Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 20-23. Методика социологического исследования.






Специфика социологического исследования. Что такое ключевой исследовательский вопрос? Структура методологического блока. Что такое «социальная проблема» и «проблема исследования»? Как мы понимаем, что проблема является «значимой»? Некоторые базовые концепты (статус, идентичность, неравенство) и связанные с ними исследовательские проблемы. 
 Программа исследования как путь от идеи к результату. Что такое «концептуализация» и «операционализация» в социологическом исследовании? Две иллюстрирующие метафоры. 
 Этапы исследования. Идея программы исследования. 
 Язык исследователя и язык исследуемых: трудности перевода. Обсуждение примеров. Особенности измерения социальных признаков. Проверка статистической гипотезы «Связи нет» с помощью критерия Хи-квадрат. Методический арсенал социолога. Методы социологического исследования. Качественные и количественные методы. Этапы исследования. 
 Классификация методов сбора данных. Как выбрать метод исследования. Опросные методики и их классификация. Типология вопросов и их функции. Роль исследователя и роль респондента. Что такое инструментарий социологического исследования? 
 Интервью: как себя вести? Какие роли у респондента и интервьюера, может ли возникнуть ролевой конфликт? Мотивация участия в исследовании. Влияние ситуации опроса на ход интервью. Связь между теорией и исследованием, концепциями и данными. Цель социологического исследования. Ограничения инструментария социологического исследования. Визуальные методики. Особенности анализа данных. Драматургия анкеты. Основные ошибки. Типология вопросов и их функции. 
 Идея анализа данных как «сжатия» многообразия полученной информации. Построение типологий и классификаций как вариант такого сжатия. 
 «Факт» и «интерпретация». Трудности интерпретации данных. Очевидные и неочевидные 
 выводы. Как усилить обоснованность своих выводов? Как представить полученные результаты? 


Тема 24. Социология как призвание и профессия.

Социология в системе современных социальных наук. Какие проблемы стоят перед современной социологией? «Вечные» и текущие вопросы социологии. Социология в современном мире. Интеграция социологии с другими дисциплинами. Формирование во второй половине ХХ века экономической социологии. Какие задачи решают социологии в экономической сфере? Современная социология как пересечение точных наук и гуманитарного знания. Специфика подготовки социологов в современных университетах. Социологический факультет НИУ-ВШЭ, его структура и история. Какими способностями должен обладать студент социолог, как подготовить себя к будущей профессии? Какими компетенциями должен обладать социолог? Профессиональные траектории социологов. Какие задачи решают социологи в маркетинговых исследованиях? Что такое социология рекламы? Профессиональные траектории выпускников социологического факультета НИУ-ВШЭ за пределами маркетинговой сферы. Социология о собственном будущем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.