Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельнос­ти» российские коммерчес­кие банки получили право осуществлять фондовые и доверитель­ные операции






 

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельнос­ти» российские коммерчес­кие банки получили право осуществлять фондовые и доверитель­ные операции. Объектом этих операций являются ценные бумаги. По некоторым оценкам, до августа 1998 г. коммерческие банки кон­тролировали около 80% рынка ценных бумаг, на котором в то вре­мя в основном обращались государственные ценные бумаги.

Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью фондового рынка страны и, соответственно, все те перемены, которые переживает рынок ценных бумаг, свойственны и для рынка государственных долговых обязательств.

Нельзя не отметить, что за время своего существования рынок ценных бумаг России заметно изменился. Это выражается в значительном расширении видов ценных бумаг, увеличении числа инвестиционных институтов, участников рын­ка и других качественных и количественных изменений.

Но, анализируя существующие проблемы, мы пришли к выводу, что в России сегодня нет рынка ценных бумаг как сложившейся системы экономических отношений. Нет и единой общегосударственной кон­цепции развития фондового рынка России, нет механизма его функ­ционирования. Не определены пределы, до которых простирается воздействие государства на рынок ценных бумаг.

Думается, что решение проблемы плавного перехода к цивилизован­ному рынку ценных бумаг — главный и основной вопрос Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Прежде всего, ей необходимо обеспечить согласованность действий государства, его органов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Необходимо без промедления и общими усилиями определить основные принципы развития фондового рынка и пути их реализации.

От государства сегодня требуется ясность в квалификационных и профессиональных требованиях к участникам рынка ценных бумаг, жесткость контроля за исполнением таких требований, а также гиб­кость и стремление к развитию саморегулируемого рынка, плотному взаимодействию всех участников рынка ценных бумаг.

Особенностью организованного рынка рублевых об­лигаций остается высокая концентрация портфелей гос­бумаг у ограниченного круга участников. Рынок ГКО/ОФЗ остается оптовым, а не розничным, впрочем, это же касается и остальных сегментов рынка внутрен­него госдолга.

Крупнейшей категорией инвесторов на рынке ГКО/ОФЗ являются российские банки. По нашим оцен­кам, на их долю в начале 2006 г. приходилось около 50% всех рыночных бумаг Минфина. Второй по размеру инвестиций категорией участников рынка остаются нерезиденты. На остальных участников рынка — российские финансовые компании и нефинансовые структуры — при­ходятся оставшиеся 20—25% рынка, причем главными держателями ценных бумаг Правительства РФ стали к настоящему времени крупные российские предприятия, а также инвестиционные фонды.

Объемы вложений основных институциональных ин­весторов на рынках развитых государств — страховых компаний и инвестиционных фондов — на рынке ГКО/ОФЗ можно считать небольшим и практически не оказывающим серьезного влияния на конъюнктуру это­го рынка.

Чтобы противодействовать чрезмерной концентрации государственных ценных бумаг в руках Сбербанка и других отечественных инвесторов типа «купил и держу», необходимо поощрять участие нерезидентов в аукционах, ограничить отпуск ГЦБ в одни руки и иным образом противодействовать чрезмерной концентрации долга в собственности крупнейших участников рынка.

Необходимо возродить институт первичных дилеров (ПД). Привиле­гии и обязательства ПД должны быть сбалансированы так, чтобы избран­ники Банка России видели прямой коммерческий резон подавать лик­видность на рынок в самом этом ба­лансе. Привилегии должны обеспе­чивать такую ожидаемую прибыль, которая перекрывала бы риск, гене­рируемый нежелательными позици­ями ПД в ГЦБ. А обязательства перед Банком России и его требования к кандидатам в ПД должны быть доста­точно жесткими, чтобы число ПД не превышало 10—15.

Это должна быть концентриро­ванная олигополия лучших коммер­ческих банков и инвестиционных фирм. Такая олигополия сможет не только получать ренту от особых де­ловых отношений с Банком России (в конце концов ПД — хозяева цен), но и успешнее оппонировать пра­вительству в тех случаях, когда ре­шения последнего идут вразрез с интересами рынка.

Необходимо восстановить рынок репо, так как реа­лизация проекта будет способство­вать восстановлению рынка меж­банковских кредитов и формирова­нию рыночных ставок, что в свою очередь улучшит ликвидность бан­ковской системы. Может быть, развитие операций кредитова­ния ценными бумагами следует на­чинать с более свободного доступа на рынок всех заинтересованных кредитных организаций?

На начальном этапе формирования российского рынка ценных бумаг с целью максимально быстрого развития инфраструктуры рынка в России оправдана была его организация на основе банковского сектора. Одним из наиболее подготовленных и пригодных для этих целей выступал Сберегательный банк Российской Федерации. Эта рыночная структура располагала разветвленной, готовой для работы на фондовом рынке, сетью своих учреждений, способной взять себя большие объемы операций на рынке ценных бумаг. Наличие квалифицированных кадров позволило без значительных дополнительных затрат создать депозитарии, субдепозитарии, реестродержателей и трансферт-агентов по всей России. Но, учитывая сегодняшние условия, банки должны быть потеснены на фондовом рынке инвестиционными, пенсионными фондами, в том числе и на рынке государственных ценных бумаг.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.