Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная система США развития и поддержки малого предпринимательства






 

Государственный интерес к развитию малого бизнеса в США восходит ко временам Великой Депрессии (1929-33 гг.), когда по указанию президента Гувера в 1932 г. была создана «Восстановительная Финансовая Корпорация» (Reconstruction Finance Corporation — RFC). Деятельность RFC была направлена на преодоление последствий финансового кризиса и оживление экономики путем предоставления займов малым и крупным предприятиям пострадавшим во время Депрессии. В последствии эта инициатива развивалась и дополнялась последующими правительствами, формировались специальные организации, деятельность которых была направлена на создание небольших строительных и производственных предприятий в местах с большой концентрацией безработных. Внимание к малому бизнесу со стороны государства возросло во время II Мировой Войны, когда крупные компании были загружены военными заказами, к выполнению которых постепенно вовлекался и малый бизнес. Решением Конгресса в 1942 г. была создана «Корпорация малых военных заводов» (Small War Plants Corporation — SWPC) способствовавшая привлечению МСП к выпуску продукции военного назначения во взаимодействии с крупными предприятиями. SWPC предоставляла займы частным предприятиям и стимулировала крупные финансовые институты к кредитованию МСП. Кроме того, SWPC стало представлять интересы МСП в федеральных агентствах по размещению правительственных заказов на крупных предприятиях. После войны SWPC была расформирована, ее функции исполнялись RFC. Спустя некоторое время при министерстве Коммерции был создан «Отдел Малого Бизнеса» (Office of Small Business — OSB), который преимущественно занимался вопросами обучения и консультирования частных предпринимателей. В отличие от других стран — участниц II Мировой Войны, промышленность США не подверглась разрушению. Однако военная промышленность нуждалась в реструктуризации и в конверсии как в связи с окончанием активных военных действий, так и в связи с переходом на новые виды вооружения, появившиеся в период «холодной войны». При этом, возможности МСП в промышленной сфере использовались в незначительной мере. Следующий взлет организационной активности правительства в развитии МСП совпал с периодом войны в Корее. В это время Конгресс учредил «Администрацию Малых Оборонных Заводов» (Small Defense Plants Administration — SDPA), которая ввела практику сертификации предприятий, способных выполнять госзаказы и продолжала выполнять функции SWPC по привлечению МСП к выполнению госзаказов, тогда как предоставление займов предприятиям оставалось в ведении RFC.

Учитывая опыт прежних лет, и придавая большое значение вопросам развития МСП, функции ранее действовавших в этой области организаций были переданы специально созданному в 1953 г. агентству «Администрация Малого Бизнеса» (Small Business Administration — SBA) при Федеральном Правительстве США. В этом же году был издан «Закон о малом бизнесе», который явился правовой основой дальнейшего успешного развития МСП в стране. В соответствии с этим законом SBA должно консультировать, поддерживать и защищать интересы малого бизнеса, обеспечивая справедливость в распределении государственных заказов, закупок и финансовых ресурсов. Следует принять во внимание, что по законодательству США, к категории малых относятся предприятия с числом работающих до 500 чел., а для отдельных видов деятельности такой предел повышен до 1500 работающих, кроме того в некоторых сферах деятельности существуют ограничения только по объему ежегодных финансовых операций. Учитывая столь широкий диапазон размеров малых предприятий в США, который практически охватывает и категорию средних (500 - 999 работающих) и крупных предприятий (1000 и более занятых) предлагается в дальнейшем относить все эти предприятия к сектору малого и среднего предпринимательства (далее МСП).

С 1954 г. SBA приступило к прямому кредитованию и к предоставлению гарантий по банковским займам для МСП. Займы предоставлялись для производственных нужд (оборотные средства, закупка оборудования, модернизация, строительство, освоение новых производств, внедрение новых технологий и др.), для компенсации ущерба от стихийных бедствий. SBA все активней начало помогать МСП в получении госзаказов. Постепенно начала создаваться и развиваться национальная инфраструктура поддержки МСП, которая успешно обеспечивает стабильное развитие МСП в стране в условиях постоянно возрастающей конкуренции (*1).

 

*1 «Системы поддержки и развития малого предпринимательства в зарубежных странах», под редакцией А.В. Рунова. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. М. 2001.


Наряду с решением проблем развития и поддержки МСП, правительство США постоянно использовало политический, административный и экономический потенциал для решения практических вопросов по защите интересов всего предпринимательского сообщества страны на мировых и внутренних рынках. Это в значительной мере способствовало обеспечению конкурентных преимуществ для американских производителей на внутренних и большинстве международных рынков. Причем такая экспансионистская экономическая политика проводилась и проводится по ныне под лозунгом необходимости справедливой конкуренции и равенства условий для всех субъектов экономической деятельности. Только в качестве примера предлагается кратко ознакомиться с направленностью некоторых правовых актов правительства США, приведенных в таблице 18.

США сумели успешнее других стран осуществить в 80-90-е годы кардинальный переход на рельсы постиндустриальной экономики, создав современные, высокотехнологичные отрасли производства с акцентом на международное разделение труда. При этом высокотехнологичные переделы сохраняются за США, а массовое индустриальное производство передается другим странам со сравнительно низкой стоимостью труда. С 1980 г., в ходе реструктуризации американской экономики, было сокращено примерно 48 млн. рабочих мест, ликвидированных в неконкурентоспособных производствах. Однако в те же годы были созданы новые предприятия, которые предоставили 73 млн. рабочих мест в высокотехнологичных производствах.

В США в 90-е годы активно развиваются различные формы интернационализированного производства. Использование выгод интеграционных процессов для ускорения перехода к новому технологическому способу производства становится приоритетным направлением национальной стратегии США. Расширение производства услуг и товаров для сбыта на заграничных рынках - один из главных факторов американского хозяйственного роста. Примерно треть ежегодного прироста ВВП страны происходит за счет экспортного производства в высокотехнологичных, высокопроизводительных секторах хозяйства. Интернационализация производственных процессов в США вступила в качественно новую фазу становления мирового воспроизводственного механизма.

В настоящее время около 55% всех занятых в стране работают на местах, созданных в секторе малого предпринимательства (*1). Роль главного генератора новых рабочих мест в США сыграл малый бизнес, так в 80-е годы возникло 1, 5 млн. малых фирм, а в 90-е годы еще больше — 1, 8 млн. Уменьшение средних размеров предприятий стало одним из направлений перестройки американской экономики. Это свидетельствует о том, что одной из основных движущих сил экономики США в период структурных изменений, связанных с глобализацией экономических процессов, явился сектор малого предпринимательства. Именно малые предприятия дали более 55% всех инноваций в стране, что в 2 раза превышало отдачу на каждого занятого в крупных предприятиях страны. Таким образом малый бизнес играет весьма важную стабилизирующую роль даже в такой мощной стране как США.

 

*1 The Facts about Small Business 1999.

 

В последнее десятилетие ХХ века в США было проведено радикальное дерегулирование экономики. Прямое вмешательство государства в хозяйственное развитие было резко сокращено, рыночная конкуренция усилилась. Так, например, государственные расходы обеспечили в 1991-1997 гг. лишь 1, 7% экономического роста, в то время как частные капиталовложения дали 31, 6% экономического прироста. В целом прямое государственное вмешательство в экономические процессы в стране в последние годы уменьшается, однако косвенное влияние, особенно в сфере малого бизнеса остается весьма значительным. Это прослеживается на примере SBA, которое постепенно превратилось в мощную государственную структуру, являясь проводником и защитником интересов МСП на всех уровнях власти. Этому в значительной мере способствовало то, что по закону «О малом бизнесе» (*1), SBA подчинялось непосредственно только Президенту США и не могло быть аффилировано ни с каким из множества департаментов и министерств Федерального Правительства. В законе четко определены функции и направления деятельности SBA по обеспечению всемерной поддержки развития МСП в стране. SBA организовала по всей стране разветвленную сеть представительств, отделений, консультационных пунктов, бизнес центров и уполномоченных компаний полностью или частично, финансируемых из средств федерального бюджета или из бюджетов штатов и местных бюджетов. Эти структуры во взаимодействии с местными органами власти, частными компаниями и финансовыми институтами осуществляют всестороннюю поддержку МСП. Основными функциями SBA являются:

o Обеспечение доступа МСП к финансовым ресурсам;

o Предоставление информационных, образовательных и консультационных услуг;

o Обеспечение доступа к выполнению госзаказов;

o Оказание помощи МСП при бедствиях, авариях и катастрофах.

 

*1 " Small Business Act" (PL 85-536), § 4.

В специальных ежегодных постановлениях определяются ресурсные возможности SBA по реализации множества различных программ поддержки МСП. На протяжении почти 50 лет, этот закон периодически совершенствуется, обеспечивая соответствие возможностей АМБ изменяющимся социально-экономическим условиям. О роли SBA можно судить, например по тому, что к 2000 г. за 47 лет своего существования, SBA оказало финансовую, техническую помощь и другие виды поддержки более чем 20 млн. МСП c 1958 г. SBA по программам венчурного финансирования, предоставил более $30 млрд. инновационным и быстро развивающимся МСП. В настоящее время SBA оперирует ежегодно портфелем примерно в 219 тыс. займов для МСП на общую сумму свыше $45 млрд. и является крупнейшим брокером на финансовом рынке страны. За период с 1991-2000 гг. была оказана помощь 435 000 МСП на сумму $94, 6 млрд. Только в 2000 г. SBA обеспечил предоставление займов на $12, 3 млрд., в секторе МСП размещено госзаказов на сумму свыше $40 млрд., более $1 млрд. было выплачено предприятиям пострадавшим от пожаров, катастроф и природных стихий. О влиятельности SBA говорит тот факт, что при ее содействии в сферу МСП в последнее время ежегодно привлекалось различных ресурсов на общую сумму порядка $400 млрд. Именно деятельность SBA в значительной мере позволяет США сохранять первое место в мировой экономике и обеспечивать лидирующее положение на многих мировых рынках товаров и услуг. Безусловно, опыт создания и деятельности SBA должен быть пристально изучен и использован в Российской практике развития МСП.

Государственная политика

Определена как всесторонняя поддержка МП и свобода предпринимательства, справедливая конкуренция, развитие частной инициативы для проявления всех потенциальных возможностей личности, как основы экономического развития и национальной безопасности страны. Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие сектора МП — Администрация Малого Бизнеса (АМБ), созданная в 1953 г., подотчетна только Президенту и Конгрессу страны. Организационно в структуру АМБ входит Адвокатура и Генеральная Инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства АМБ. Это дает возможность Адвокатуре и Генеральной Инспекции осуществлять независимую оценку состояния МСП, определять эффективность деятельности АМБ и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития МСП.

Государственная стратегия развития МП

Определена «Законом о Малом бизнесе» (PL 85-536; § 2) как всесторонняя поддержка всеми государственными организациями сектора МП во взаимодействии с АМБ по направлениям деятельности:

o увеличение экспортных возможностей;

o оказание помощи в трансферте технологий;

o увеличение способности к эффективной конкуренции с импортом;

o улучшение доступа к долговременным кредитам для реконструкции, приобретения оборудования и производства новых конкурентоспособных товаров и услуг;

o распространение информации о различных государственных, региональных и частных программах, направленных на повышение конкурентоспособности МП;

o обеспечение учета и представления интересов МП на всех торговых переговорах.


 

Успешное развитие малого предпринимательства в развитых зарубежных странах стало возможным при осуществлении активной государственной политики и стратегии в области поддержки и развития субъектов малого предпринимательства. Важную роль в решении этой задачи занимает нормативно-правовое регулирование предпринимательства, финансово-кредитная поддержка малых предприятий, разработка и осуществление государственных программ поддержки и развития малого предпринимательства, формирование действенной системы органов государственно-общественной поддержки и развития малого предпринимательства и осуществление других мер поддержки и развития малого предпринимательства, в частности формирование разветвленной инфраструктуры. Ниже в краткой форме излагается опыт отдельных зарубежных стран.

В государственной политике США большое внимание уделяется развитию экспортных возможностей сектора малого предпринимательства, для чего разработан ряд программ финансовой и технической поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий. Вопросами развития экспортных возможностей малых предприятий занимаются I6 федеральных министерств и ведомств, в том числе Комитет малого бизнеса в Конгрессе США, Комитет малого бизнеса в Сенате США, Администрация малого бизнеса США (АМБ), Министерство торговли США. В США в 2004 г. функционировало 231 тыс. экспортно-ориентированных малых предприятий.

В США поддержкой малых предприятий занимаются: 330 бизнес-инкубаторов и технопарков, которые расположены во всех крупных городах, промышленных и научных центрах; 2800 региональных и местных торговых палат, 90 торговых палат за рубежом; 24 отделения экспортно-импортного банка США, которые ежегодно представляют малым предприятиям свыше 1 млрд. долл. экспортных кредитов; 1100 центров развития малых предприятий; 500 колледжей малого бизнеса.

В 1953 г. в США был введен в действие Закон о малом бизнесе, который явился правовой основой успешного развития малых и средних предприятий (МСП). В соответствии с этим законом АМБ должна консультировать, защищать, поддерживать интересы субъектов малого предпринимательства, обеспечивая справедливость в распределении государственных заказов, закупок, финансово-кредитных ресурсов.

Инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в США составляют:

• АМБ и 105 региональных отделений АМБ во всех штатах и крупных городах страны;

• уполномоченные кредитно-финансовые организации (7000 уполномоченных частных банков и 446 инвестиционных компаний);

• 389 консультационных центров (объединяющих 10 тыс. консультантов по всем видам деятельности);

• 330 бизнес-инкубаторов и технопарков, расположенных во всех штатах, крупных городах, промышленных и научных центрах;

• 125 социально ориентированных центров предпринимательства (из них: 104 центра поддержки женского бизнеса; 21 центр поддержки инвалидов, ветеранов, этноса и др.));

• 85 информационных центров (оказывают комплекс информационных и коммуникационных услуг);

• структуры общественной поддержки и защиты интересов МСП (адвокатура AM Б и различные общественные интересы МСП в государственных органах всех уровней).

 

В некоторых странах, например, в Бангладеше и, в меньшей степени, в

США, социальные предприниматели занимаются теми задачами, которые

государство, играющее ограниченную роль, на себя не берет. В других

странах, в частности, в Европе и Южной Америке, они довольно тесно

работают совместно с государственными организациями, как на

общенациональном, так и на местном уровне.

В Северной Америке организации склонны поддерживать выдающихся

Индивидуумов

 

 

В мае 2009 г. президент США Барак Обама объявил о создании Фонда со

циальных инвестиций на сумму 50 млн долл. США, а также нового управле

ния в Белом доме, ответственного за координацию усилий фонда по «опреде

лению наиболее перспективных некоммерческих целевых программ и рас

пространению их действия по всей стране». Подобное обязательство — содей

ствовать поиску и многообразию автономных альтернативных решений

сложнейших социальных проблем — вписывается в общемировую тенденцию

последних лет, т.е. тенденцию роста популярности «социального предприни

мательства» и внимания общественности к этому явлению. Социальные

предприниматели используют различные организационные формы — от со

циальных фирм и кооперативов до некоммерческих проектов с высокой до

лей заемных средств, компаний смешанного типа и традиционных благотво

рительных организаций. Объединяет их один общий признак: инновацион

ное использование и совмещение ресурсов в поисках возможностей катализа

ции социальных сдвигов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.