Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы подготовки борцов.






Планирование физической подготовки.

Планирование тренировочного процесса предполагает использование в определенном порядке средств и методов для повышения уровня физической, технической, тактической и психической подготовленности. На начальных этапах становления спортивного мастерства борцов основным звеном подготовки является формирование двигательных навыков. В дальнейшем, с ростом спортивного мастерства, роль физической подготовленности становится все более важной. Тактическое мастерство совершенствуется по мере накопления соревновательного опыта и теоретического анализа своего и чужого опыта. Роль психической подготовленности особенно важна как в аспекте поддержания интереса к тренировочным занятиям, так и при подготовке к соревнованиям.

Физическая подготовленность должна совершенствоваться на основе законов биологии, а именно, протекания срочных и долговременных адаптационных процессов. Техническая подготовка на основе законов биомеханики и физиологии человека. На уровне высшего спортивного мастерства чаще используются сопряженные варианты тренировки, когда двигательные действия строятся по законам техники борьбы, а интенсивность, количество повторений, интервалы отдыха по законам развития адаптационных процессов в опорно-двигательном аппарате, в сердечно-сосудистой системе, эндокринной и иммунной системах.

Прежде чем приступить к планированию физических нагрузок для борцов необходимо ознакомиться с наиболее общими принципами планирования тренировочных нагрузок.

Теоретическое исследование эффективности средств и методов физической культуры наиболее строго можно выполнить с применением математического моделирования, на основе модели основных систем и органов организма человека.

Теоретическое и экспериментальное обоснование технологии планирование физической подготовки борца.

Весь год, опираясь на календарь соревнований, можно разбить на этапы. Каждый этап — это мезоцикл, имеющий строго определенные задачи. В целом стратегия годичной подготовки борца может быть основана на следующих положениях:

1) в основе роста спортивной формы борца лежит увеличение МАМ мышц пояса верхних конечностей преимущественно за счет миофибрилл ОМВ;

2) на базе выросшей силовой подготовки увеличивается способность мышц к утилизации кислорода за счет роста митохондриальной массы в ОМВ и ГМВ, в результате идет преобразование ГМВ в ОМВ;

3) для уменьшения стрессовых факторов и снижения интенсивности процессов деградации в мышечных волокнах на протяжении всех этапов (кроме соревновательного) исключаются нагрузки, приводящие к предельному закислению организма.

Содержание этапов подготовки.

1. Втягивающий этап посвящен подготовке опорно-двигательного аппарата спортсменов. Поэтому недельный микроцикл тренировки включает три тренировки в неделю, направленные на увеличение силы мышц рук, туловища и ног. Все остальные нагрузки носят второстепенный характер, способствуют ускорению восстановительных процессов, поддерживают аэробные возможности ОМВ и ГМВ основных рабочих мышц.

2. Базовый этап решает задачу увеличения силы и аэробной мощности основных мышц борца. Три раза в неделю (микроцикл) используется интервальная тренировка и другие для роста уровня развития силы (МАМ) и повышения потребления кислорода на уровне АнП, главным образом за счет преобразования ГМВ в ОМВ. Перед днем отдыха выполняется развивающая «силовая» тренировка. Этап продолжается 8–9 недель.

3. Предсоревновательный. После большого объема нагрузок в организме спортсмена имеется явное недовосстановление, поэтому выполнению в течение четырех недель третьего этапа упражнений, направленных на увеличение МАМ, (объем аэробной работы резко уменьшается), способствует устранению возможных явлений (признаков) утомления и новому подъему фундамента спортивной формы борца — МАМ за счет роста миофибрилл в ОМВ.

Регулярные интегральные тренировки в виде проведения схваток длительностью от 30 с до 2 мин. позволяют «восстановить» технику, поддержать уровень скоростно-силовой подготовленности борца.

4. Соревновательный этап направлен на достижение наивысших результатов. Для приобретения соревновательного опыта, совершенствования техники участвует еженедельно в «прикидках-спарингах» или различного уровня соревнованиях. Для поддержания силы ОМВ выполняются тонизирующие силовые тренировки по 1–2 раза в неделю.

Важнейшее условие успешности реализации планов выполнения на протяжении всего года круговых силовых тренировок для ОМВ по два раза в неделю. В каждой такой тренировке выполняется по 5–10 кругов, воздействие на все основные мышцы рук, туловища и ног.

Разработанный план подготовки борца был проверен в эксперименте. Микроцикл физической подготовки на базовом этапе может быть построен только после выявления уровня подготовленности атлета. Для конкретизации процесса планирования приведем результаты тестирования группы борцов.

Заключительная часть тренировки как фактор целенаправленного воздействия на ход восстановительных процессов.

Типовая структура урочного практического занятия строго соответствует динамике работоспособности спортсменов. Период компенсированного и декомпенсированного утомления в заключительной части охватывает 30-35% (Г.Ф. Фольберт, 1948). Опираясь на эти биологические особенности, тренеры в начале занятия применяют различные упражнения, сокращающие период врабатывания или вхождения в работу, затем следует напряженная мышечная деятельность, а в заключение даются упражнения, не требующие больших физических усилий. Главной задачей заключительной части является подведение итогов, которое немыслимо без оценки деятельности учеников со стороны тренера и их самооценки. Но в действительности, ситуация складывается следующим образом: анализ работ ведущих специалистов Чумакова Е.М. (самбо), Карпинский А.А., Ялтырян А.В. (вольная борьба), показал что, основное внимание в 100% занятий, в заключительной части, уделяется: беседам-21 %, построение и подведение итогов-90%, упражнения на расслабление-6%, дыхательные упражнения-3%, составление комплекса упражнений-1%, замечания о допущенных ошибках в схватках-8%. Но восстановительные мероприятия в заключительной части, по нашему мнению это также и: упражнения на растяжку, аутотренинг (приемы саморегуляции), взаимо-самомассаж, БАТ, упражнения на развитие гибкости, самостраховки, профилактику развития близорукости.

«Заминка» (заключительная часть занятия) в конце тренировки; серии схваток; урока по ФК; мощного силового задания; забега и т.п., очень важна для снятия физического напряжения. Ознакомление с учебниками учебными материалами тридцатилетней давности до настоящего времени (8, 10-16, 30-34, 49, 52 и т.д.), показывает, что данному вопросу внимания уделяется недостаточно. Можно смириться, что окончание тренировки - забота самого спортсмена. Но чтобы он лучше мог организовать данную, неизбежную часть подготовки. Спортсмена нужно научить, какое содержание может быть в заключительной части урока, какова ее продолжительность (минимальная и максимальная), какие средства, когда наилучшим образом использовать и т.д. т.п. В литературе мы нашли следующее.

«Растяжка». Известно, что большие физические нагрузки приводят к снижению возбудимости, сократительной способности, лабильности мышц. Мышечно-суставный аппарат можно рассматривать как мощную рефлексогенную зону, при раздражении которой рефлекторно изменяются вегетативные функции организма. Научные исследование показывают, что при растягивании мышц и связок возникает раздражение проприорецепторов, обуславливающее так называемый рефлекс на растяжение.

Выполнение упражнений на растягивание способствует увеличению импульсов в ЦНС, что, в свою очередь, ведет к рефлекторным изменениям в нервно-мышечном аппарате (происходит снижение мышечного тонуса), исчезновению болей и уплотнений в мышцах. В этой связи применение таких упражнений вполне физиологически обоснованно.

Выполняя упражнения на растягивание, следует довести их до предельной амплитуды, что выразиться в появлении легких болевых ощущений в суставах. Выполнять их следует ежедневно. Всегда следует ставить конкретные задания: достать до определенного предмета, коснуться чего-нибудь. После каждой серии следуют упражнения на расслабление.

Противопоказаниями к выполнению активных и пассивных упражнений на растягивание являются: повреждения крестообразных связок коленного сустава, привычный вывих в суставе, паратенонит ахиллова сухожилия.

«Аутотренинг». Многие психологические качества нужны спортсмену для достижения успеха в «своем» виде спорта. В связи с этим психологическая подготовка спортсмена, особенно к соревнованиям, считается одной из важнейших сторон подготовки наряду с физической, технической и тактической подготовкой. Овладение специальными приемами регуляции психических состояний, стимулирующими становление оптимального состояния, для достижения наилучших спортивных результатов, в условиях соревнований. К таким приемам относится комплексная методика, представляющая собой переработанный вариант, так называемой, «аутогенной тренировки». Для ликвидации неблагоприятных эмоциональных состояний и связанных с ними мышечных спазмов, была создана целая система физических упражнений «на мышечное расслабление». Основные принципы, на которые опирается эта методика, рекомендуемая для спортсменов, следующие:

1. Комплексность в применении приемов саморегуляции. В комплекс входит

ряд психологических приемов, связанных с отвлечением внимания, со

зрительными, кинетическими и другими представлениями, восприятиями и

ощущениями, с использованием специально подобранных словесных

формулировок.

2. Индивидуализация в подборе приемов саморегуляции и условий их

применения с учетом особенностей и функционального состояния нервной

системы в тот или иной момент у данного человека, с учетом его

индивидуального опыта, интересов, склонностей и других особенностей

личности.

3. Активность в применении приемов саморегуляции - сознательная

постановка задач, их мотивации, овладении навыками применения

соответствующих приемов, сознательном самоконтроле

программировании собственных действий

В состоянии расслабления, достигнутого с помощью специально подобранных словесных формулировок и образных представлении, связывающихся с их смысловым содержанием, спортсмен может целенаправленного изменять свое эмоциональное состояние, добиваться оптимального возбуждения.

Саморегуляция как самостоятельное, без посторонней помощи управление

человека самим собой, есть одна из важнейших характеристик личности.

Специализированным психическим процессом, осуществляющим саморегуляцию, является воля. Если волевое усилие направленно на преодоление препятствий при совершении сознательных, целенаправленных действий, оно выступает в виде волевых действий и выражается в волевом состоянии. Саморегуляция эмоциональных состояний, т.е. самостоятельное управление своим эмоциональным возбуждением (достигаемое способностью в нужные моменты снизить или повысить его, либо удержать на гребне оптимума до нужного момента), является важной практической областью самовоспитания (22, 23, 45, 60 и др.).

В современном спорте высших достижений, и особенно в контактных единоборствах, результатов высокого класса добиваются спортсмены-бойцы, закаленные физически, обладающие стойкой и несгибаемой волей.

Гибкость - это способность выполнять упражнения с большей амплитудой. Она зависит от подвижности суставов и может быть пассивной и активной.

Активное движение выполняется за счет силы сокращения мышц, участвующих в данном движении.

Пассивное движение осуществляется с помощью партнера или других внешних влияний.

В работе на гибкость важно правильно дозировать выполнение упражнений, помня, что предельная амплитуда движений достигается не сразу.

При работе по развитию гибкости используют маховые, пружинистые и статические упражнения. В маховых и пружинистых, каждое последующее движение выполняется на большей амплитуде, чем предыдущее, до достижения максимально возможной амплитуды.

Параллельно с развитием подвижности в суставах следует развивать силу удерживающих данный сустав мышц, для чего используются упражнения с большей амплитудой и отягощением.

Самостраховка. Жизненно важный компонент для развития гармоничной личности. Ниже приводится перечень возможных упражнений для изучения самостраховки из различных положений (извлечение из книги Игуменова В.М., Подливаева Б.А., Спортивная борьба, - М.: Просвещение, 1991, -129с):

Упражнения для изучения навыков падения на спину: 1. Изучение положения рук при падении на спину. Лечь на спину, подбородок прижать к груди, ноги согнуть в коленях, руки вытянуть вдоль туловища ладонями вниз. Поднять руки и сделать ими сильный удар по ковру. В момент удара руки должны быть напряжены, и находиться, по отношению к туловищу под углом 40-50°.

2. Падение на спину из положения сидя. Садясь на ковер, поджать ноги, прижать подбородок к груди и вытянуть руки вперед. Сделать перекат назад в группировке на согнутой спине. В момент касания ковра лопатками ударить по нему руками. В момент удара таз должен быть приподнят над ковром. То же, вытягивая руки вперед-вверх.

3. Падение на спину из положения приседа. Принять положение приседа, прижать подбородок к груди, руки вытянуты вперед. Сесть на ковер ближе к пяткам и, не останавливая движения, сделать перекат на спину, закончив его ударом руками о ковер. То же, вытягивая руки вперед-вверх.

4. Падение на спину из положения полуприседа.

5. Падение на спину из положения о. с. Встать в о. с, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед. Плавно перейти в положение приседа и выполнить перекат с ударом руками о ковер. То же, вытягивая руки вперед-вверх.

6. Падение на спину через партнера, стоящего в партере (низком и высоком). Стать спиной вплотную к правому боку партнера, стоящего в партере. Приседая, прижать подбородок к груди, сделать перекат назад по спине партнера и упасть на спину с одновременным ударом руками по ковру.

7. Падение на спину через горизонтальный шест

а). Вытянуть руки вперед, подбородок прижать к груди, согнуть туловище вперед и сесть на шест. Опустив ягодицы как можно ниже, упасть назад на спину с одновременным ударом руками по ковру. Удар выполняется ладонями. Первыми ковра должны коснуться руки, затем лопатки. В последний момент партнеры слегка приподнимают шест. Борец, выполняющий упражнение, смягчает свое падение, цепляясь голенями за шест.

8. Падение на спину прыжком. Стоя в о. с, принять положение приседа, прижать подбородок к груди, руки вытянуть вперед. Слегка подпрыгнув, подкинуть ноги вверх и быстро сделать сильный удар руками по ковру. Первыми ковра должны коснуться руки, потом лопатки. Затем мягкий перекат на спине. Во время падения голова наклонена вперед, подбородок плотно прижат к груди, ноги вместе, колени согнуты. Дальнейшее совершенствование падения на спину можно осуществлять, усложняя приведенные упражнения, например, выполняя падение на спину прыжком, из положения стоя на шведской стенке на разной высоте, б), после раскачивания и броска партнерами. В процессе выполнения этих упражнений учитель должен внимательно следить за учениками, страховать их и обучать правильной страховке. Упражнения для изучения падения на бок:

9. Изучение конечного положения при падении на бок. Лечь на правый бок, согнуть правую ногу и подтянуть ее к груди. Левую стопу поставить на ковер возле правой голени. Подбородок прижать к груди. Левую руку поднять вверх, правую положить на ковер ладонью вниз под углом 40 — 50° по отношению к туловищу. То же на левом боку, обратив внимание на постановку на ковер правой подошвы и левой руки.

10. Перекат на бок. Сесть на ковер, поджать ноги, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед. Перенести тяжесть тела на правую ягодицу и сделать перекат на правый бок до касания ковра правой лопаткой и обратно в положение сидя. То же в другую сторону.

11. Падение на ковер из положения сидя. Сесть на ковер. Перенести тяжесть тела на правую ягодицу и сделать перекат на правый бок. В момент касания ковра правой лопаткой сильно ударить вытянутой правой рукой и подошвой левой нот по ковру. То же в другую сторону.

12. Падение на бок из положения приседа. Принять положение полного приседа, прижать подбородок к груди, руки вытянуть вперед. Сесть на ковер правой ягодицей возможно ближе к правой пятке и выполнить перекат на правый бок. Выполнять упражнение в обе стороны, обращая внимание на плавность перехода от седа к перекату, и фиксацию конечного положения.

13. Падение на бок из положения о. с. Перейти в присед, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед. Сесть на ковер правой ягодицей и, не прерывая движения, выполнить перекат, завершив его одновременным ударом по ковру правой рукой и левой подошвой. Выполнять упражнение в обе стороны.

14. Перекат с одного бока на другой. Лечь в конечное положение для падения на правый бок. Сильно оттолкнуться от ковра правой рукой и ногами, перекатиться на спине в положение на левом боку. Убедившись в правильности принятого положения, перекатиться на правый бок. Повторять перекаты с ускорением темпа.

15. Падение на бок через партнера, стоящего в партере. Стать спиной к правому боку партнера. Захватив левой рукой правое плечо партнера, поднять правую ногу и вытянуть правую руку вперед. Сгибаясь, выполнить падение назад. Во время падения правая рука должна обогнать туловище и всей поверхностью с силой ударить по ковру. При ударе рука должна быть вытянута и повернута к ковру ладонью. Затем ковра касаются туловище и ноги. То же в другую сторону, встав возле левого бока партнера и захватив правой рукой его левое плечо.

16. Падение на бок через шест. Один конец палки упереть в ковер, второй — в руках партнера. Во избежание травм необходимо следить, чтобы палка не касалась ключицы. Встать спиной к палке слева от партнера. Прислонить к палке правый подколенный сгиб, правой рукой захватить шест снизу возле левого бедра. Левую руку и левую ногу вытянуть вперед, подбородок прижать к груди. Сгибаясь и крепко держась рукой за шест, начать падение на левый бок. В момент падения следует смягчить приземление, подтягиваясь рукой к шесту.

17. Падение на бок через плечо из положения стойки на правом колене. Опуститься на левое колено, положить ладони на ковер пальцами вовнутрь, правую ближе к ногам. Скользя правой ладонью по ковру, пропустить ее между ног и опустить правое плечо на ковер. При этом голову отвести к левому плечу, прижав подбородок к груди. Оттолкнуться левой ногой и сделать перекат на спину с правого плеча в направлении правой ягодицы. Закончить кувырок сильным ударом правой руки о ковер и принять конечное положение при падении на правый бок. То же из стойки на правом колене.

18. Падение на бок кувырком через плечо из положения стойки. Поставить правую ладонь на ковер возле левой ноги пальцами к правому носку. Сделать плавный перекат с правого плеча на левую ягодицу и, принять положение как при падении на левый бок, быстро вернуться в о. с. То же из левой стойки с перекатом через левое плечо на правый бок.

19. Падение на бок через шест. Партнер держит шест. Встать к шесту лицом справа от партнера, касаясь его нижней частью левого бедра. Захватить шест правой рукой сверху, несколько выше того места, которого касаетсябедро. Левую руку вытянуть вперед, подбородок прижать к груди. Сгибаясь и крепко держась за шест, оттолкнуться от ковра и выполнить кувырок через шест. В момент падения левая рука обгоняет туловище и с силой ударяет по ковру. Перед падением для смягчения удара следует подтянуться правой рукой к шесту. Падение завершается конечным положением на левый бок. То же в другую сторону с кувырком через шест на левый бок, встав с другой стороны палки и захватив ее правой рукой. То же через партнера, стоящего на четвереньках.

20. Падение на бок кувырком, держась за руку партнера. Встать левым боком к правому боку партнера и захватить правой рукой одноименную руку партнера за внутреннюю часть его запястья. Вытянуть левую руку вперед ладонью вниз, оттолкнуться от ковра, выполнить кувырок через правое плечо и приземлиться на правый бок. В момент падения партнер должен поддержать выполняющего кувырок борца за руку, чтобы смягчить его приземление.

21. Падение на бок из упора лежа с поворотом на 270°. Принять положение упора лежа с опорой на носки ног и ладони рук. Оттолкнувшись одновременно руками и ногами, не сгибая ног и туловища, выполнить переворот вокруг продольной оси вправо и приземлиться на левый бок, приняв соответствующее положение. То же в другую сторону.

22. Падение на бок кувырком через плечо из о. с. с прыжком. Оттолкнувшись ногами, выполнить прыжок вперед-вверх с одновременным махом правой рукой сверху вниз по направлению к левой ноге. Повернувшись в воздухе на 90°, приземлиться на левый бок с опережающим движением и сильным ударом одной руки через партнера, стоящего на четвереньках, после раскачивания и броска партнером.

Упражнения для изучения падения вперед на руки:

При падениях, особенно при бросках прогибом, нельзя выставлять руки и опираться на кисти. Это может привести к серьезным травмам. Однако при падениях с поворотом грудью к ковру, чтобы не удариться лицом, нужно уметь смягчать падение руками.

23. Падение вперед на кисти рук из положения стойки на коленях. Встать на колени, вытянуть руки вперед ладонями вниз. Не сгибая туловища, упасть лицом вперед. В момент касания ладонями ковра за счет упругого сгибания рук в локтевых суставах сначала замедлить, а потом приостановить падение и лечь на ковер. То же из положения стоя на коленях, руки за спиной.

24. Падение вперед на кисти рук из положения о. с. Стоя в о. с, вытянуть руки вперед ладонями вниз. Не сгибая туловища, упасть вперед, амортизируя падение руками. То же с прыжком из положения стоя на широко расставленных ногах, стоя ноги вместе.

25. Падение назад на кисти рук из положения о. с. с поворотом на 180°. Из о. с, руки прижаты к туловищу, падать назад, не сгибая туловище. Как только тело окажется под углом 60° по отношению к ковру, сделать резкий поворот кругом налево (направо). Закончить упражнение в положении грудью вниз, амортизируя падение руками.

26. Падение вперед на кисти рук из положения о. с. с прыжком. Принять о. с, вытянуть руки вперед ладонями вниз, слегка присесть, оттолкнуться и прыгнуть вперед, приземляясь на руки и грудь.

27. Падение назад на кисти рук из положения о. с. с поворотом на 180° с прыжком. Из о. с. слегка присесть, оттолкнуться и прыгнуть назад-вверх. В полете развернуться грудью к ковру и приземлиться на руки и грудь.

Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки борцов. Среди них выделяют: - перекаты — вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке); - кувырки — вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.