Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор-повествователь. Образ автора, персонаж, характер. Точка зрения. Пунктуационная норма. Структура текста






4.1. Пунктуационные нормы: простое предложение. Пунктуационное оформление высказывания. Правка текста. Пунктуация и строфика.

Традиция и современность: категории странного, непонятного, чужого. Историческая память. Человек среди людей.

Сатира. Юмор. Ирония. Сарказм. Гротеск.

(А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак, А.А. Блок, А.Т. Твардовский, И.Э. Бабель А.И. Куприн.)

4.2. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип.

Пунктуационные нормы: сложное предложение. Пунктуационное оформление чужого слова.

(В.В. Набоков, А.М. Горький)

 

5. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Эссе. Текст и интертекст

5.1. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Анализ художественной критики с точки зрения типологии речи. Эссе как жанр. Композиция эссе. Речевые средства при передаче чужой и собственной мысли.

Стадии развития действия. Авторская позиция. Сюжет. Композиция

(А.И. Куприн, Б.Л. Пастернак)

5.2. Парадигматические отношения в лексике: синонимия, антонимия, омонимия. Словари синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстные синонимы и антонимы. Фразеология.

Литературная критика. Контекст художественного произведения.

(М.А. Булгаков, В.В. Набоков, В.Т. Шаламов)

5.3. Интертекстуальные параллели и литературные ассоциации в рассуждении о проблеме, поставленной автором текста-стимула.

(А.А. Блок, А.А. Ахматова, В.В. Маяковский, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын)

 

 

Социология (базовый уровень, модуль «Обществознания»)

 

Тема1-3. Основные этапы развития социально-философской и социологической мысли.

 

Возникновение социальной философии в Древней Греции. Что можно сказать о современном обществе с точки зрения социальных учений Платона и Аристотеля? Социально-философские учения эпохи Возрождения (Мор, Макиавелли) и Нового времени (Гоббс, Локк, Руссо, Монтескье). Интеллектуальные предпосылки возникновения социологии: идея научного метода, представление об обществе как объективной реальности, идея прогресса. Формирование основных принципов научной социологии в трудах Конта, понятие позитивного метода, социальная статика и социальная динамика, теория прогресса. Сильные и слабые стороны социологии Конта. Учение Маркса о законах функционирования и развития общества, концепция классовой борьбы и социальной революции. Материалистическое понимание истории. Развитие Дюркгеймом теории социологического метода, учение о коллективном сознании, теория религии. Понятие аномии. Социологическая концепция самоубийства. Что нового сказал Дюркгейм об обществе и человеке? Концепция Вебера о роли религиозного фактора в функционировании и развитии общества на примере влияния протестантской этики в формировании западного капитализма. Современные тенденции в развитии религии в свете методологических подходов М. Вебера.

Тема 4. Специфика человеческой жизнедеятельности.

Чем человек отличается от животного? Подходы к осмыслению их различия, встречавшиеся в истории социальных наук. Теория животных-автоматов и сформировавшаяся на ее основании концепция творческой природы мыслящих существ. Зачем в науках о человеке появилась теория души? Дилемма естественнонаучного и этического взгляда на человека, проблема свободы. Формирование теорий социальной природы человека. Сообщества животных и сообщества человека. Особенности взаимодействия между людьми. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Понятие социального наследования. Что значит фраза Конта: «Живые управляются мертвыми»? Современные концепции антропогенеза. Орудие как основание нового способа взаимодействия с природой. Все ли объясняет «трудовая теория?». Зачем появлялись «избыточные» (неутилитарные) предметы? Понятие символических предметов, их роль в возникновении и жизни человека и общества. Проблема мифа и религии в современных теориях антропогенеза. Особенности социологического подхода к человеку, предмет и метод социологии. Модель социологического человека. Структура современного социологического знания.

 

Тема 5-6. Социальные группы и социальные отношения. Понятие социальных отношений. Группа как носитель социальных отношений. Основное отличие обыденного и научного понимания группы. Многообразие социальных групп. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Примеры социальных образований, в которые входит каждый из нас. Типология социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, постоянные – временные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Роль первичных групп в современном обществе: хоторнский эксперимент, исследования К. Левина. Первичные группы в социологии самоубийств (Дюркгейм) Ролевая структура социальной группы, современные концепции лидерства. Типы взаимодействия внутри группы. Устойчивость социальной группы. Социальные организации как специфический тип социальных групп. Социальные группы, в которые мы входим, влияние групп на социальное поведение каждого из нас.

 

Тема 7. Социальные роли, нормы и ценности. Понятие социальной роли. Чем повседневный взгляд на роль отличается от понимания роли в социологии? Роль и группа. Ролевая структура группы, лидерские роли. Ролевое напряжение, причины возникновения, основные типы. Реальные и иллюзорные способы разрешения ролевых напряжений. Социальные нормы и ценности. Основные классификации норм, нормы формальные и неформальные, «мягкие и жесткие», предписывающие и запретительные. Нравственные и правовые нормы, их специфика. Понятие обычая, его универсальность. Обычаи как формы социальной регуляции, функции обычая. Обычаи в традиционном и современных обществах. Обычаи и ритуалы, социокультурный смысл ритуала. Понятие ценности. Обыденное, экономическое и социологическое понимание ценности. Групповые цели как ценности. Понятие аномии Дюркгейма, причина возникновения. Роль аномии в современном мире. Понятия терминальных и инструментальных ценностей, их несоответствие как источник аномии. Проблема рассогласования нормативно-ценностных систем в современном мире, социальные последствия данного явления. Аномия в России.

 

Тема 8. Элементы социального поведения. Социальный контроль и отклоняющееся поведение.

Как группа подчиняет себе человека? Задачи и функции социального контроля. Основные механизмы социального контроля, его относительность. Основные виды социального контроля: внутренний и внешний. Роль социализации в реализации внутреннего социального контроля. Социальные санкции как основа реализации внешнего контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. Механизм внешнего социального контроля, понятие социальных санкции, их классификации. Особенности социального контроля в различных обществах (традиционное и индустриальное). Понятие девиации и ее роль в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося, в том числе преступного поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология. Можно ли считать преступление аномальным социальным явлением? Роль девиантного поведения в экономической истории. Протестантские девиантные общины и их роль в становлении Западного капитализма (М. Вебер).

 

Тема 9. Социализация человека, основные концепции. Загадка человеческого «Я». Различные подходы к вопросу, что является носителем субъективности человека? Индивидуалистические концепции личности. Какие вопросы должна разрешить теория социализации? Теории врожденных идей и врожденных знаний – первые теоретические подходы к решению парадоксов субъективности человека. Критики данных концепций в социально-философской мысли Нового времени, возникновение теории о воспитательном влиянии социальной среды. Ч. Кули – автор первой социологической теории социализации. Понятия первичной и вторичной социализации, их основные особенности. Проблема вторичной социализации в современном мире. Основные концепции социализации: психоаналитическая теория, теории «зеркального Я», «Обобщенного другого», «Значимого другого», концепция «культурно-исторической школы». Роль творческой активности человека в процессе социализации. Механизм и агенты социализации, роль референтных групп в процессе социализации. Социализация и девиантное поведение. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Саморегуляция. Социализация и свобода личности.

Тема 10. Понятие общества. Социальная структура и стратификация. Обыденное и социологическое понимание общества. Общество как часть природы. Общество и культура. Объективные и субъективные факторы развития общества. Понятия традиционного, индустриального, постиндустриального, информационного обществ, их основные характеристики. Социальная структура общества как система социальных статусов. Понятие социального статуса человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Ранговые и номинальные статусные переменные. Биологические, достигаемые и предписанные статусы. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства. Одномерный и многомерный взгляды на стратификацию общества. Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления. Многообразие стратификационных систем, многомерная стратификация современного российского общества. Объективные и субъективные факторы в формировании класса. Территориальные группы как элемент социальной структуры.

 

Тема 11. Социальная мобильность. Социальная мобильности и ее критерии. Понятия горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Мобильность и миграция. Групповая и индивидуальная мобильность. Структурная мобильность. Социальные процессы в российском обществе на разных этапах его развития. Социальная структура, возникновение новых и распадение старых социальных групп и слоев. Понятие «социальных лифтов». Функционирование социальных институтов армии, церкви, школы и семьи в качестве социальных лифтов на разных этапах человеческой истории. Социальная мобильность в традиционном, индустриальном и постиндустиральном обществах. Социальные последствия мобильности. Понятие маргинальности. Особенности социальной мобильности в царской, советской и современной России.

Тема 12. Культура и общество. Многообразие культур. Понятие культуры, многозначность термина. Культурное наследование как атрибут человеческого общества. Проблема происхождения культуры. Культура материальная и духовная, относительность этих понятий, их взаимосвязанность. Культура и группа. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры. Функционирование субкультур и контркультур в обществе. Молодежные субкультуры в современном обществе, роль контркультур в социальном мире. Проблема многообразия культур, основные подходы к объяснению данного феномена. Дилемма эволюционной и плюралистической парадигм, основные представители этих направлений. Современные концепции классификации культур, результаты, полученные в ходе исследований транснациональных компаний. Ттипологии Клакхона-Стродтбека, Хофштеда. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Взаимодействие культур. Эволюционизм и плюрализм, позитивистская и понимающая социологии о возможностях и перспективах взаимодействия культур. Постиндустриальное общество и его культурные характеристики.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.