Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Социальная работа как учебная дисциплина






Предмет “Введение в специальность “Социальная работа” задача учебного курса простая, но важная – профессионально ориентировать молодых людей, дать им достаточно полное представление о будущей профессии. Студенты должны получить первоначальные знания о сущности специфике профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, разобраться в достаточно сложной системе вузовской учебы. Важность курса в том, что, давая первоначально самые общие знания о профессии, он знакомит студентов с тем, как овладевать этой профессией, с культурой учебного труда, элементами научно-исследовательской деятельности.

Специалисты по подготовке профессионалов этого профиля отмечают, что раннее профессиональное ориентирование социального работника – залог его успешной работы в последующем. Чем раньше и активнее студенты включатся в работу по освоению избранной ими профессии, чем более настойчиво и целенаправленно они будут трудиться в вузе, тем более грамотные специалисты получатся из них.

Курс “Введение в специальность” изучается в 1-м семестре, завершается зачетом. Он открывает изучение цикла общепрофессиональных дисциплин, куда входят такие учебные предметы, как “Теория социальной работы”, “Технология социальной работы”, “История социальной работы”, “Профессионально-этические основы социальной работы”, “Правовое обеспечение социальной работы” и др.

Студентам-первокурсникам предстоит большая и сложная работа по освоению избранной ими специальности. В этой работе им придется столкнуться с определенными трудностями, которые вызваны следующими причинами:

· сложностью самой профессии;

· тем, что специальность, которую они выбрали, является новой. Высшие учебные заведения страны еще только накапливают опыт, традиции, методику профессиональной подготовки специалистов по социальной работе;

· нехваткой учебной и специальной литературы, выпуск которой только начался.

Для того, чтобы преодолеть эти трудности, студенты должны много и упорно работать, не теряя ни одного дня, как можно быстрее адаптироваться к условиям вузовской жизни.

Изучением курса “Введение в специальность” студенты-первокурсники не только начинают постижение сложной и самой, пожалуй, молодой профессии в нашей стране. Они получают новый социальный статус – студента, начинают осваивать студенческую жизнь со всеми ее законами, сложностями и проблемами. От того, насколько быстро и без осложнений произойдет это освоение, во многом зависит и успешность самой учебы в вузе, и в конечном итоге успешность формирования молодого специалиста. Процесс, который происходит с молодым человеком в первый период его студенческой жизни, называется социальной адаптацией. Очень важно знать сущность, механизмы и особенности протекания этого процесса.

Адаптация (лат.) – это приспособление. Социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся среде, в данном случае, к вузовской жизни, процессу учебы всему тому, что связано с ним. Составными частями механизма адаптации являются социальная деятельность, социальное общение, социальное самосознание.

В основе социальной адаптации лежит активная деятельность, поэтому она наиболее важна. Ее составные: игра, учеба, труд, благодаря которым происходит полноценная включенность, активное приспособление индивида к социальной среде. Вот почему так важно буквально с первых дней учебы в институте активно участвовать во всех видах учебного, учебно- и научно-исследовательского труда, в студенческом самообслуживании по уборке учебных помещений, различного рода субботниках и воскресниках, в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых в институте, на факультете, на курсе.

Социальное общение направляет, ускоряет, расширяет круг освоения социальных ценностей и норм при контакте с другими индивидами, социальными группами. Первокурснику необходимо познакомиться и общаться не только с товарищами по группе, по курсу и факультету, но и с преподавателями, учебно-вспомогательным персоналом, работниками библиотеки и т.д.

Социальное самосознание – та часть механизма социальной адаптации, при которой осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли, своего “Я” в окружающей социальной среде. Чем скорее произойдет это формирование и осмысление применительно к вузовской среде, тем успешнее будет учиться студент.

Таким образом, социальная адаптация - это сложный и противоречивый процесс, составные части которого образуют неразрывное единство: без деятельности не может быть общения и наоборот, а самосознание формируется и развивается в ходе деятельности и общения, влияя, в свою очередь, на них.

В процессе адаптации следует выделить две стороны: объективную и субъективную. Объективная заключается в том, что на индивида активно влияют окружающая среда (родители, друзья и т.д.), а также социальные институты общества. Субъективная связана с личностными качествами человека, его взглядами, убеждениями, со всеми аспектами его социально-психологического развития. Здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание принять, усвоить существующие социальные ценности.

В связи с этим мы можем говорить о двух видах адаптации: добровольной или вынужденной. Добровольная происходит тогда, когда человек активно и осознанно принимает те меняющиеся условия социальной среды, к которым он приспосабливается. В этом случае адаптация происходит быстрее, значительно легче, не вызывая значительных осложнений в жизни человека. Вынужденная адаптация имеет место тогда, когда происходящие изменения не соответствуют, противоречат установкам и представлениям индивида, но в тоже время он вынужден содействовать их реализации. Это значительно осложняет процесс адаптации и не только замедляет его, но и может привести к неудачам; индивид так и не сможет адаптироваться к новым условиям, что вызывает крайне нежелательные последствия: срывы в учебе и, как следствие, невозможность продолжать учебу в институте, эмоциональные и психические срывы, ухудшение здоровья и т.д.

Следовательно, с первых дней учебы первокурсник должен помнить о том, что его пребывание в вузе требует определенного приспособления к новым условиям, что социальная адаптация тогда будет успешной, когда заработает весь ее механизм в единстве, когда она осуществляется добровольно и осознанно. Это требует множества условий, важнейшими из которых являются знание структуры и содержания работы высшего учебного заведения, а также особенностей учебного процесса в нем.

Доказано, что люди, обладающие более высокой образованностью, обладают более высокой степенью адаптивности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.