Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт США по развитию и поддержки социального предпринимательства. Обзор для банка социальных идей №4






Аналитический отчет включает в себе три тематические главы, заключение, словарь терминов для чтения первоисточников и список литературы. По техническим причинам часть материалов не вошла в данную публикацию на сайте, полную версию можно посмотреть здесь.

В первой главе представлен общий обзор социального предпринимательства в США: особенности развития и понятийного аппарата, место социально-экономической модели США, способы финансирования.

Во второй главе подробно рассмотрены организационно – правовые формы социальных предприятий США.

В третьей главе приведены основные виды государственной и негосударственной поддержки социального предпринимательства.

Авторы:

· Маша Гульбекян, руководитель проектов, аналитик Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway

· Владимир Вайнер, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, куратор проектов «Банк социальных идей» и «Каталог «Социальное предпринимательство в России», член рабочей группы Комитета Совета Федерации по совершенствованию законодательства в области регулирования социального предпринимательства и осуществления предпринимательской деятельности

Глава 1. Общие положения

1. Предпосылки возникновения и история развития социального предпринимательства в США

В конце 19 века в США начали зарождаться первые предприятия, ориентированные на социальную деятельность. Так, помимо добровольческих благотворительных мероприятий по сбору пожертвований, стали активно развиваться сезонные благотворительные ярмарки товаров, сделанных своими руками [16], системы поддержки обедневших иммигрантов, бесплатные вечерние школы для взрослых и многое другое. Такие социальные предприятия на тот момент не имели законодательной базы и какой-либо государственной поддержки, а финансировались исключительно из средств обеспеченных американцев.

Два ярких примеров социальных предприятий, зародившихся на пороге 19 века и просуществовавших достаточно долгое время, описаны ниже. Отметим, что никакой законодательной базы касательно любых социальных проектов или государственной поддержки на тот момент не существовало и финансировались они исключительно на пожертвования обеспеченных американцев.

В 1884 году в Чикаго по инициативе двух обеспеченных американок Джейн Аддамс и Гейтс Старр открывается первый “Hull House” – дом, оказывающий социальную поддержку иммигрантам и их детям. В «Доме» была организована вечерняя школа и ряд других специализированых образовательных курсов. Помимо этого, была создана система бесплатного питания. Позже «Hull house» получил в пользование еще несколько помещений и, в итоге, разросся в целую сеть домов социальной поддержки.

Многие женщины, «выпускницы» этого заведения, в будущем стали известными деятелями в городе в таких социльно направленных областях, как образование, законотворческая деятельность, борьба за права женщин и др [86], [105].

В 1895 году в Бостоне по инициативе Эдгара Дж. Хелмса создан первый благотворительный магазин по сбору, реконструкции и перепродаже предметов домашнего обихода, создавший рабочие места для обедневших иммигрантов. [110, стр. 40-43].

Помимо описанных выше организаций в тот период появляется большое количество и других предприятий, ориентированных на социальную деятельностью. Это явление известный американский эксперт по вопросам менеджмента Питер Друкер в своей монографии «Инновации и предпринимательство» впервые описал как социальное предприятие – предприятие, деловая активность которого не ограничена только получением прибыли [31], [23], [62].

Термин социальное предприятие впервые формулируется в 1970-е годы для определения коммерческих предприятий, цели и миссии которых соответствуют некоммерческим организациям. Например, с целью создать рабочие места для социально не защищенных групп населения [1, стр. 14-51]. Но на тот момент явление социального предпринимательства не получило такого массового развития, как НКО.

Активная поддержка со стороны государства способствовала развитию некоммерческих организаций. Так, начиная с 1960-х годов в рамках реализации программы «Великое общество», федеральное правительство вкладывало миллиарды долларов в программы в области искоренения бедности и расовой дискриминации, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, решения транспортных проблем и др. [48, стр. 31-56], [101].

В ответ на спад в экономике США в 1970-1980-е годы объемы финансирования НКО на федеральном уровне резко сократились, в связи с чем было ощутимо урезано социальное обеспечение и поддержка. По некоторым данным некоммерческие организации потеряли порядка 38 миллиардов долларов [70, стр. 54-58]. Тогда большинство некоммерческих организаций обратились к форме социального предприятия [16]. В период с 1977 года по 1989 год около 40% роста доходов организаций социального обслуживания обеспечивалось за счет коммерческой деятельности, платных услуг и др. [71], [76], [90].

Сам термин «социальное предпринимательство» получает широкое распространение в 1990-е годы. Деятельность социальных предприятий постепенно становятся неотъемлемой частью в общественной и культурной жизни страны. Обнаруживается, что он способен решать те задачи, которые не могут решить ни коммерческий частный, ни государственный, ни третий сектор экономики.

Сегодня в базе налоговой службы США зарегистрировано 1, 4 млн. организаций третьего сектора экономики, среди них выделяется три крупных кластера:

· 654 тыс. благотворительных организаций

· 354 тыс. религиозных объединений и организаций

· 140 тыс. социальных организаций и предприятий
Особенности понятия социального предпринимательства в США

Понятие социальное предпринимательство (social enterprise) в Соединенных штатах специфически отличается от определения этого понятия в европейских и азиатских государствах. К социальным предприятиям относится большая группа организаций, так или иначе связанных с социально направленной деятельностью [7]. Социальное предприятие берет на себя функцию непосредственной работы над решением социальных проблем и задач посредством производимой продукции, предоставляемых услуг или предоставления рабочих мест социально незащищенным группам граждан [110, стр. 14-67].

Выделяют три основные группы организаций, решающих социально значимые проблемы [103]:

· Коммерческие организации (организация корпоративных благотворительных мероприятий, социальная ответственность бизнеса, КСО)

· Гибридные организации (сочетают в себе социальную деятельность с извлечением прибыли)

· Некоммерческие организации (nonprofit organization)

Размытое понимание социального предпринимательства и отсутствие закрепленного на федеральном или местном уровне определения служит причиной возникновения множества, порой противоречащих друг другу, концепций и представлений о сути социального предпринимательства как в академической, так и бизнес среде.

Например, с одной стороны, для социальных организаций характерна коммерческая деятельность, направленная на извлечение прибыли для поддержания некоммерческой программной деятельности или деятельности, которая одновременно и приносит доходы, и соответствует основной социальной миссии организации [60]. Примером могут являться мастерские, в которых работают люди с ограниченными возможностями. Прибыль будет распределяться на заработную плату и социальную поддержку сотрудников [112]. С другой стороны, множество успешных проектов в рамках коммерческой деятельности различных организаций осуществлялись посредством ведения бизнеса с целью извлечения прибыли, но реализуя социальную миссию (например, модель «one for one»).

Чаще всего можно встретить следующее определение понятия «социальное предпринимательство»:

Социальное предпринимательство – деятельность, преследующая две основные миссии: извлечение прибыли и достижение «общественной пользы» (social benefit) [63].

Понятие «общественной пользы» может устанавливаться на уровне отдельных штатов с учетом их особенностей. Субъекты СП преимущественно существуют в специально созданных формах.

Так же четко не определено понятие «социальное предприятие». Ведущие ассоциации социальных предприятий США дают следующие определения:

«Социальное предприятие – проекты НКО или НКО в партнерстве с коммерческими организациями, направленные на реализацию определенной миссии и предусматривающие создание новых рабочих мест и/или извлечение прибыли» [113]

«Социальное предприятие – любая деятельность или стратегия, направленная на получение доходов, реализуемая некоммерческой организацией с целью извлечения прибыли для поддержания ее благотворительной миссии» [109].

Несмотря на то, что понятие социального предпринимательства не закреплено законодательно, в некоторых штатах за последнее десятилетие созданы две системы признание коммерческих организаций в качестве социального предприятия: низко-доходная компания (low-profit limited liability company – L3C) и социальная корпорация (benefit corporation - BC).

Для организаций, получивших правовой статус L3C или BC, закреплен открытый перечень видов деятельности, которые следует относить к социально-полезной:

· предоставление услуг и товаров необеспеченным или малообеспеченным гражданам или сообществам

· предоставление экономических возможностей для физических лиц и сообществ (не включая создание рабочих мест в рамках обычной хозяйственной деятельности)

· охрана окружающей среды

· услуги в области здравоохранения

· развитие искусства, науки и образования

· стимулирование

· финансирования организаций, целью деятельности которых является оказание услуг в социально значимых сферах и защита окружающей среды

· достижение каких-либо иных определенных целей, полезных для общества и окружающей среды

Но на данный момент проекты, которые соответствуют пониманию социального предпринимательства – извлечение прибыли и решение социальной проблемы - часто не регистрируют свое предприятие как L3C и BC, т.к. такая организационно-правовая структура накладывает больше бюрократических обязательств, чем преимуществ [110, стр. 48-56].

Одной из причин такого неоднозначного понимания и отсутствия законодательно закрепленного определения понятия социального предпринимательства многие специалисты называют вектор, по которому исторически реализовывались социальные инициативы в связи со спецификой модели рыночной экономики США [47], [51], [58]. Государство долгое время исходило из позиции, что решением социально значимых проблем общества, предоставлением социальных услуг должны заниматься сектора частного бизнеса и некоммерческих организаций, поддержку которым они оказывают.

Одна из тенденций определения социального предпринимательства заключается в разделении по мотивационном составляющей: получение прибыли, с одной стороны, и альтруизм, с другой. С точки зрения Дж. Мэйр и И. Марти данная дихотомия является не корректной. Естественно, что социальное предпринимательство изначально базируется на этических мотивах и моральной ответственности. Однако, важно понимать, что любая социально направленная деятельность не может основываться исключительно на альтруистических побуждениях. Здесь не последнюю роль будут играть такие присущие каждому человеку мотивирующие факторы как стремление к удовлетворению собственных потребностей, желание «быть хорошим», личное участие «personal fulfillment» [83, стр. 119-138]. А такая мотивирующая сила может иметь место и в бизнес-секторе. Ведь в процессе развития коммерческих предприятий повышается социальное благополучие общества: создаются рабочие места, новые предприятия, технологии, институциональные формы и т.д. [56].

Примером может служить корпорация Thomson Reuters (thomsonreuters.com), занимающаяся, помимо других видов коммерческой деятельность, исследованиями связи онкологических заболеваний с определенными генами. Эта деятельность ведется не в рамках социального предпринимательства или социальной ответственности бизнеса, но имеет очевидное значения для общества.

Анализ, проведенный Дж. Мэйр и И. Марти, выявляет одну общую черту, характерную данным предприятиям – «присутствие творческого инновационного подхода к комбинированию ресурсов (которыми предприятия сами не владеют) для решения социальных проблем и изменения социальных условий».

2. Место социального предпринимательства в социально-экономической модели США

Несмотря на тот или иной юридический статус социального предприятия, к какому сектору национальной экономики он относится, все социальные предприятия включают в себя характерные черты всех секторов [81]:

· Применение рыночного механизма для развития инновационного подхода реализации проекта и повышение производительности (сектор частного бизнеса)

· Нивелирование недостатков рыночной экономики путем поставки социальных услуг, устранения социальных проблем и т.д. (государственный сектор)

· Вовлечение добровольцев; решение социально значимых проблем (третий сектор)

Взаимодействие секторов экономики необходимо в тех сферах деятельности, которые являются непривлекательными для бизнес-сектора, но на реализацию которых требуются большие финансовые вложение, которые не могут себе позволить организации третьего сектора. Рыночная модель экономики не способна предоставить такие товары и услуги как, например, парки, профессиональную переподготовку безработных, обеспечение жильем бездомным, предоставление рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями и т.д. Самостоятельно ни третий сектор, ни государственный не может решить эти задачи в необходимом объеме. Ситуация ограниченных возможностей каждого из секторов стала стимулом для развития межсекторного сотрудничества.

С точки зрения социально-экономической модели, определение социального предпринимательства можно свести к деятельности, направленной на полное нивелирование или частичное сокращение негативного эффекта рыночной экономики посредствам устойчивых финансово результативных инновационных бизнес-технологий [66].

Таким образом, мы можем выделить три основных параметра социального предпринимательства в США:

· Компенсация недостатков рыночной экономики США

· Инновационный подход к реализации проекта в сфере социального предпринимательства

· Стремление к финансовой устойчивости

С конца 20-го века появились тенденции к смягчению границ между тремя секторами и взаимодействию при решении той или иной задачи [57]. Так как возникшие социальные задачи относились к каждому из секторов, произошло частичное объединение их деятельности. В определенном сегменте их совмещения происходит размывание их функциональных границ. Это позволило, с одной стороны, социальному предпринимательству занять определенную нишу между НКО, сектором частного бизнеса и государственным сектором, а с другой, привело к возникновению более тесного сотрудничества между секторами [39, 88].

Трехсекторное сотрудничество (между частным, государственным и некоммерческим секторами) стало катализатором формирования социального предпринимательства в США.

3. Финансирование

Рассмотрим основные источники финансирования социального предпринимательства.

Источники финансирования коммерческих организаций [108]:

· займы и кредиты

· продажа части бизнеса/активов инвесторам

· государственные программы финансирования (например, «the Empowerment Zone and Enterprise Cities Demonstration program», программа, направленная на развитие неблагоприятных городских зон путем предоставления льготного режима финансирования)

Таким образом, коммерческие социальные предприятия лишены каких-либо финансовых, налоговых и любых других государственных льгот.

Различные негосударственные фонды оставляют за собой право оказывать финансовую помощь на начальном этапе создания и развития коммерческого социального предприятия на своих условиях [37].

Источники финансирования некоммерческих организаций [108]:

· государственные гранты (в тех случаях, когда цели деятельности организации совпадают с какими-либо государственными программами финансирования);

· частное финансирование (в отношении которого установлены различные налоговые льготы);

· займы на льготных условиях; «квази вклады в уставный капитал» (по сути представляют собой займы, которые, в случае достижения той цели, для которой они были выданы, не должны быть возвращены).

Некоммерческие организации имеют серьезную финансовую поддержку со стороны и государственной системы грантов, и фондов, и частного финансирования, и системы налогообложения.

Анализ данных, собранных в течение 20 лет (с 1982 по 2002 года), показал, что за этот период прибыль некоммерческих организаций выросла на 219%, частные пожертвования увеличились на 197%, государственная поддержка – на 169%. Помимо этого, значительно возросла доля коммерческой прибыли в общих доходах организациях: в 1982 году – 48, 1%, тогда как в 2002 году – 57, 6%. Доля частных пожертвований возросла с 19, 9% до 22, 2%, а государственных грантов осталась практически неизменной – с 17% до 17, 2% [53, стр. 12-56]. Что касается настоящего момента, тенденция увеличения прибыли НКО сохраняется, а долевая часть финансирования со стороны различных структур остается практически без изменений [107], [109], [113].

Важно отметить, что есть свои особенности в получении финансирования в зависимости от специфики основной деятельности некоммерческого предприятия. Например, для НКО в области культуры и искусства характерен значимый рост частных пожертвований, тогда как прибыль от коммерческий деятельности осталась практически неизменной [103, стр. 37-60].

Ежегодный доход третьего сектора экономики составляет порядка 6% ВВП [55], [64, стр. 611-613]. Совокупный капитал активов – 3 трлн долларов, ежегодный доход предприятий американского некоммерческого сектора составляет около 1, 4 трлн долларов. Социальные предприятия предоставляют рабочие места более чем 9, 4 млн граждан, фонд заработной платы которых составляет не менее 8, 3% общего заработного фонда страны.

Таким образом, большую часть внешнего финансирования и поддержки в развитии в США социальные предприятия приходится не на государственный сектор, а на фондовые гранты и частные пожертвования. А внутренняя поддержка от доходов предприятия является основной [33], [67]. Особенность американского пути развития социального предпринимательства состоит в наличие разветвленной и устойчивой системы частной поддержки в виде благотворительных фондов. Из самых крупных можно назвать фонды Келлога [101], Кауфмана [100], Рокфеллера, фонд развития предприятий Робертса, Гольдман – Сакс и многие другие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.