Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История социальной работы в России






Благотворительность на Руси имела древние корни. В ее основе лежат гуманистические начала в характере и обычаях древних русичей. Ученые отмечают, что на развитие этих начал наряду с влиянием основных мирных видов деятельности (хлебопашество, скотоводство, ремесленничество) и родового общественного устройства сказывались и среда обитания, географические и природно-климатические условия.

Принятие христианства упало на благодатную почву и имело огромное значение для развития благотворительности. Летописные источники свидетельствуют, что под влиянием христианского учения, которое взывает к человеколюбию, милосердию, многие правители стремились своим примером показать образец добродетели. Так, по указанию Великого князя Киевского Владимира “нищих и убогих” не только кормили на княжеском дворе, но и на специальных телегах развозили еду и одежду тем, кто не мог прийти сам. В 996 году князь Владимир издал Указ, в котором духовенству вменялась в обязанность организация общественного призрения (призрение – одна из форм помощи нуждающимся; призреть – дать кому-нибудь приют и пропитание), были определены источники финансирования – десятина.

Князь Ярослав Владимирович (правил с 1019 года) основал сиротское училище, в котором на своем иждивении воспитывал и обучал 300 юношей. Активно помогали бедным князья Изяслав (1024 – 1078 гг.) и Всеволод (1030 – 1093 гг.) Ярославовичи, особенно правнук князя Владимира Владимир Мономах (1053 – 1125 гг.)

Татаро-монгольское нашествие прерывает эту тенденцию, но усиливается роль церкви в благотворительной деятельности, т.к. в трудные для Руси времена церковь осталась единственной общественной силой, способной организовать эту деятельность.

В средние века и позже на Руси существуют и активно развиваются два направления:

продолжение традиций князей Киевской Руси – организация, пример личного благодеяния и помощи убогим, престарелым и другим нуждающимся;

усиление государственного начала в благотворительной деятельности.

Иван Калита (? – 1340 гг.) регулярно раздавал милостыню. Борис Годунов (венчался на царство в 1598 году) организовывал различную помощь бедным, голодающим (например, во время неурожая 1601 – 1602 годов), строительство казенных домов для нуждающихся.

Меняется содержание благотворительности. В древние времена она ограничивалась подаянием милостыни неимущему, любому, кто “протянет руку”. В более поздние времена – это материальная помощь частного лица или группы лиц нуждающимся, вклады в строительство или содержание богоугодных заведений, участие в благотворительных акциях.

По мере развития российской государственности решение социальных проблем приобретало все более организованный характер. Система общественного призрения начинает складываться в царствование Федора Алексеевича, который в 1682 году издал Указ, в котором предписывалось строить госпитали и богадельни для нуждающихся, а также уничтожать профессиональное нищенство, которое рассматривалось как социальное зло.

Петр Первый продолжил эту деятельность. В 1712 году был издан Указ об организации госпиталей-богаделен для увечных и престарелых людей. Была продолжена также и борьба с нищенством. В одном из его указов требовалось штрафовать подающих милостыню, т.к. вся благотворительность должна была направляться в госпитали и подобные заведения, а не поощрять профессиональное нищенство.

Во второй половине 17 века при Екатерине Второй окончательно складывается система общественного призрения. Как уже упоминалось, призрение – от “призреть, призревать”, т.е. обратить взор со вниманием, участием, сочувствием, милосердием, дать кому-либо приют и пропитание. Цель призрения – разумное и организованное, в отличие от благотворительности, обеспечение нуждающихся необходимым и предупреждение нищенства. Общественное понималось Екатериной достаточно широко: и как государственное. В 1775 году она учредила специальные приказы общественного призрения, в функции которых входила организация богаделен для убогих, увечных и престарелых, т.е. эта деятельность выводилась и на государственный уровень. Екатерина положила также начало созданию в России благотворительных обществ, первым из которых было учрежденное ею в 1764 “Общество воспитания благородных девиц”. В то же время Екатерина Вторая занималась и личной благотворительностью. Когда дворянство и купечество собрали ей на памятник 52 тыс. рублей, она добавила к ним 150 тыс. из собственных средств и распорядилась истратить их на организацию училищ и сиротских домов.

По сложившейся традиции члены императорской фамилии, особенно женщины, очень много занимались благотворительностью. Обычно жена российского императора возглавляла ведомство призрения, которое руководило организацией благотворительности в масштабах всей страны.

На состояние и развитие системы общественного призрения не могла не повлиять реформы середины 19 века. Создаваемые городские и земские управы наряду с другими функциями должны были заниматься и вопросами общественного призрения. Продолжали действовать и развиваться различного рода общественные организации, занимавшиеся благотворительностью. К концу 19 века только в Европейской части России насчитывалось около 4000 различных благотворительных учреждений.

Таким образом, к началу 20 века благотворительность и общественное призрение в России прошли значительный путь. Этот процесс условно можно разделить на несколько этапов:

дохристианский или архаический, который характеризуется формированием гуманистических начал в национальном характере древних русичей, что, несомненно, положительно сказалось и на принятии христианства, и на развитии традиций помощи ближнему. Характерны родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи;

с 9 века по 13 век, период княжеской и церковно-монастырской поддержки;

с 14 до середины 17 века, период церковно-государственной помощи, когда был пройден путь от нищелюбия к первым попыткам государства вмешаться в организацию помощи бедным и обездоленным;

вторая половина 17 века - до реформ середины 19 века, период государственного призрения, на котором сформировались основы государственного и общественного призрения, развивались открытая и закрытая системы благотворительных учреждений и социальной помощи, росло число благотворительных обществ и организаций, появились новые категории призреваемых;

60-е годы 19 века – 1917 год, период расцвета социальной помощи в России, характеризующийся тем, что произошла либерализация социальной политики, государство передало социальные функции органам городского и земского самоуправления, наряду со старыми появились новые формы и методы работы, возросло число благотворителей и меценатов;

1917 – конец 80-х годов, когда, вопреки бытующему представлению, социальная работа не прекратилась, а приняла новые форма и велась, в основном государством: борьба с безработицей, организация бирж труда (закрылись в начале 30-х годов), борьба с детской беспризорностью, возведенная в ранг государственной политики, помощь голодающим (начало 20-х годов). В 30-е годы социальная работа свертывается, т.к. господствующая в это время идеология учит: в государстве рабочих и крестьян нет и не может быть социальных проблем. Исчезает само понятие благотворительности. Та социальная работа, что ведется в это время, распылена между многими министерствами и ведомствами, она довольно бессистемна, не учитывается мировой опыт. Социальная защита во многом сводится к государственному социальному обеспечению;

с начала 90-х годов начинается новый этап – становление профессиональной социальной работы в нашей стране. За это время сформировалась система социальной помощи, которая нуждается в дальнейшем совершенствовании, но она есть, появились первые профессионально обученные кадры социальных работников и специалистов в сфере социальной работы, сама система подготовки кадров, которая проходит процесс совершенствования и отладки.

Становление этой специальности происходит в очень непростых условиях. С начала 90-х годов страна начала новый и очень сложный этап своего развития - переход к рыночной экономике. Процесс этот трудный, болезненный, характеризующийся спадом производства, безработицей, резким снижением доходов большинства населения страны и даже обнищанием миллионов людей. Сложная экономическая, политическая, социальная ситуация в России, а также необходимость помочь человеку освоиться, сориентироваться, а иногда просто выжить в этой обстановке, потребовали создания новой для нашей страны системы социальной работы.

В то время, как в большинстве стран мира уже с начала века интенсивно развивалась социальная работа как самостоятельная профессия, шаг за шагом формировался корпус специалистов-профессионалов в этой области, в России в условиях тоталитаризма в течение многих десятилетий декларировалась беспрецедентная защищенность советского человека, считалось бессмысленным создавать специальную систему социальной защиты населения.

Процесс формирования такой системы пошел в стране с начала 90-х годов. Почему именно в это время?

Во-первых, новые социально-экономические отношения, сложная социальная ситуация требуют системы социальной защиты человека, семьи, населения страны в целом, ориентированной на динамично изменяющиеся социальные условия рынка;

Во-вторых, опыт стран, довольно благополучных в экономическом и социальном отношении (европейские страны, Скандинавия, США, Канада), убедительно доказывает, что в любом, даже в самом богатом, обществе существуют социальные беды: инвалидность, нищета, болезни, алкогольная и наркотическая зависимость, одинокая старость и т.д. С ними нельзя справиться без системы социальной работы, а, следовательно, и без кадров социальных работников;

В-третьих, система социальной защиты необходима и потому, что она выступает важным связующим звеном между теми, кто в ней нуждается, кому надо помочь, и государственным аппаратом, и законодательством.

Таким образом, в начале 90-х годов было принято принципиально важное решение, которое должно было ликвидировать отставание нашей страны в области социальной работы.

Госкомитет СССР по труду и социальным вопросам 23 апреля 1991 года издал постановление № 92 о дополнении квалификационного справочника должностей характеристикой " специалист по социальной работе". Таким образом, в марте-апреле 1991 года профессия " социальная работа" была официально зарегистрирована в государственных документах (причем сразу в нескольких модификациях: социальный педагог, социальный работник, специалист по социальной работе), что означало выход России на профессиональный уровень социальной работы.

Однако этот выход осуществлялся не с нулевой отметки, а на основе, созданной представителями различных ведомств и профессий. Распределяясь между воспитателями и практическими психологами, работниками культуры, здравоохранения и спорта, педагогами, органами соцобеспечения и охраны порядка, различными общественными организациями, социальная работа в России до 90-х годов развивалась как бы изнутри, неофициально, непосредственно на местах, где формировались различные модели социальной защиты людей, формы и методы практической социальной работы, проводились научные исследования в этой области.

Именно в этом состоит своеобразие процесса становления профессии " социальная работа" в России, оказавшейся на момент своего профессионального рождения в достаточно зрелом состоянии, с богатым потенциалом, глубокими историческими корнями, традициями милосердия, сотрудничества, социальной заботы, взаимопомощи. И официальное утверждение профессии " социальная работа" можно назвать юридическим оформлением того, что было накоплено теорией, практикой, историей народов России.

Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Применительно к современной России, ввергнутой в социальный передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное развитие социальных служб, включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, творческих и профессиональных союзов, религиозных организаций есть вопрос политический и один из приоритетных в сфере национальной безопасности.

Ни одна государственная и общественная система не может нормально функционировать без подготовленных кадров. Этому нас учит как собственный, так и зарубежный опыт. Поэтому наряду с формированием системы социальной защиты в стране началась подготовка кадров для этой системы. Она идет двумя путями:

Профессиональная базовая подготовка специалистов социальной сферы в учебных заведениях.

Переподготовка и дополнительное профилирование уже работающих специалистов.

В организации социальной работы Россия идет своим путем, однако зарубежный опыт внимательно изучается и используется. По данным Международной Федерации социальных работников в мире насчитывается более 250 тысяч профессиональных, т.е. дипломированных социальных работников, из них более 120 тысяч работают в США, около 16 тысяч - в Швеции, по 6-10 тысяч в – в Англии, Финляндии, Норвегии, Ирландии. Им помогает большое количество постоянных и временных помощников - волонтеров.

В большинстве стран профессия социального работника является престижной и довольно хорошо оплачиваемой. Так, например, в Швеции заработная плата социального работника ниже, чем у врача, но примерно равна зарплате учителя.

Видный социолог и политолог Великобритании Д.Гибсон так сформулировал положение и роль социальных работников: " Они не могут изменить мир и социальный порядок, но лучше понимают необходимость социальных перемен и могут составить социальную повестку дня для ХХ1 века".

Важнейшей ссоставной частью внутренней политики государства наряду с экономической, национальной, культурной, демографической является социальная политика. Под социальной политикой понимается политическая деятельность государства по экономическому, социально-политическому, идеологическому обеспечению и согласованию общественных, групповых, личных интересов граждан. Существует более широкое толкование этого понятия: социальная политика - это целенаправленное воздействие государства, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также предприятий на существующую систему общественных отношений.

Социальная политика воплощается в конкретных социальных программах, социальной практике, регулирует отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения.

Главным показателем эффективности социополитики служит уровень жизни, который отражает обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, уровень потребления товаров и услуг и степень удовлетворения соответствующих потребностей. Уровень жизни в стране в ходе реформы упал до уровня 50-х годов, но не в равной мере для всех групп населения. Усилилась дифференциация, даже поляризация жизни малоимущих и высокодоходных групп населения, в ходе которой практически растворился " средний" слой граждан.

В настоящее время речь идет не о рыночной социополитике, а о политике переходного периода, которая содержит в себе ряд противоречий, пережитков уравнительно-иждивенческой политики и зачатков цивилизованно-рыночных отношений.

Основными целями социальной политики в период кризисного состояния экономики являются:

-создание экономических и правовых услови, стимулирующих активную трудоспособную часть общества к эффективному участию в хозяйственной деятельности, чтобы обеспечивать благополучие свое, семьи и всего общества;

-сохранение основных социальных гарантий в области доходов населения и сохранение минимальных гарантий медицинского обслуживания, социального обеспечения, образования и культурного развития.

Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры.

Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:

а) предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов;

б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательство в сочетании с репрессивными средствами.

Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных слоев общественных институтов, учитывать и прогнозировать, снижать и корректировать неизбежную " плату" общества за социальный прогресс. В этой связи социальная политика имеет прямое отношение к определению приоритетов в развитии благосостояния, масштабов поддержки различных слоев населения.

Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные).

Разумная социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается важнейшей обязанностью государства.

Политика и социальная работа взаимосвязаны. Социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождество.

Социальная работа по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы. Специальные механизмы реализации социальной политики, к которым относятся социальное обслуживание, социальные услуги, социальная реабилитация, социальная защита, социальная помощь и самопомощь, являются в то же время важнейшими технологиями социальной работы.

Основная цель социальной работы – создавать и сохранять условия правового, достойного, комфортного существования человека как общественного субъекта. Она состоит в том, чтобы регулировать правовые, экономические отношения человека с обществом и оказывать ему помощь в преодолении возникающих у него личностных, семейных и других проблем. Особенно важно это в современных тяжелых условиях переходного периода.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.