Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектурный театр» Москвы: В. И. Баженов и М. Ф. Казаков






ШЕДЕВРЫ КЛАССИЦИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ РОССИИ

Русский классицизм — одна из самых ярких страниц в истории мирового зодчества. Он прошёл несколько этапов в своем развитии и достиг небывалого расцвета в период правления Екатерины II (1762—1796). Россия, ещё совсем недавно воспринявшая европейский художественный язык, оказалась страной, особенно богатой на талантливых архитекторов.

Архитектурный театр» Москвы: В. И. Баженов и М. Ф. Казаков

Хотя «пред новою столицей померкла старая Москва» (А.С. Пушкин), именно здесь было создано немало архитектурных шедевров мирового значения. Главный из них — Пашков дом — принадлежит великому русскому зодчему Василию Ивановичу Баженову (1737/38—1799). Этот дивный белый дворец, возвышающийся на холме, как на пьедестале, и сегодня является подлинным украшением Москвы. В общей композиции ансамбля легко угадывается рука большого мастера, наделённого прекрасным знанием традиций западноевропейской архитектуры, безошибочным чувством пропорций, ювелирной тонкостью отделки деталей, умением органично связывать здание с окружающей природой.

В.И. Баженов. Пашков дом. 1784 - 1788 гг. Москва

Вход во внутренний двор усадьбы вёл через арку парадных въездных ворот. От внешнего фасада здания вниз шла лестница, у подножия которой был разбит регулярный парк, ограждённый красивой кованой оградой с фонарями на столбах (в настоящее время сохранилась лишь часть решётки). В саду, украшенном беседками, фонтанами и скульптурой, гуляли редкие птицы. В синих зеркалах прудов плавали экзотические рыбы и белоснежные лебеди. Великолепен главный дом с двумя низкими флигелями, подчёркивающими протяжённость ансамбля и его раскрытость навстречу Кремлю. Нижняя часть здания отделана рустом. Она выступает вперёд и служит опорой для ионических колонн портика и двух статуй, расположенных по краям на уровне окон второго этажа. На фоне рустованной стены плавно повторяются арки оконных проёмов, украшенные лепными гирляндами и львиными масками. Они образуют своеобразную арочную галерею и подчёркивают общий ритм здания. Пилястры, расположенные в двух главных этажах, передают стенам устремлённость вверх.

Зрительный эффект рассчитан таким образом, что взгляд непременно скользит вверх, к бельведеру (итал. belvedere — прекрасный вид) — круглой надстройке в виде павильона или беседки. До пожара в 1812 г. его венчала статуя богини Минервы. Лёгкость и изящество зданию придают античные вазы на балюстраде. Праздничная нарядность и красота здания достигнуты не обилием украшений, а соразмерностью частей, строгостью пропорций и цельностью авторского замысла.

В.И. Баженов. Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 -1785 гг. Москва

Всю жизнь В.И. Баженов мечтал возводить сооружения «к славе великой империи, к чести своего века, к беспримерной памяти будущих времен, ко украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». Но, к сожалению, многим его замыслам не суждено было осуществиться. Фантастический план перестройки Кремля остался лишь в чертежах на бумаге и в деревянной модели. Екатерине II не понравились постройки дворцового ансамбля в Царицыно, на которые было потрачено целых десять лет! По её приказанию строительство было запрещено: возведённые здания следовало немедленно снести. Попав в опалу, Баженов покинул Москву и поселился в Петербурге. Павел I, давний поклонник и покровитель архитектора, вступив на престол, дал Баженову высокий чин действительного статского советника, а через месяц подарил тысячу душ крестьян. Но царская милость пришла слишком поздно...

Творчество Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) прочно связано с классической архитектурой Москвы. За пятьдесят лет своей деятельности он значительно изменил облик древней столицы. Здесь он создал нечто большее, чем десятки дворцов, общественных зданий, храмов и домов... Ему удалось не только не нарушить «естество» города, но и вступить в блистательный диалог с архитектурными сооружениями старой Москвы.

Его имя не сразу засверкало на архитектурном Олимпе. Он был учеником известного московского архитектора Д.В. Ухтомского (1719—1774). В отличие от В.И. Баженова, обучавшегося в Италии и во Франции, Казаков получил образование в Петербургской Академии художеств. В своём творчестве он всегда ориентировался на русские архитектурные традиции.

В 1768 г. судьба свела двух замечательных архитекторов вместе. Им было поручено создать «наиславнейшее в свете здание» Большого Кремлевского дворца. Несмотря на незавершённость работы, Казаков — первый помощник Баженова — прошёл прекрасную школу архитектурного творчества. В 1763—1767 гг. под его руководством был возведён Путевой дворец в Твери. С этого времени вся его дальнейшая судьба была связана с Москвой.

Архитектурное дарование М.Ф. Казакова в полной мере проявилось в создании увеселительных строений на Ходынском поле (1775). Императрица Екатерина II была вполне довольна и даровала Казакову чин архитектора. Сохранившиеся графические рисунки, выполненные с исключительным мастерством, считаются одним из высших достижений великого зодчего. С той поры на него буквально хлынул поток заказов в Москве.

 

М.Ф. Казаков. Петровский дворец. 1775 - 1782 гг. Москва

Петровский дворец (1775—1782; ныне Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского) — одно из самых значительных творений М.Ф. Казакова. Ансамбль дворца необычен и оригинален. Парадный двор замкнут одноэтажными служебными корпусами, прерывающимися восемью башнями (по четыре с каждой стороны). Классические мотивы сочетаются с традиционными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые арки и окна, висячие гирьки, затейливые наличники). Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменных украшений. В архитектурном облике дворца также присутствуют готика и нарышкинское барокко.

Через год М.Ф. Казаков уже обдумывал проект здания Сената в Кремле. Он сразу же отверг его тотальную перестройку, желая лишь «подновить его свежими красками». Поразительное чувство меры и масштаба присущи треугольному в плане зданию, украшенному огромным куполом-ротондой. Кажется, в нем ожили дух Античности и классические «законы чистого разума». В «безмолвную громаду камней холодных» Казаков сумел вдохнуть жизнь. Центры фасадов были искусно украшены дорическими колоннами и пилястрами.

М.Ф. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле. 1783 г.

Строгость и простота внешнего облика Сената контрастировали с пышным интерьером Круглого зала, который современники справедливо называли «русским Пантеоном». Его отделка особенно нарядна и совершенна. Вдоль стен идёт торжественный ряд коринфских колонн, в простенках между колоннами помещены рельефные панно. Высокий купол (диаметр 24, 7 м) богато украшен кессонами.

Екатерина II, вступившая под его величественные своды, не смогла сдержать своего восторга.

К величайшим творениям М.Ф. Казакова принадлежат здание «жилища наук» — Московского университета (1786—1793), здание Благородного собрания (1784—90-е гг. XVIII в., ныне Колонный зал), Голицынская больница (1796—1801, ныне Первая градская больница) и другие сооружения. Кроме того, он оставил нам свои бесценные альбомы чертежей всех главных московских построек. Рассматривая их сегодня, мы как будто совершаем путешествие по старым улицам Москвы, любуясь творениями его гениальной фантазии. И становятся понятными чувства, переполнявшие душу художника, когда он получил известие о пожаре в Москве в 1812 г. Он был воспринят М.Ф. Казаковым как национальная трагедия, невиданная по масштабам катастрофа, крушение всех планов и замыслов. Впереди была только смерть...

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.