рассказывали дети. Я подумала, что

тоже не идеал. После лагеря я решила наладить с ней

отношения. Мы встретились, поговорили. После общения с ней

мне стало легче. Я не держу на нее зла. Мне стало спокойнее,

немного грустно, но не одиноко. Мои родители все время были

рядом и все видели.

Этот случай говорит о том, что девочке –подростку

удалось преодолеть и эмоциональную «сшибку», и угнетенное

состояние, а взрослые помогли ей не впасть в отчаяние.

Отметим и такой момент. Наши исследования показали,

что эмоциональные состояния мог ут передаваться,

«транслироваться». Это их свойство лежит в основе

механизмов формирования отношений к другому человеку:

когда один грустит, другой, замечая это, сочувствует ему.

Оказывается, подростки хорошо ориентируются в

определении настроения близких, и им не всегда хочется

находиться там, где царят скука, уныние и другие негативные

настроения. Выше мы отмечали, что страдания (или сильные

отрицательные переживания) возникают тогда, когда

нарушаются динамизация, стабильность и оптимизация.

Подростки не любят, когда стабильно спокойное или

радостное состояние резко меняется на злобное отчаяние. На

уроках общения подростки задают вопрос психологу: «Как

психологам удается помочь многим людям обрести душевное равновесие? Почему в мире столько зла? Как помочь всем

несчастным, кого переполняет злоба?»

Как рассматриваются расстройства настроения в разных

психологических теориях?

Психоаналитики считали, что пережитые в раннем

детстве конфликты и враждебность впоследствии влияют на

возникновение депрессии, склонно сти к самокритике и

чувства вины. Причина самопорицания – значимые

отношения. Потери во взрослой жизни актуализируют

враждебность, появившуюся в раннем детстве. Но теперь она

направлена на собственное «Я», что проявляется в

самопорицании, характерном для б олее тяжелых расстройств

поведения.

С точки зрения бихевиористов, расстройство настроения

возникает тогда, когда человека мало поощряют и он

переоценивает отрицательные события в своей жизни.

По мнению сторонников когнитивного подхода,

расстройства настроения связаны с отрицательными

установками: отрицательно воспринимаются те события, с

которыми человеку трудно справиться. У человека в плохом

настроении появляются три негативные установки:

отрицательное мнение о себе, отрицательная оценка

настоящего и отрицательное представление о будущем,

которое сулит лишь тяготы и страдания.

Люди в плохом настроении находятся в состоянии

выученной беспомощности: они убеждены, что

предпринимаемые ими действия ничего хорошего не принесут.

М. Селигман описал три вида выучен ной беспомощности: мотивационная недостаточность, эмоциональная

недостаточность и когнитивная недостаточность. Если человек

испытывал неприятность, которую ожидал, то и в новых

ситуациях известные действия вызывали у него

отрицательные переживания. Он выгл ядел измученным,

несчастным, скованным и напуганным.

Тревожные состояния, их типы и особенности

Одно из проявлений эмоционально –волевой деятельности

подростков – тревоги и страхи, которые они испытывают в

определенных жизненных ситуациях. Уровень тр евожности и

напряженности характеризует личность невротика – у него

отмечается нестабильность настроения, эмоционально

неадекватные реакции, страх. Страх – это психическое

состояние преувеличенной (иногда адекватной) опасности.

Страх сопровождается выработ кой корой надпочечников

нороадреналина. Как известно, нороадреналин понижает

жизненный тонус, приводит к пассивности, оборонительным

реакциям и вызывает стремление к безопасности. С одной

стороны, стремление к безопасности вырабатывает

аксидентальные способности и адаптацию. Человек

становится более осторожным в сложных, опасных для

существования ситуациях. С другой – необоснованная тревога

и страх мешают, приводят к нестабильности, личность

дезорганизуется и неспособна контролировать себя. По

данным Р. Геррига и Ф. Зимбардо, почти четвертая часть

взрослых в своей жизни испытывала тревожные состояния.

[53]

Значит, при страхе происходят изменения в поведении и

деятельности. Традиционно выделяют страх, направленный на

определенный объект или определенную ситуацию. Различные

формы страхов могут сочетаться друг с другом. В МКБ –10

выделено 4 вида страхов: фобические, вызываемые

определенными ситуациями или объектами; флюктуирующие

(приступы страхов), не связанные с определенными

ситуациями и возникающие в виде паники; генерализованные

– длительные переживания, не связанные с определенными

объектами или ситуациями, панические стра хи.

[54]

У младшего подростка появляются специфические страхи.

Они – продукт воображения (страх перед ведьмами, чертями,

привидениями, монстрами, кинг –конгами), страх перед

животными. У старших подростков на первый план выступает

страх перед авторитарными личностями (учителем и

директором), социальные страхи (страх не соответствовать

стандартам или субкультуре референтной группы), страх в

ситуациях с высокими требованиями. Немецкие специалисты

отмечают зависимость страхов детей от страхов их родителей

(страх обнищания). На появляющиеся страхи влияют стили

взаимоотношений в семье (гиперопека, симб иоз между

матерью и ребенком). Конкретное проявление этих состояний

рассмотрим на конкретных примерах.

В коррекционном классе школы г. Кириши ребята

спросили психолога, верит ли он в привидения. Обсуждая эту

тему, подростки сообщали о «существовании» вампи ров,

пьющих молодую кровь, о ситуациях, в которых они «видели»

вампиров, и о реакциях на это. Вот почему мнение родителей

о том, что детей и подростков необходимо готовить кпросмотру телепрограмм, заслуживает внимания. У них

начинаются галлюцинации, и они с трудом засыпают.

Очевидно, что показ убийств, подробностей умирания, крови,

льющейся рекой, не добавляет гуманизма подросткам. В связи

с этим спросим: «А есть ли на телевидении психолог? Почему

для детей и подростков так мало передач, которые учат их,

как противостоять рэкету, разбою, учат быть добрым, любить

жизнь, а не потусторонний мир?»

У старших подростков также появляются различные

страхи. Например, тринадцатилетняя девочка –подросток

говорит:

Боюсь собак. Страх возникает тогда, когда вижу собаку,

бегущую с оскаленной мордой. Я сразу начинаю думать о том,

как она на меня набрасывается и кусает, даже если этого нет

на самом деле. Меня раньше собаки не кусали. Но я все равно

боюсь этого. Возникает состояние, будто меня раньше кусала

собака (Кристина П.).

Как видим, страх у девочки появился в результате

переживания увиденного и услышанного. Он стабилен, но тем

не менее будет ослабевать по мере взросления. Этот страх

можно отнести к фобиям.

Старшие подростки начинают размышлять о жизни,

поэтому у них появляются экзистенциальные страхи. Марина

К. пишет:

Мой самый большой страх – страх предательства. Я

доверяю людям и очень ценю отношения с друзьями. Мне

очень обидно, когда близкий человек предает меня, не

задумываясь о том, как я буду себя чувствовать. Еще я оченьбоюсь не оправдать надежды моих близких и свои

собственные. Я привыкла добиваться желаемого, и страх

ударить лицом в грязь заставляет меня сильно волноваться на

ответственных мероприятиях. А еще я очень боюсь не найти

смысл жизни, потому что я не х очу жить просто так и

бесследно исчезнуть после смерти.

Отмеченные страхи являются по своему типу

фобическими и генерализованными.

О страхе, проявляющемся в виде паники в школьные

годы, пишет студентка–первокурсница, будущий психолог.

Я никак не могла понять, почему у меня возникает страх

перед директором и классной (классным руководителем. – В.

К.). Дело доходило до того, что у меня начиналась паника. Я

ничего не понимала, у меня дрожали коленки и руки. Если

меня о чем–то спрашивали, я ничего не слышали и не

понимала. Я могла куда–то бежать, чтобы от Н. М. спрятаться.

Я такой бы вопрос задала психологии как науке о жизни: «Что

такое чувство страха? Как преодолеть его в нужный момент?

Можно ли контролировать это чувство?»

О школьных страхах, их возникновении, причинах,

формах проявления написано очень много. Этот пример

лишний раз свидетельствует о появляющейся

дезорганизованности личности вследствие излишней

тревожности, ее неустойчивости и возможных отрицательных

новообразованиях. О панике, негативно влияющ ей на всю

сферу личности, говорит подросток Игорь П.:

Я живу в М. (район Петербурга. – В. К.). До дома мне

идти 20 минут по стройке. Я очень боюсь возвращаться мимобараков. Там много наркоманов. Им пристать ничего не стоит.

Однажды они меня избили, все от обрали и даже потребовали

снять кроссовки. Я езжу заниматься английским языком домой

к учителю. Меня встречать некому, бабушка сидит с

сестренкой, а мама уходит работать на сутки. Как быть?

Помогите.

Эта боязнь хулиганов, которые могут искалечить и

нанести вред здоровью, оправданна. Четырнадцатилетний

подросток практически не может противостоять разбою,

бандитам и хулиганам. Чтобы сохранить его психическое

здоровье, следует перенести занятия английским языком на

светлое время суток. Мальчик не хочет сообщат ь о своем

страхе матери и бабушке, а напрасно: близкие должны знать

о его состоянии и выбрать удобный вариант занятий.

У подростков, учащихся общеобразовательных школ

распространены школьные страхи и страхи разлуки (переход

в другую школу, страх потерять о дного из родителей, если в

семье неблагоприятные отношения). Школьные страхи

проявляются как страх оценки знаний, страх несоответствия

оценке и требованиям окружающих и др.

Ученые указывают, что страх разлуки и школьные фобии

возникают чаще всего из–за чрезмерных требований учителя

или недостаточной зрелости подростка в связи с

привязанностью к значимому лицу. Подростки не любят

отвечать у доски, потому что на них смотрят сверстники,

боятся, что скажут глупость, которая вызовет их смех.

Оказалось, что школьные страхи – постоянный спутник

обучения. Девочка–подросток сообщает, что, как тольконачинается опрос и проверка домашнего задания, у нее

холодеют и становятся мокрыми руки, потом дрожат колени.

Спрашивается, каким же тоном учитель сообщает о проверке

домашнего задания? Знает ли педагог о том, каким

испытаниям подвергаются его ученики в эти минуты? Можно

ли обойтись без дифференцированного подхода во время

проверки знаний? Как надо опрашивать учеников, чтобы

девочка перестала испытывать ужас?

По данным исследования М. В. Оршанской, общая

тревожность у девочек достигает 48 баллов, а у мальчиков –

почти 46 баллов; страх самовыражения – более 58 баллов у

девочек и более 50 – у мальчиков; страх ситуации проверки

знаний у девочек – почти 57 баллов, у мальчиков – 60 с

лишним; страх несоответствия ожиданиям окружающих –

больше 50 – у девочек и 63 – у мальчиков. Страхи в

отношениях с учителями распределились почти поровну:

более 45 баллов у обеих групп обследованных.

[55]

Для таких страхов в обучении характерно уклонение от

посещения школы, привязанность к одному из близких людей,

уклонение от общественных обязанностей. К примеру, у

Карины Б., ученицы 8–го класса, три пропуска по алгебре с

начала триместра. Объясняет их тем, что она плохо понимает,

но просить учителя повторить что –либо боится: «Засмеют. У

нас класс недружный. Сразу выставят на посмешище».

В МКБ–10 не случайно подробно описаны признаки всех

страхов – они могут спровоцировать расстройство психики.

Рассматриваются формы проявления разли чных тревожных

расстройств у учеников. Уклоняться от школы они могут по –разному, например полностью отказаться от посещения школы

из–за боязни обид и унижений («мальчик для битья»).

Ребенок избегает ситуации школьной неуспеваемости путем

переключения на способы поведения, доставляющие

удовольствие.

Наблюдаются вполне обоснованные подростковые страхи

быть покинутым, трудности или нарушения процессов

обучения, физическая слабость и недостаточно развитая

совесть. Результатом всего этого становится девиантное

поведение, проявляющееся одновременно со страхом

наказания. Отмеченный симптомогенез поможет распознать

истинную причину прогулов уроков.

В семье страхи нередко возникают дифференцированно:

подросток боится отца, а мать скрывает истинную картину. В

ситуациях с отчимом ситуация несколько меняется: отчим

«редко, да метко» проверяет домашние задания, дневник. Его

упреки становятся горше наказания.

В школе я боялась почти всех учителей, дома – отчима.

Он меня за двойки не бил, зато постоянно говорил: «Не

забывай, чей хлеб ешь и заслужила ли ты его. Я тебя учить не

собираюсь. Полы пойдешь мыть как миленькая.» (Оля М., 17

лет, студентка).

Можно предположить, что школьные страхи множатся в

случае несогласованных действий родителей подростка и

наказания его за неуспеваемость. Приведем такой пример.

Отец ребенка, у которого отмечена школьная фобия,

играет второстепенную роль в семье, эпизодически

занимается воспитанием сына, но противостоит матери. По еенастоянию он иногда ходит на родительские собрания. Из

школы приходит злой и устраивает подростку серьезную

«проработку». Называет его лентяем и дармоедом. Когда отец

хочет ударить его, вмешивается мать, встает между ними и

заслоняет от ударов. Тогда отец набрасывается на мать,

говорит, что она избаловала парня на свою беду. После

родительского собрания в доме «траур». В школу подросток

идти не хочет, так как накануне не учил уроки из –за

скандала. Мать разрешает остаться дома. Она жалеет

мальчика, так как отец сыном занимается изредка, но все –

таки «кормит–поит». Нечастые ссоры инициирует отец,

поскольку требует порядка. Подросток боится гнева отца, но

спокойно живет под прикрытием матери. Боится ходить в

школу по понедельникам, так как накануне проводит время со

сверстниками и ничего не учит. Взаимопонимания в доме нет,

нет и совместной деятельности, которая помогла бы выяснить

причины страхов и, самое главное, причины уклонения от

серьезной учебы.

Страхи школьника возникают из –за комплекса причин и

представляют собой довольно сложную структуру, в

содержание которой входят испорченное настроение, фобии,

иногда – паника, что отец проверит качество выполненных

домашних заданий.

Школьная фобия появляется из–за плохих материальных

условий жизни, недостаточной интеграции семьи в общество

или ближайшее окружение, физического или психического

нездоровья родителей, супружеских или семейных

конфликтов, отклонений в подходах к воспитанию детей. Витоге дети становятся чрезмерно пугливыми и испытывают

трудности в школе. У детей, имеющих страхи, появляются

вторичные проблемы–депрессии, нарастает социальная

изоляция, подросток начинает отставать в учебе. Многие из

них боятся, что одноклассники посчитают их прогульщиками,

лентяями, больными.

Паническое расстройство заключается в том, что люди

испытывают приступы паники, которые длятся неск олько

минут. Оно начинается с мрачных предчувствий, страха или

ужаса. Эти состояния сопровождаются физическими

симптомами: учащенным сердцебиением, головокружением,

обмороками или удушьем.

В отличие от страха фобия – это непрестанный и

иррациональный чрезмерный страх, вызванный каким–либо

занятием или ситуацией, которые, как представляется, несут

реальную угрозу.

Важно отметить социальные фобии. Человек, страдающий

ими, боится, что будет вести себя в незнакомом месте

несуразно, и это вызовет смех или осужде ние окружающих.

Даже если он понимает неразумность этого, вести себя по –

другому он не может. Под давлением социофобий человек

избегает многолюдных мест. Неумение справляться с этим

приводит к тому, что он не может как следует выполнить

деятельность. Страх оказаться под пристальным вниманием

окружающих, быть отвергнутым ими мешает выглядеть так,

как хочется, и тогда опасения начинают сбываться.

Социофобии особенно характерны для подросткового и

юношеского возраста, так как молодые люди хотят бытьзначимым в глазах окружающих и стремятся к принятию

сверстниками.

Все виды тревожного расстройства ухудшают

работоспособность, потому что беспокойство не поддается

контролю, от него нельзя избавиться. Сосредоточившись на

источнике тревоги, человек не может уделить вн имание

качественному выполнению учебной или трудовой

деятельности. Иногда у детей и подростков встречаются

элементы обсессивно–компульсивного расстройства:

появляются навязчивые идеи или действия. Навязчивые

состояния (обсессии) – это мысли, образы, желания («Нужно

ли идти по этой улице, где мало народа?», «Закрыта ли

дверь?» и т. п.). Компульсивное поведение – повторение

целенаправленных действий, выполняемых в соответствии с

принятыми правилами (неоднократная проверка ошибок в

сочинении или контрольной ра боте при неуверенности в

правильности выполнения).

Одним из видов тревожного состояния является

посттравматическое стрессовое расстройство. Это тревожное

состояние характеризуется упорно повторяющимся

переживанием травмирующих событий, которые ярко

предстают в воспоминаниях (неудачная сдача экзамена,

несчастный случай, свидетелем которого оказался, и т. д.).

Объясним все типы тревоги с позиций различных

психологических концепций.

С точки зрения психоанализа симптомы тревожных

состояний скрыты в конфликтах. Приступы паники –

следствие прорыва бессознательных конфликтов в сознание. Навязчивое поведение – попытка вытеснить тревогу,

вызванную конфликтом.

Бихевиористы, объясняя беспокойство, ориентируются на

реакции, прививающие или закрепляющие симптомы.

Компульсивное поведение возникает тогда, когда человек

стремится ослабить тревогу, связанную с навязчивыми

мыслями. Они–то и закрепляют такое поведение.

Когнитивный подход позволяет объяснить все причины

тревожных состояний процессами восприятия и установками,

искажающими оценку человеком возникающей опасности.

Психологи–когнитиви–сты полагают, что тревожные

расстройства психики вызваны мнительностью личности (т. е.

придуманной картиной последствий какого –либо действия).

Одиночество и его особенности у подро стков

Быстро меняющиеся социальные, экономические и

идеологические процессы обострили неблагополучие

подростка, трудности его взросления стали принимать самые

разные формы. Одна из психологических причин этих

трудностей – дезадаптация, а следствие – одиночество.

Многие годы предполагалось, что одиночество – спутник

людей зарубежного постиндустриального общества. Но

переход нашего государства от одной социальной системы к

другой автоматически не снимает личностные проблемы, а

наоборот, порождает новые, в то м числе ощущение

потерянности и отчуждения. Сложилось мнение о том, что

одиночество – удел человека пожилого возраста. Но на самом

деле одиночество отмечают у дошкольника и младшего

школьника, юноши и взрослого человека. Однако самымиопасными симптомы одиночества и отчуждения являются у

подростков, потому что они ищут свой путь в жизни,

формируется их идентичность, продолжается самовоспитание

и поиск идеалов. Эти симптомы свидетельствуют о

невозможности личности быть активной, взросление проходит

по лабиринтам изоляции, что отчуждает подростка от участия

в своем мироустройстве. И если родители ведут неправедный

образ жизни или мало занимаются своими прямыми

обязанностями, то подростки испытывают сильные

фрустрации от непонимания взрослых и сложных отношений

со сверстниками. Невозможность преодолеть одиночество и

покинутость приводят к суицидальным намерениям.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что не любую

ситуацию, где подросток физически находится один, следует

рассматривать как результат неприкаянности, по кинутости и

отчужденности. Некоторые виды деятельности человек

вообще должен выполнять один (творчество, решение

шахматных задач и задач по программированию). Более того,

разобраться в себе и других помогает именно одиночество,

позволяющее путем самоанализ а определить, почему

совершены ошибки, и принять окончательное решение о

будущих действиях.

Ощущение одиночества и покинутости появляется и на

более ранних этапах развития личности. С нашей точки

зрения, оно – неудовлетворенная аффилиативная потребность

(в присоединении к кому–то). Однако дефицитарность этой

потребности проявляется тогда, когда личность не может или

не хочет ее заменить. Например, ребенок хочет играть с тем, укого есть новая игрушка, а его не принимают в игру. Тогда у

него возникает досада, печаль из–за того, что им

пренебрегли. Но ведь возможна и компенсация, т. е. он

начинает играть с другими, у которых тоже есть интересные

игрушки. Если же он играет один, у него много незнакомых и

интересных игрушек, то дефицит в общении с другими будет

восприниматься положительно. Однако если деятельность

требует совместных способов ее выполнения, невозможность

ее выполнить при сильном желании вызовет переживание

отвергнутости. Это переживание не исчезает бесследно. В

аналогичных ситуациях возникает уста новка на принятие

другими. Человек анализирует свой арсенал средств,

которыми он располагает для выполнения данной

деятельности.

Как о сильном детском переживании в ситуации

отвержения пишет будущий психолог:

Я позвонила Марине и позвала ее гулять. Она ска зала,

что гулять не пойдет. Тогда я пошла к другой подружке и

увидела там Марину. Я так растерялась. В следующий раз мы

договорились отправиться вместе в цирк. Девочки сказали,

что не пойдут, потому что не сделали уроки. В цирк мы

поехали с мамой, и там все встретились. Я так расстроилась,

что плакала. Мама не могла ничего понять, потому что вокруг

все смеялись. Я так боялась, что меня бросят девочки, и

унижалась. Угощала их фруктами и конфетами, но они все

равно меня сторонились. Мне было так одиноко, но я ничего

не могла сделать. Потом я поняла, что меня использовали,

просили списать контрольную. Они были вежливые. А потомопять уходили вместе, говорили, что торопятся. Я никому не

могла об этом рассказать, мне было стыдно. Этот горький опыт

в 11 лет остался на всю жизнь и помог мне по глазам детей

понять, как им бывает плохо, когда их не берут в компанию

другие дети. Это ведь так жестоко…

Подобные ситуации сродни предательству, когда

попираются ранние договоренности или дружба. Девочка –

подросток пишет об этом:

Одно из самых неприятных воспоминаний в детстве

связано с переходом в другую школу. В новом коллективе

меня не приняли, со мной не разговаривали шесть месяцев.

Правда, держалась я очень стойко, но внутри было очень

плохо. В эту школу я перешла со своим другом. С ним

мальчишки из класса подружились. Но самое обидное было то,

что мой друг в школе ко мне даже не подходил. Он боялся

того, что увидят нас вместе, и с ним тоже не будут

разговаривать. Но хорошо, что семья у меня хорошая. Они

меня все время не оставляли одну. Потом все наладилось. А

некоторые девочки сказали: «Оказывается, ты не воображуля.

Мы решили тебя проучить».

К сожалению, обе эти ситуации разворачивались без

контроля со стороны педагога. Правда, в последнем случае

одиночество не достигло своего пика – помогли родители. А

ведь могло быть и не так: появились бы двойки, так как

девочка побоялась бы отвечать. Игнорирование сверстниками

могло привести к депрессии и нервному срыву.

Как понятно из приведенных случаев, одиночество

подростков негласно санкционируется взрослыми, которые неувидели расстройства настроения, не обратили внимания на

причины скуки и т. п. Но иногда они сами провоцируют

возникновение у подростков чувства одиночества и

потерянности тем, что что–то не досказали, сделали за спиной

нечто гадкое и подлое, коварное. В качестве иллюстрации

сошлемся на наше исследование психических травм и их

значения для взросления подростка.

В семье я поздний ребенок, но родители у меня были

любящие, жили не в большом достатке, но все самое

необходимое у меня всегда было. У моего отца была и есть

сестра, моя тетя. К нашей семье она всегда относилась

предвзято, пыталась учить мою маму, отца.

И вот однажды моя тетя взяла меня с собой в лес за

ягодами. С нами была еще подруга тети. Ходим, собираем

ягоды. И тут я слышу, как моя тетя говорит подруге: «Да что

ты хочешь, брошенный ребенок, родители пьют. Я думаю, что

возьму ее». Я на всю жизнь запомнила эту черничную поляну.

У меня внутри до сих пор сидит боль, обида за ту неправду,

которую я услышала. С какой простотой она это говорила! Для

меня это был гром среди ясного неба. Как могут близкие люди

так бесстыдно врать?! Моих родителей уже нет, а тетя

здравствует и приходит ко мне. Часто зовет меня в гости, но я

не могу прийти к ней, несмотря на то что бол ьше

родственников нет. Лучше быть одной, чем с этой тетей.

Взрослые отражают то, что чувствует подросток, и

наоборот. Вот почему одиночество – это реакция на

окружающую жизнь, которая создается и взрослым, и

подростком. Вот как реагирует девочка 12 лет на поступки взрослых,

которые ничего не объяснили и поставили ее перед фактом:

Летом меня отправили к бабушке, а старшую сестру

родители взяли с собой в отпуск. Мне постоянно казалось, что

я лишняя, меня любят меньше, чем сестру. Я чувствовала

одиночество и боялась, что меня оставят у бабушки навсегда.

Это было год тому назад. Теперь старшей сестре покупают

больше вещей, говорят, что ей нужнее. Я же все за ней

донашиваю, и опять мне кажется, что я никому не нужна.

Значит, одиночество – такое свойство личности, которое

характеризует ее со стороны невозможности удовлетворить

потребность в принятии другими, быть для них значимой. Как

мы видели, переживание одиночества неоднозначно.

Наступает период в жизни, когда возникает даже потребность

в одиночестве, когда человек хочет побыть наедине со своими

мыслями и чувствами. Вместе с тем ощущение своей

ненужности приводит к формированию нигилизма и

протестных реакций. Последнее часто характерно для

подростка. Неразрешенные им самим и другими негативные

стороны одиночества являются деструктивными компонентами

личности, которые вместо созидающей направленности

приведут к разрушающей. Необходимо научить подростка

преодолению потерянности и одиночества. Об этом мы тоже

будем говорить.

Прежде чем рассмотреть теоретические подх оды к

проблеме одиночества, остановимся еще на одном примере. О

своем одиночестве пишет взрослый человек, осваивающий

профессию психолога. Да, я ощущала одиночество, нехватку любви, внимания в

течение всей жизни. Давно не видела отца и поэтому не знала

и до сих пор не знаю отцовской любви.

Живя в одной комнате с мамой, я ощущаю одиночество,

так как мама не уделяла мне внимания. Но, несмотря на это,

мама одевала, кормила меня. Благодаря ей я понимала, что

нужно делать в жизни. Неудивительно, что мы с мамой

скандалили почти каждый день по пустякам, но спустя 20

минут разговаривали как ни в чем ни бывало. Я не умею

обижать людей, но мои слова могут задеть за живое или

обидеть кого–нибудь. Мне было все равно, что подумают люди

обо мне. Я научилась прощать всех, но в этом помог психолог

нашей школы.

Раньше была замкнутая, ни с кем не разговаривала, меня

обижали, унижали, но я не страдала, редко плакала. Но была

я как тень, которую никто не замечал. Мне было все равно,

главное в жизни было учиться, учиться. Это был а главная

цель.

Я не люблю, когда мне говорят одно и то же. Меня это

раздражает. Иногда нервничаю, когда что –то не получается

или меня выгоняют из кабинета. Иногда плачу, от чего никак

не избавиться.

Этот отрывок характеризует причины одиночества и его

последствия, а также связь со всеми другими структурами

личности – темпераментом, характером, направленностью.

Видно, что перед нами натура глубокая, противоречивая, с

застревающей и возбудимой акцентуацией характера.

Целеустремленность и самообладание позвол или этой






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.