Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподобному Сергию Радонежскому






МОЛИТВА

О великий заступниче рода христианского, теплый ходатаю ко Всещедрому Богу о всех православных, неусыпный сохранниче рода Российского, скорый в бедах всем, к тебе с верою и любовию притекающим, помощниче, отче святый, от Отца Небеснаго чадом твоим данный, Богомудрый наставниче иночествующих, прекрасный образе постников, светлое зерцало добродетелей, столпе целомудрия непозыблемый, священная главо, Преподобие Сергие!

 

Се аз, многогрешный, к тебе, скорому помощнику, во умилении сердца моего прибегаю и во глубоце души моея смирении милея тебе дею. Моли Всемилостиваго и Всещедраго Человеколюбца Бога о мне, грешней, яко да по многим Своим щедротам очистит беззакония моя и от грех моих омыет мя, да не тех ради скверны отвержен буду пречистаго града Небеснаго. Призри на веру мою яже к тебе и настави мя на стезю заповедей Божиих, да по не отныне шествую путем Жизни Вечныя. Буди мне, заблудшему, вождь в Царствие Небесное. Буди управитель корабля жизни моея ко тихому пристанищу.

Ты, Богомудре отче, прежде, неже свет чувственный узрел еси, Истинный Свет Бога, во Троице Святей славимаго, прославил еси, егда во чреве матернем трижды возгласи.

Сотвори убо, да и аз, помраченный грехов тмою, Свет Невещественный Трисиятельнаго Единаго Божества, выну [всегда] прославляю троицею души моея треми ея силы: памятию, разумом и волею.

Разум утверди, еже заповеди Божия разумети.

Память укрепи, еже вся Его благодеяния, нас деля сотворенная, по вся дни живота нашего, вечер и утро, воспоминати благочестно и благодарствие приносити.

Волю настави, еже Божию волю всегда совершати и та выну хотети, яже Его святому угодна суть хотению.

Еще, наставниче мой предобрый, усердными молю твою благостыню слезами, настави ко славословию Пребожественныя Троицы грешныя и окаянныя жизни моея тройчество: помышление, слово и дело.

Умоли Бога, Отца Небеснаго, яко да мене, дело руку Своею, обратит на делание повелений Своих Божественных.

Упроси Единороднаго Сына Его, Бога Слова, да устне мои отверзает, еже выну слово славы Его глаголати и николиже гнила слова от уст моих испущати.

Умилостиви в виде огненных язык явлынагося Всесвятаго и Животворящаго Духа, яко да огнем благодати Своея помышления в сердцы моем, яко злато в горниле очистит и сотворит мя достойно жилище пребывания Своего.

Увы мне! Яко раб греха бех аз, доселе сластьми искушаем и демоном прельщаем, но отныне каюся от всея души моея и плачуся дел моих горько, отвращаюся от беззаконий моих множества, обращаюся же всем сердцем моим ко Единому Богу моему и Творцу, имея предприятие во уме истинное Ему Единому выну служити.

Точию ты, скорый помощниче, о святый отче наш Сергие, помози ми, окаянному, святым ти пособием и буди споручник у Всещедраго Бога о моем неисправлении. Ей, отче святый, невозвратну имам волю и намерение, еже не к тому греху работати и усердно хощу Божиих заповедей неленостный делатель быти, но враг лукавый борет мя страстьми безпре-станно, телесными и житейскими услаждении прельщает.

Ты убо, крепкий демонов силы победителю, в год борьбы моея помози ми, да не речет враг мой, укрепихся нань. Изнемогающа мя укрепляяй, падающа поддержи, падша воздвигни и утверди нози мои, еже право ходити в пути воли Божия, и вожствуй мя сам, яко добрый пастырь свое овча, до последнего моего издыхания пасый неоскудно пажитми благода-тей Божиих.

По разлучении же души моея грешныя от сквернаго сего телесе исходатайствуй ми у Царя всех Бога в селениих праведных водворение, да и аз, грешный, тобою сподоблен буду пети и воспевати со всеми святыми Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь. (Сия молитва читалась настоятелем Обители. Текст ее сохранился в Государственном историческом музее, Син. 2 (ГН. 511), лл. 19-21.)

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», «Путеводительница», письма Преподобного Андрея Рублева. Расположена слева от царских врат в иконостасе собора Святой Троицы. 144x103 см. В Описи 1641 года о ней говорится на лл. 24 — 25.

 

Крест запрестольный работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. XV в. 159x73 см, 5x9x3 см; размеры костяных вкладышей: 5, 5x5, 5 см; размер распятия: 25, 5x21 см. ЗГИХМЗ, № 2389. В Описи 1649 года упоминается на л. 69.

 

Кадило Преподобного Никона Радонежского, 1405 год. Серебряное золоченое. Архитектоника его соотнесена с архитектурой собора Святой Троицы. На гранях — образы Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, Апостолов Петра, Павла. Филиппа и Фомы. По верхнему краю основной чаши выгравирована историческая запись: «В лет 6913 (1405) сичс кадило создан (есть) к с(вя)тей Тр(ои)цы замышленьм игуменом никоном при бл(а)говернем князи великом Ва(сил)ьи Дмитреве». Работа Троицкого мастера. 21 х 10, 4x6, 5 см. ЗГИХМЗ, № 332.

 

Служебник Преподобного Никона Чудотворца. Из Ризницы Троице-Сергиевой Лавры. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 8 (М. 8670). На с. 51 приведены лл. 1 об.—2.

Сколько любви, чувства прекрасного видится в тех носителях православного духа, которые умели сочетать в своих книгах пурпур с небесной лазурью, чернила растворять с золотом, выражая тем определенное отношение к слову, которое они проносили через свой подвиг, и у них оно не расходилось с делом.

Троицкое искусство, соединившее в себе искусство книги, резьбы по дереву, кости и камню, тонкого литья и еще более тонкого ювелирного дела, требует особого научного анализа. Своими вдохновенными творениями иноки и посадские жители составили под руководством Преподобного Никона Радонежского поистине гимн своему учителю, Авве Сергию, воздвигнув собор Святой Троицы, а затем созидая памятники всей последующей истории Троице-Сергиевой Обители.

Преподобный Никон «скоро» собрал в Троице-Сергиев монастырь «живописцы, мужи изрядны, зело всех превосходящи и в добродетелех совершени, — Даниил именем и Андрей, спостник его, и неких с ними». «Некие с ними» составили дружину многочисленную при двух старцах. Андрей и Даниил проявили удивительный дар в самом трудном — всей дружине дать возможность работать вдохновенно и вместе с тем не дать этому живописному «хору» потерять единство и цельность общности...— у каждого свой голос, но слиты эти голоса в едином гимне [83, с. 213, 2191.

Составитель антологии «Троица Андрея Рублева» отмечает: «В житии Преподобного Никона имеется указание, что Рублев написал «Троицу» в похвалу Сергию Радонежскому. Очевидно, многое в убеждениях Рублева соответствовало убеждениям Сергия Радонежского... но если Преподобный Сергий предпочитал в жизни не слово, а дело, то Рублев, следуя призванию живописца, предпочитал не слово, а образ. В иконе Троицы он говорит с нами на языке искусства. В силу емкости и неоднозначности последнего, оно требует от нас встречной работы мысли, и не только всякое новое поколение почитателей великого мастера, но и каждый отдельный человек видит в «Троице» себя, свои представления и мечты. Рублевская икона подобна вечному нетускнеющему зеркалу... В Троице, как нераздельной, осуждались усобицы и требовалось собирание, а в Троице, как неслиянной, осуждалось иго и требовалось освобождение. Вот почему Преподобный Сергий Радонежский, посвятив основанный им монастырь Троице, не ограничился молитвами в монашеском уединении. Великий патриот, он видел свою жизненную цель не только в строительстве монастырей, но и в деле прекращения феодальных усобиц, в объединении Руси в такое государство, которое было бы способно противостоять внешним силам. Недаром его первый биограф Епифаний писал, что Сергий основал Троицкий монастырь для того, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистный страх розни мира сего»...

«Троица» Андрея Рублева не случайно осознается нами как высочайшее достижение русского искусства. Созданная в итоге длительного творческого пути одного мастера, она вместе с тем воплощает в себе работу творческой мысли нескольких поколений. Как и всякий другой средневековый художник, Рублев высоко ставил значение традиции и коллективного труда. Все лучшие черты русской культуры начала XV века соединились в «Троице»: внешне отвлеченная, но поразительно конкретная по содержанию форма философского обобщения, способность выражать в иконографических образах национальный характер, наконец, художественное мастерство, достигающее вершин мирового искусства [193, с. 11, 14, 15, 16, 17, 18].

Священные сосуды Преподобного Никона Радонежского. Роспись поздняя. ЦАК МДА.

«Троица» явилась «памятью и похвалой» человеку, который во многом определял духовную и государственную жизнь светлой, героической эпохи, времени национального подъема Руси, ее воли к единству [83, с. 231].

Эти обобщения о «Троицком искусстве» XV века можно перенести и на другие произведения Троицких умельцев того времени. В них заложена общая для всех них заветная мысль не только русского пустынножительства, но и русского религиозного сознания в целом о вселенной — как мире всей твари, о человечестве— как собранном вокруг Христа и Богоматери, о твари—собранной вокруг человека в надежде на восстановление нарушенного строя и лада [193, с. 51].

Можно предполагать, что воспитанниками этой дружины мастеров были такие иноки, как Преподобный Амвросий — Троицкий резчик, который работал вместе со своими учениками не только с деревом, но и с благородным металлом. По замечанию исследователей, «цельность замысла и высокое совершенство выполнения их работ несомненно свидетельствует о зрелости исполнителя — и как художника, и как техника. Невозможно представить себе такую работу без хорошей школы и большой опытности, даже в предположении какой угодно природной одаренности» [221, с. 7]. Здесь проявилась та сила русского духа, высота которого не случайно сравнивается с лучшими монументальными памятниками античного мира. На это указывают русские иконы, которые «представляют, быть может, единственный случай испытывать общее зрительное впечатление, близкое к общему зрительному впечатлению от исчезнувших произведений древнегреческой станковой живописи» [255, с. 458—460]. В своих воспоминаниях известный архидиакон Павел из Алеппо, сопровождавший в середине XVII века Патриарха Антиохийского Макария в его путешествии в Россию, передает, что все ими увиденное в Троицкой монастырской ризнице «поражает ум изумлением и удивляет умного больше глупца» [71, с. 30—31].

 

 

   
 
ИЗ РИЗНИЦЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
Панагия Преподобного Никона Радонежского с литым накладным образом -«Вознесение Господне». На внутренних створках гравированы образы Святой Троицы и Знамения Божией Матери. XV в. Серебро с позолотой. ЗГИХМЗ, № 307.

 

«Святая Троица». Резьба по кипарису. XV в. В серебряной сканной оправе. Вокруг образа за пись: «Видехом свет истный, прияхом дх нбный [Духа Небесного], обретохом веру истну и неразделну Троице поклоняемся та». 8, 8x7, 5x1, 2 см. ЗГИХМЗ, № 1454.

С каждым священным предметом связана судьба не одного человека, и потому эти произведения высокого искусства становятся своеобразным историческим источником для понимания живой души созидателей большой культуры.

На основе школы Преподобного Сергия постепенно возникало высокое искусство во многих русских городах и весях, оказывая благотворное влияние на развитие русской национальной культуры в целом, особенно на искусство лежащей близ «Троицы» Москвы. Столица Русского государства воспринимала все лучшее из отечественной культуры, создавая искусство своих монастырских, слободских и кремлевских мастерских.

Нагрудная икона-складень «У Креста». На створках триптиха — праздники. 1456 г., работа Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. Из орехового дерева в золотой сканной оправе. Вкладыш правой створки не сохранился. На боковых сторонах золотой оправы — запись вязью: «В лето 6964 (1456) сиа (и)кона делана в Сергееве монастыре при бл(а)говернем великом князе Василии Васильевич повелением игумена Васиана Сергеева монастьтря. а рукою инока Амброс(има)». 10, 7x7, 5x1, 5 см. ЗГИХМЗ. № 45.

 

Нагрудная икона «Знамение» со святыми — Андреем (?) Юродивым, преподобным Симеоном Столпником, пророком Иезекиилем и мучеником Иоанном Воином. Резьба по кости. XVI в. 10.3x6, 5 х 1, 5 см. ЗГИХМЗ, № 1865.

 

«О Тебе радуется. Благодатная, всякая Тварь». «Хвалите Господа с Небес». Нагрудная икона-складень.

 

«Одигитрия». На кипарисе, вторая часть складня XV в. В записи приведены слова задостойни-ка: «О Тебе радуется, обрадованая, вся тварь. Арханлскы собор члвчекы род оевщны цркви рай сло(весне)». 8, 9x7, 6x0, 95 см. ЗГИХМЗ, № 1455.

 

Резьба по кости.XVI в. В серебряной золоченой сканной оправе. 12, 2х 10, 5x2 см. ЗГИХМЗ. № 313.

 

Священный потир. Первая четверть XV в. ЗГИХМЗ, № 145.

 

Миниатюра на пергамене, выполненная Преподобным Андреем Рублевым (?), из Евангелия XV века. Вклад боярина Хитрово в Троице-Сергиев монастырь. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 3 (М. 8657), л. 51 об.

 

Икона Преподобного Сергия Радонежского с Житием. Работа келаря Троице-Сергиева монастыря старца Евстафия Головкина, 1591 год. ЗГИХМЗ, № 279. Икона написана на доске от гробницы Преподобного Сергия.

 

сПергамен. Кон. XIV —нач. XV в. ГБЛ, ф. 304/III № 6 (М. 8652), лл. 14 об.— 15

 

лл. 31 об.—32

 

лл. 96 об.—97

 

лл. 184 об.—185

 

 

Тропарь Преподобному Никону Радонежскому, глас 1: Послушания добрый рачитель быв, Преподобие Никоне приснопа мятне, вручёное тебе еже о Христе стадо добре упасл есй и церковь прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвйгл есй. Тёмже и мы, чада твоя, любовию вопием тй: слава Лившему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеление.

 

С именем Преподобного Никона (1355 – 1426) (а оно, по свидетельству современников, яко священие некое обношашеся) связано быстрое возрастание школы Преподобного Сергия. Братия Троице-Сергиева монастыря глубоко чтила Преподобного Никона, ибо через него сохранялся во всем укладе монастырской жизни дух Преподобного Сергия. И его отношение к внутреннему строю монастырской жизни передалось последующим поколениям. Благодаря «крайнему послушанию» Преподобного Никона, которое он воспитывал в насельниках Обители примером своего отношения к жизни, стало понятным и дорогим сердцу каждого Троицкого инока и «крайнее смирение» Преподобного Сергия.

Преподобный Никон предписал себе среди прочих два правила, как отмечали его сподвижники, достопримечательные для всякого наставника монашествующих. Первое — неизменно и с любовью исполнять все, что учредил и заповедал святой основатель Обители; второе — никогда не оставлять общих для братии дел, но делать со всеми и быть первым в деле [97, с. 71].

Еще в Серпуховском Высоцком монастыре, где давал иноческие обеты Преподобный Никон, им были получены первые уроки послушания, благодаря чему за два года (1374—1376) он вполне мог усвоить все основные ремесла от византийских мастеров, собранных «на Высоком» Преподобным Афанасием. Вот почему по возвращении в Троицкую Обитель Преподобный Сергий сразу же доверяет ему ответственнейшие поручения.

 

На Троицком Стихираре XIV века, с автографом Преподобного Епифания Премудрого, есть историческая запись, которая говорит о приезде игумена Симоновского монастыря святого Феодора (племянника Преподобного Сергия), чтобы предупредить о решении князя Рязанского в союзе с Литвой разбить войско, оставшееся после Куликовской бритвы, и о посылке Преподобным Сергием келаря Троицкого монастыря Преподобного Никона в Рязань, дабы удержать князя Олега от кровопролития, которое задумано было им вместе с Литовским князем Ягай-лой в отношении великого Московского князя Димитрия Донского. Посольство это так подействовало на князя Олега, что он тут же раскаялся и один «отбежа от града своего Рязани и побеже к Ягайлу князю Литовскому» с сообщением о перемене своего решения (Никоновская летопись, т. 4, с. 124). Ягайло вернулся в свою землю, и страшного кровопролития между русскими князьями не произошло.

Еще за полгода до своего преставления Преподобный Сергий передал Обитель для руководства Преподобному Никону. Слава о нем быстро разнеслась не только в округе, но и далеко за ее пределами. Но, вкусив сладость Божественного безмолвия в келлии Преподобного Сергия (до своего игуменства), он уже не мог выносить славы человеческой. И вскоре, по преставлении своего учителя, он передал игуменство Преподобному Савве, избранному братией из своей иноческой семьи настоятелем Обители, а сам уединился в отдельную келлию. Через 6 лет, когда князь Звенигородский Юрий Дмитриевич упросил своего духовника — Преподобного Савву основать монастырь в его уделе «на Сторожах», Преподобный Никон вынужден был в 1398 году вновь принять игуменское попечение об Обители.

С того времени много сооытий отмечено в истории Троице-Сергиевого монастыря.

В 1408 году при нашествии на Москву Едигея Обитель была сожжена. Игумен с братией, предупрежденные явившимися святителями Петром, Алексием и с ними Преподобным Сергием о нашествии иноплеменных, ушли из Обители, спасая книги, келейные вещи Преподобного Сергия и святыни. Когда опасность миновала, братия возвратилась на свое пепелище и вновь начала строительство.

В 1412 году, в день памяти Преподобного Сергия, 25 сентября, игумен Никон уже освятил новый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Для храма он избрал неподалеку другое место (где ныне находится храм Сошествия Святого Духа на Апостолов), ибо на месте первого храма, воздвигнутого основателем Обители, задумал построить белокаменную церковь.

Преподобный Никон прославился как великий строитель Троицкой Обители — Дома Живоначальной Троицы и как создатель в похвалу своему Авве, Игумену Земли Русской Преподобному Сергию Радонежскому, выдающихся памятников русской истории: белокаменного собора и всего, что он вобрал в себя от русских иноков-умельцев того времени.

Преставился Преподобный Никон 17 ноября 1426 года.

Ученики в 1548 году воздвигли над его гробом храм у южной стены Троицкого собора. Преподобный Дионисий в 1623 году перестроил его в более просторный — белокаменный.

МОЛИТВА

Преподомному Никону Радонежскому и всея России Чудотворцу

Преподобие и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елисея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываему в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Небесех живущему и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя. Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель сию в мире и тишине. Нам же всем да подаст благодатию своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, вечну приносим ему славу, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Кондак Преподобному Никону Радонежскому, глас 4:

Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепнвся, и от него наставляем во всём, Христдви поработйвся. Монахов был есй чиноначальник, и преподобных сожитель, с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

 

 

 

 

 

 

   
 
Тропарь Преподобному Максиму Греку, глас 3: Зарёю Духа облистаем, витийствующих Богомудренно сподобился есй разумения и неведением омрачённая сердца человеков светом благочестия просвещая, пресвётел явился есй Православия светильник, Максиме Преподобие, отнуду же ревности ради Всевидящего, отечества чужд и странен, Российским странам был есй пресёльник, за страдания темниц и заточения десницею Вышняго венчаешися и чу до действуеши преславная. И о нас ходатай буди, чтущих любовию святую память твою.
 

Среди многих имен выдающихся и малоизвестных подвижников, связанных с Троице-Сергиевой Лаврой, особое место занимает имя Преподобного Максима Грека (ок. 1470—1556). Он прибыл «из самого котла культурно-исторического в Европе», воспитанный в среде деятелей Возрождения и Реформации, слушавший проповеди Савонаролы. Он с полным знанием дела смог дать русскому обществу — и в духе родственной ему русской культуры — оценку происходившего. Лавра еще раз соприкоснулась со всемирно-историческим явлением, а библиотека ее сберегла сокровище этого великого духом подвижника [106, с. 141 — 142].

Опальный князь Андрей Курбский в своих воспоминаниях о поездке (по обету) царя Иоанна Грозного с первой женой Анастасией и младенцем Димитрием в Кирилло-Белозерский монастырь рассказывает о трехдневном пребывании его в Троице-Сергиевом монастыре и о встрече с иноком Максимом Греком: «А в том тогда монастырю обитал Максим преподобный, мних святые Горы Афонские Ватопеда монастыря, грек родом, муж: зело мудрый, и не токмо в риторском искусстве мног, но и философ искусен, и уже в летах превосходные старости умащен...» [103, стб. 207]. Старец советует царю не ездить в далекий путь, «наипаче же со женою и с новорожденным отрочатком», и поясняет, что «обеты таковые с разумом не согласуются». Но самолюбивый царь стоял на своем, «яко гордый человек, упрямяся, толико ехати, да ехати, рече, ко святому Кириллу». И когда старец видит, что государь «презрел его совет и ко еханию безгодному устремился», он, исполнившись пророческого духа, предрекает ему смерть сына в пути за кровь погибших воинов, за слезы сирот и вдовиц, забытых неблагодарным руководителем. И возвратился царь из своей поездки «во мнозей скорби до Москвы» [103, стб. 208—218].

Сохранилось несколько посланий Преподобного Максима к Иоанну Грозному, в которых он указывает на умение человека управлять собой.

Князь Курбский, хорошо знавший характер царя и относившийся с глубоким уважением к мудрому старцу— Преподобному Максиму, во встрече двух великих мужей видит глубоко символический и назидательный смысл, ибо «здесь столкнулись сила власти, повелевающая миллионами людей, и сила духа, имеющая не меньшее влияние; сошлись в нравственном поединке воля не знающего преград, обуреваемого внешним благочестием монарха и проникнутая духом истины, подчиненная закону любви воля инока. И победила не сила, но истина, не самодержец, а мыслитель» [104, с. 7].

«Россия обрекла мыслителя на трудные испытания— «иже зде пострада довольна лета за истину». Она же обессмертила его имя, ставшее неотделимо от истории отечественной культуры и обретшее европейскую известность» [104, с. 45].

В Троице-Сергиевом монастыре Преподобный Максим Грек — новый исповедник — подвизался после освобождения от уз по ходатайству Троицкого игумена Артемия с 1547 или 1548 года. Здесь он обрел вечный покой в день памяти своего небесного покровителя— Преподобного Максима Исповедника — 21 января (3 февраля) 1556 года и был погребен у северной стены храма в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов.

 

 

Панагия 1506—1507 гг. Вклад Святителя Сераниона, Архиепископа Новгородского (погребен в Троице-Сергиевой Лавре в 1516 году). Серебряная золоченая, створки из железистого яшмовидного халцедона. На внутренних сторонах створок гравированные изображения «Неопалимая Купина», «Троица». 15, 5x10, 2x3 см. ЗГХИМЗ, № 67.

Суровое время Иоанна Грозного (1533 – 1584 гг.) глубоко запечатлелось в истории Обители.

XVI век полон противоречий. Наряду со светлыми проявлениями духа наблюдаются проявления жуткого деспотизма во всем его трагизме. Глубокое покаяние Грозного нередко сопровождалось драгоценными вкладами и грандиозным монастырским строительством. Историки отмечают связь так называемых монастырских объездов Иоанна Грозного с его внешнеполитическими планами и «военной обороной государственных границ» (ГБЛ, Полосин И. И., ф. 428, ед. 1, л. 21). По замечанию английского посла в России того времени Д. Горсея, из 155 крепостных строений Иоанн Грозный построил 40 церквей и 60 монастырей. Одним из значительных таких строений является Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры.

Приведенные здесь листы Троицких Синодиков XVI и XVII веков в ряду аналогичных Синодиков в фондах других монастырей позволили современным исследователям установить их связь с утраченными официальными документами подлинных судных дел и донесений опричников (С. Б. Веселовский). «По приказу Грозного дьяки обратились к опричным архивам и составили подробный список «убиенных», копии которого были затем разосланы по всем монастырям. Руководствуясь полученным приказным списком («го-сударскими книгами», «государевой царевой грамотой»), монастырские власти внесли имена опальных в свои Синодики... Незадолго до смерти царь велел монахам молиться «во веки веков» за всех казненных им людей. «Прещения» заслужили «изменники», самое имя которых было предано забвению и десятки лет находилось под строгим запретом» [105, с. 134].

 

 

Синодик XVII в. ГБЛ, ф. 304, № 818, л. 212.

Эти Синодики позволили реконструировать «кровавую летопись, в которой деяния опричнины записаны бесстрастно и точно, день за днем, месяц за месяцем» [105, с. I37J. Так, выяснилось, что только по делу князя Владимира Андреевича Старицкого опричники казнили 3 200 человек.

Открытая наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Леонидом Кавелиным (†1891) запись 1583 года о покаянии Иоанна Грозного дала новый научный материал для истории нашего государства, а также истории Троицкой Обители, имевшей немаловажное значение в XVI веке. В ней говорится: «Лета 7091 (1583), месяца генваря 6 дня цар и государь у Живоначальные Троицы, и у великих чудотворцев Сергия и Никона во обители, и на завтрени Богоявлениева дня. Слушал завтрени и обедни в средней церкви. И призва к себе келаря старца Евстафия, да старца Варсонофия Иакимова да тутож духовник его стоял блиско Архимандрит Феодосеи толко трое их. И учал [начал] государь царь рыдати и плакати и молити отощ келарю старцу Евстафия, и старцу Варсонофия Якимову втайне. А архимандрита Ионы туто не призва. Чтоб его сыну царевичу Ивану учинили в особ поминати по неделям от субботы до субботы... А хто сего слова и моления государьевова забудет... да тово царьсково завета не исправят заповеди его преступят и моление его призрят, и им с мною суд будет пред Богом на втором Христове пришествии и в будущем веце. И о том поминание о царевиче Иване плакал и рыдал и умолял царь и государь шесть поклонов в землю челом положил со слезами и с рыданием» (ГБЛ, ф. 304/Ш, № 25 (М. 8666), л. 311 об.—312).

 

XVI столетие в истории Троицкой Обители ознаменовалось также созданием в 1512 году каменных Святых Врат, которые венчала церковь, освященная во имя Преподобного Сергия Радонежского. В то время игуменствовал Памва I (Мошнин, †6 мая 1520).

Каменное зодчество развивалось на.протяжении всего XVI столетия. В 1540—1550 гг. обитель была опоясана мощными каменными стенами с башнями, которым суждено было стать важным укреплением во время нашествия врагов. Одновременно монастырь украшался белокаменными храмами. В 1548 году была построена церковь над местом погребения Преподобного Никона, сопредельная Троицкому собору и известная в настоящее время как Никоновский придел. 15 августа 1585 года был освящен величественный Успенский собор, построенный в последние годы правления царя Иоанна Васильевича Грозного († 1584). В своей архитектуре Успенский собор воплотил лучшие черты отечественного храмового зодчества, развил и продолжил почитание Пресвятой Богородицы, к Которой с горячей молитвой всегда обращался Преподобный Сергий и Которая, как известно, явилась ему в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. Знаменательно, что накануне освящения собора, 14 августа 1585 года, было совершено переложение мощей Преподобного Сергия и в память об этом событии установлено литургическое празднование.

В 1552 году Иоанн Грозный посетил Троице-Сергиев монастырь после успешного взятия Казани, и в память явления Преподобного Сергия во время осады Казани с возвещением о грядущей победе был совершен благодарственный молебен святому Игумену за духовную помощь во время похода.

Пелена работы великой княгини Соломонии (в монашестве Софии) Сабуровой «Явление Божией Матери Преподобному Сергию». XVI в. ЗГИХМЗ, № 409.

Присоединение к России Казанской земли способствовало миссионерскому распространению Православия на Восток и, как следствие, значительному подъему культуры других народов нашей Родины. Значительным событием в истории Троице-Сергиева монастыря явилось прославление в лике святых на Московском Соборе 1547 года учеников Преподобного Сергия Радонежского — Преподобных Никона Радонежского и Сергия Обнорского.

Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделами святого великомученика Феодора Стратилата, святой мученицы Ирины (южный) и святителя Николая Мирликийского Чудотворца (северный).

В XVI веке с Троице-Сергиевым монастырем глубоко связаны Святители Русской Церкви: Серапион I, архиепископ Новгородский (†1516), Иоасаф I, митрополит Московский (†1555), Алексий, архиепископ Ростовский (†после 1550), Гурий, епископ Рязанский (†XVI в), Елевферий, епископ Суздальский (†1567), Кирилл I, митрополит Московский (†1572), Кирилл III, архиепископ Ростовский (†1538). Немало вышло святителей из Троицкой Обители и в последующие века.

Икона Собора Радонежских святых. XVIII в. Из храма Святого Пророка Божия Илии (у Лавры), созданного по благословению Преподобного Дионисия Радонежского.

Тропарь Преподобному Дионисию, глас 3:

Отче Богоносе Дионисие, земная прельщения возненавидел еси, за уметы та вменив, шествуя путем скорбным, в терпении добр воин Христов явился еси, победив страсти мира, был до кончины непоколебимый благочестия поборник. Темже мы днесь, совершая священную память твою, духовными тя песньми ублажаем, и смиренно молим: да предстоя Престолу Господа Бога, ходатайству -еши о спасении душ наших.

Кондак, глас 4:

Правило веры, столп благочестия, был еси Богоносне Дионисие, явив в себе образ и пример преуспеяния добродетели и подвигов: сею Евангельскою мрежею многих уловил еси подражателей, подая блестящею на Пебеси славою своею ревность к содействованию на пользу правоверных. Тем же мы ныне воспевающе сия, молим тя, да ходатайствуеши о людсх и о всех Церкви исполнении.

 

В печальную годину смугы и разбоя в стране Троице-Сергиева Обитель показала пример стойкого стояния за честь русского народа. Около двух с половиной тысяч человек сдерживали 16 месяцев пятнадцатитысячное (по другим данным — состоявшее из тридцати тысяч) полчище «тушинского вора» во главе с Яном Сапегой, с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года. Знаменитый келарь монастыря старец Авраамий Палицын сообщал, что «тогда бе не едина беда и зрю: внеуду — меч, внутрь же юду — смерть... и по тридесяти и потом по пятидесяти и по сту умираху во един день... и всех во осаде померло старцов и ратных людей побито и померло своею смертью от осадные немощи слуг и служебников, и стрельцов, и казаков, и пушкарей, и защитников, и галичан, и датошных и служних людей 2125 человек кроме женьска полу и недорослей и маломощных и старых» [233, с. 168J.

Сборник из собрания Троицс-Сергиевой Лавры. XVII в. ГБЛ, ф. 173/1. МДА, № 203, л. 45 об. «О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину».

«Защитники находили в себе силы не только обороняться, но и организовывать вылазки... Каждый из них, защищая монастырь, видел в нем частицу Родины, сражался за честь Земли Русской, оберегая ее от поругания. Недаром сами поляки отмечали, что Троицкая крепость была вооружена людьми, железом и мужеством. Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам» [73, с. 35].

Хранит история имена таких архимандритов, как священномученик Иоасаф III (1605—1610), вынесший на своих плечах всю тяжесть осады и замученный поляками позже, 5 июля 1610 года, в Пафнутиевом Боровском монастыре; Преподобный Дионисий Зобниновский (1610—1633), вместе с Патриархом Гермогеном своими посланиями поднявший народные ополчения во время междоусобицы и нового польского нашествия в 1612 году.

В одном из таких Посланий говорится: «А хотя, буде и постраждеся, и вам в том Бог простит. В Нижний Новгород благословение Архимандритам, Игуменам, и протопопам и всему святому собору, и воеводам, и дьякам, и дворянам, и детем боярским и всему миру. От Патриарха Ермогена Московского и всея Руси мир вам и прощение и разрешение... а хотя буде и постраждете, и вам в том Бог простит и разрешит в сем веце и в будущем; а в городы, для грамот, посылати их же, а велети им говорити моим словом. А вам всем от нас благословенье и разрешенье в сем веце и в будущем, что стоите за веру неподвижно; аз я, должен за вас Бога молить» (Творения Святейшаго Гермогена, Патриарха Москов-скаго и всея России. М., 1912, с. 100—101).

В «Книге о чудесах Преподобного Сергия», составленной старцем Симоном Азарьиным, говорится: «... явися [в Нижнем Новгороде Козме Минину] чюдотворец Сергий, повелевая ему казну собирати и воинских людей наделяти и итти на очищение Москов-скаго государства... Избраша же воеводу Дмитрея Михайловича Пожарского, яко могущаго ратные дела строити... Козма же, поведав архимандриту Дионисию, како ему явися Сергий, яко же напреди писано. Слышав же сия, архимандрит слезы теплы по ланито-ма изливаема, благодаря Святую Троицу и Пречистую Богородицу и Преподобнаго Сергия, и до времени сего никому не поведав, дондеже благодать Божия исполнися... Егда же напоследи приспе князь Дмитрий и Козма, вземше у архимандрита благословение, поидоша в путь свой, архимандриту ж вслед их еще крестом осеняющу, и внезапу ветр встрешный применився и потягая в тыл воинским людем от обители Святыя Троицы, яко от самого чюдотворца Сергиева гроба. И бысть веселие и радость ратным людем, яко обнадежени и почаявше себе милости Божий быти...» [47, с. 31, 33, 36, 37].

   
 
       
Преподобный Дионисий не переставал воодушевлять посланиями народ и войска, обличая измену и малодушие некоторых казаков и перебежчиков. Вместе со старцем Авраамием Талицыным он убеждал всех «постоять за благочестие и Отечество крепко и мужественно». Мужество и героизм были проявлены иноками и жителями Посада при нападении на монастырь войск королевича Владислава 24 сентября 1618 года. В результате 1 декабря в селе Деулино, близ Троице-Сергиева монастыря, был заключен мир между Россией и Польшей. В память об этом событии в селе был построен храм во имя Преподобного Сергия. Современники той бедственной для Руси эпохи описывают ее самыми мрачными красками. «И было тогда, — говорит один из них, — такое лютое время Божия гнева, что люди и не чаяли впереди спасения себе. Чуть не вся Земля Русская запустела. И прозвали старые люди наши это лютое время лихолетьем» [77, с. 3].
А. Новоскольцев. «Смерть Патриарха Гермогена». (В период польско-литовского нашествия.) 1915 год.

 

Грамота царя Петра Алексеевича властям Троице-Сергиева монастыря о получении 30 000 рублей (от 14 декабря 1699 года). ГБЛ. ф. 303/1, № 885. В этом документе говорится: «... в Троицкой Сергиев монастырь богомолцам нашим архимандриту Евфимию, келарю старцу Мисаилу, казначею старцу Пахомию з братиею в нынешнем в 208-м году декабря в 4 день послана к вам наша, великого государя, грамота из оружейной полаты, а велено по нашему, великого государя, именному указу ис Троиецкого Сергиева монастыря денги тритцать тысяч рублев, которые в Троицком монастыре описаны, из приказа Болшого Дворца прислал на дачю нашего великого государя жалованья ратным людсм в оружейную полату да о том и нам, великому государю, писать...»

Патриотический подвиг Преподобного Дионисия и его собратий и бесценный вклад в отечественную историю возвысили авторитет Троице-Сергиевой Обигели. Сюда часто прибывают именитые люди: Патриархи, государи, почетные зарубежные гости. Один из преемников Преподобного Дионисия архимандрит Иоасаф II (1656—1667) был избран на Всероссийский Патриарший престол после Патриарха Никона — в 1668 году. В 1697 году другой Троицкий архимандрит Иов был хиротонисан во епископа и возведен на древнюю митрополичью кафедру в Новгороде; в 1704 году архимандрит Иларион (1701 —1704) рукоположен во епископа и возведен в сан митрополита на Крутицкую кафедру; в 1707 году архимандрит Сильвестр Волынский (1704—1707) хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита Нижегородского; в 1718 году архимандрит Георгий Дашков (1711 —1718) рукоположен во епископа на Ростовскую кафедру.

С начала правления Петра I (1682) Сергиев монастырь становится его основным прибежищем. Во время стрелецких мятежей в 1682 и 1689 годах Петр I был спасен здесь от неминуемой, казалось, смерти. Управляя огромной Российской империей, он не раз потом находил в нём необходимую поддержку. С 1682 по 1701 год для государственных нужд из Троице-Сергиевой Обители было взято 129 570 рублей.

История Троице-Сергиева монастыря отмечена своеобразной печатью надвигающейся новой исторической эпохи. Уже в конце XVII века в Обители были проведены грандиозные перестройки в духе запросов нового времени. В 1686—1692 гг. сооружается большая праздничная Трапезная палата (длина 86 м) с храмом во имя Преподобного Сергия и царские Чертоги. Над Трапезным храмом была устроена библиотека. В 1692—1699 гг. был перестроен надвратный храм во имя святого Иоанна Предтечи и перестроена надкладезная часовня. «Мирская нарядность и жизнерадостность, только наметившаяся в сооружениях начала XVII века, — отмечают современные архитекторы, — становится теперь ведущей темой каждой новой постройки монастыря» [157, с. 123].

По указу императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 года в Троицком монастыре было введено соборное управление, по примеру Киево-Печерской Лавры:

чтобы ни Архимандрит один, ни Келарь, ни Казначей особливой власти не имели, но избраны были двенадцать разумных и добродетельного жития старцев, с которыми обще и должен Архимандрит рассуждать обо всех делах;

чтобы при сем монастыре учреждена была Семинария для приготовления достойных людей на места священническия. Для сего повелено было собрать из детей священно-церковно-служительских и монастырских слуг до 200 человек и обучать их риторике, философии и богословию, языкам латинскому, греческому и, если возможно, еврейскому;

чтобы устроен был на кошт Троицкого монастыря в каком-либо из женских монастырей сиротский дом для детей обоего пола, в котором бы сироты и дети, брошенные преступными родителями, могли найти призор и воспитание до известнаго возраста (Полное собрание законов Российской империи, № 7928).

Семинария была открыта в октябре 1742 года архимандритом Кириллом III Флоринским, в прошлом ректором Славяно-греко-латинской Академии.

С назначением настоятелем Лавры придворного проповедника архимандрита Арсения II Могилянского (1744—1752) и рукоположением его во архиепископа Переяславского, а затем и назначением его постоянным членом Святейшего Синода с сохранением должности настоятеля, указом императрицы Елизаветы Петровны была введена в Троицкой Обители новая должность наместника.

22 июня 1744 года Елизавета Петровна издала следующий указ:

«Указ Ея Императорского Величества, самодержицы всероссийския, и Святейшаго правительствующего Синода синодалному члену Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Арсению. Имянным ея императорскаго величества за собственноручным ея императорскаго величества подписанием, данным святейшему Синоду сего июня 8 дня, высочайшим указом повелено: когда оброк Троицкой Сергиевой Лавры требовано будет о монашествующих из коих бы ни было епархий, также и Киево-Печерской Лавры, кого имянно или числом; тогда по тому требованию оные святейшему Синоду велеть во оную Троицкую Сергиеву Лавру от суды отпускать неописываяся к ея императорскому величеству.

Митрополичьи (Патриаршие) покои. Построены по благословению митрополита Платона Левшина.

И во исполнение онаго ея императорскаго величества высочайшаго указа святейший правительствующий Синод приказали: учинить следующее: (1) Когда о чем из вышепоказанного святейшему Синоду от оной Троицкой Сергиевой Лавры представлено будет исполнение, в святейшем Синоде чинить, как оным ея императорскаго величества указом повелевается непременно. (2) В посылаемые из Святейшаго Синода во оной, по-прежнему титлу, Троицкой Сергиев монастырь о всяких делах указ, оной монастырь от ныне, в силу онаго ея императорскаго величества указа, имяновать и писать Троицкою Сер-гиевою Лаврою, а дабы и в подчиненных Святейшему Синоду местах, когда кому о чем-либо случится со оною Лаврою иметь сношение, от ныне потому ж поступаемо, о том синодалным членом в епархии к архиереом и в протчие подчиненныя святейшему Синоду места, куда надлежит послать указы и посланы, а о том же для ведома и правительствующему Сенату сообщено ведение и синодалному члену Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Арсению о том ведать и чинить по сему ея императорскаго величества указу» (ГБЛ, ф. 303/1, № 1003, л. 1 — 1 об.).

Выдающимся строителем Троице-Сергиевой Лавры был святой Иоасаф Горленко, когда стал ее наместником (1745—1748). Он восстановил Лавру после большого пожара, случившегося 17 мая 1746 года. В Лавре тогда сгорели все деревянные постройки, а также деревянные перекрытия стен и храмов. Объемы работ особенно хорошо видны в указе Священноархимандрита Лавры архиепископа Тверского Арсения. В нем говорится: «1) На погорелых церквах Божиих Иоанна Предтечи, что над вратами, и великого чудотворца Сергия, называемую трапезной, главы возобновить и церковные своды около них для безопасности впредь покрыть железом, которое («с заводов господ Демидовых») просить в кредит. 2) Церковь же Явления Пресвятые Богородицы, что над гробом чудотворца

Указ Святейшего Синода архимандриту Арсению об именовании Троице-Сергиева монастыря Лаврою (от 22 июня 1744 года). ГВЛ. ф. 303/1. № 1003.

 

Придел во имя Святителя Иоасафа, епископа Белгородского в Трапезном храме Преподобного Сергия.

Михея и трапезу, за недостатком денег, покрыть тесом. 3) Покои Его Преосвященства, властелинския и братским кельи, ограду вокруг Лавры и башни починить и покрыть тесом, для чего предварительно пригласить архитектора, чтоб тог составил рисунки всем постройкам, попорченным пожаром, и рисунки деревянных крыш на них и представил в Учрежденный Собор. 4) В церквах и во всех каменных палатах деревянныя оконныя рамы заменить каменными, а также в братских кельях, «при которых были для переходов деревянные столбы», заменить каменными. 5) Для всех этих построек вырубить годнаго красного леса неподалеку от Троицкой Лавры в заповедных Озерецковских, Стромынских, Захарьинских и др. лесах, который вотчинные крестьяне по зимнему пути (деревьев тысяч до двух и больше) могут перевести; на кровельные же решетки можно вырубить осинаво-го и березоваго леса. 6) «На крышу кровель и другое строение» тес и дранье скупить, «описавши настоящею ценою», у Троицких крестьян ближних и посторонних вотчин... 10) Собрать в Лавру всех мастеровых людей, столяров, кузнецов, каменыдиков и содержать их в Лавре во время работ на пище Троицкой и т. д. 11) Вместо сгоревшей деревянной кузницы построить каменную и покрыть черепицею и т. д.» [56, с. 55—56J.

Этим указом не исчерпывается описание всех трудов святого Иоасафа и соборных старцев. Достаточно упомянуть, что было построено новое помещение для семинарской библиотеки и составлена в ней опись книг, возобновлены монастырские стены и Каличья башня, перестроено Троицкое подворье в Москве и положены немалые труды по закладке колокольни (по проекту И. Ф. Мичурина; завершалось строительство колокольни, без последнего яруса, в 1753 году по проекту Д. В. Ухтомского) и построена Смоленская церковь (1745—1748). отлит и расчеканен лаврский царь-колокол в 4000 пудов [57, с. 3251.

 

Строительство колокольни и реставрация завершены Священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры митрополитом Платоном Левшиным (1766—1812). Признание его перед концом жизни свидетельствует о его большом вкладе в сохранение Обители. В похвале Преподобному Сергию он говорит: «Я воспитанник его Обители, и в ней яко отродивыйся духом, и уповая с перстию священнаго места сего смешать тленную свою персть?.. Рука Божия присовокупила меня к избранному Обители сея стаду и к роду жизни, Преподобнаго жизни сообразной. И се уже близ пятьдесятый год, а настоятельства моего минуло уже сорок лет, как долготерпение Божие благоволило пребывать мне в месте сем» [85, с. 166].

МИТРОПОЛИТ ПЛАТОН ЛЕВШИН (1737—1812).

 

АРХИЕПИСКОП АВГУСТИН ВИНОГРАДСКИЙ (1766—1819).

 

МИТРОПОЛИТ СЕРАФИМ ГЛАГОЛЕВСКИЙ (1757 — 1843).

В знак особого уважения к Лавре, из числа ее наместников были хиротонисаны на святительские кафедры многие архимандриты. Среди них Антоний Нарожницкий — на Тобольскую кафедру (1742), Феодосии Янковский — на Петербургскую кафедру (1745), Иоасаф Горленко — на Белгородскую кафедру (1748), Афанасий Волховской — на Тверскую кафедру (1758), Гедеон Криновский — на Псковскую кафедру (1761), Иннокентий Нечаев — Кексгольмским, викарием Новгородской епархии (1768), Платон Левшин — на Тверскую кафедру (1770), позже, в 1775 году, он получил назначение на Московскую кафедру, оставаясь Священноархимандритом Лавры вплоть до своей кончины в 1812 году.

МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ ДРОЗДОВ (1782—1867).

 

МИТРОПОЛИТ АМВРОСИЙ ПОДОБЕДОВ (1742—1818).

 

МИТРОПОЛИТ ГАВРИИЛ ПЕТРОВ (1730—1801).

Тропарь Святителю Белгородскому Иоасафу, глас 3:

Святителю Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людем был есй, бдением же, постом и молитвою яко светильник пресвётлый просиял есй, и прославлен от Бога явился есй: телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит нас в Православии и благочестии и спасёт души наша.

МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ НЕВСКИЙ (1835—1926).

 

МИТРОПОЛИТ ИОАННИКИЙ РУДНЕВ (1826—1900).

 

МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ЛЯПИДЕВСКИЙ (1820—1898).

Кондак, глас 3:

Многоразличные подвиги жития твоего кто исповёсть? Многообразные милости Божия Тобою явленный кто исчислит? Дерзновение же твое у Пречйстыя Богородицы и Всещёдраго Бога добре вёдуще, во умилении сердёчнем зовём ти: не лиши и нас твоея помощи и заступления, Святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Троице-Сергиева Лавра в XIX веке обогатила историю Русской Православной Церкви, оказав духовное влияние на развитие русского отечественного Богословия. Лавра содействовала более широкому и углубленному изучению святоотеческих творений, она внесла также вклад в развитие исторических дисциплин и содействовала большему вниманию богословов к актуальным церковно-общественным проблемам.

МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ БУЛГАКОВ (1816—1882).

 

МИТРОПОЛИТ ЛЕОНТИЙ ЛЕБЕДИНСКИЙ (1822—1893).

 

МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1847—1918).

Выдающиеся иерархи того времени, занимавшие Московскую кафедру, были не только настоятелями-священноархимандритами Троице-Сергиевой Лавры, определившими формирование и направление богословской мысли, они и личными трудами обогатили русское православное богословие.

Примером такого самоотверженного подвига является митрополит Макарий Булгаков, оставивший большие труды по догмагическому богословию и истории Русской Церкви. Святой митрополит Иннокентий Попов-Вениаминов и митрополит Макарий Невский, личными пастырскими подвигами послужили высокой миссии Православной Церкви на далеких окраинах нашей страны. Архиепископ (впоследствии Патриарх) Тихон Белавин совершил поистине исторический подвиг: создавая Православную Церковь в Северной Америке, он внес также значительный вклад в миссионерское дело в западных епархиях Холмской Руси. Святейший Патриарх Сергий связал свою жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой в бытность его архимандритом — инспектором Московской Духовной Академии (1893—1894); своими архипастырскими, а затем и патриаршими трудами он содействовал новому расцвету Обители.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ТИХОН (1865—1925).

 

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СЕРГИЙ (1867—1944).

 

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ ВЕНИАМИНОВ (1797—1879). Портрет из собрания Московского Епархиального управления.

 

   
 
Ин тропарь, глас 3: Первый учитель прежде тёмным языческим племенам, первый возвестйтель им пути спасйтельнаго, апостольски потрудйвыйся в просвещении Сибири и Америки, святителю отче наш Иннокёнтие, Владыку всех моли мир вселённей даровати и душам нашим вёлию милость. Кондак, глас 4: Истинный и неложный учитель был есй: заповеданная бо Господем сам сотворив, ймже учил есй и наказал есй ко благочестию приходящая чада, невёрныя вразумлял есй познати веру истинную, просвещая их святым Крещением. Сего ради со апостолы радуешися, приемля почесть благовёстника Христова.
 

Один из Священноархимандритов Троице-Сергиевой Лавры — митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Попов-Вениаминов, 1797—1879) 6 сентября 1977 года был прославлен Русской и Американской Православными Церквами как Святитель Московский, Апостол Америки и Сибири — в лике святых.

С большими опасностями для жизни, в нужде и лишениях совершал свой апостольский подвиг великий русский миссионер на Алеутских островах, на Американском континенте, на Камчатке, в Якутии. Он был вдохновителем знаменитой кампании А. Н. Муравьева-Амурского в деле укрепления русско-китайской границы. Святитель Иннокентий оказался в числе инициаторов создания города на Амуре — Благовещенска. Академик А. П. Окладников отмечает: «Было бы несправедливо забыть об участии Вениаминова в освоении Амура и Приморья, в этом огромном по своему историческому значению мероприятии. Исконно русская, приобретенная еще храбрыми землепроходцами XVII столетия дальневосточная земля была окончательно возвращена России на глазах Вениаминова и не без его помощи. Вениаминов не боялся брать на себя самую тяжелую, самую ответственную работу, даже если она никак не вязалась с представлениями о его сане. В самых трудных ситуациях ему никогда не изменяло чувство реальности, и, казалось, что в мире нет дела, которое было бы ему не по плечу. Он свято верил, что для исполнения долга перед Отечеством не должно быть никаких препятствий» [140, с. 159].

 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

11 апреля 1981 года трудами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иеронима (†30 марта 1982 года) в крипте Успенского собора был устроен и освящен в честь Святителя престол в южном приделе храма Всех святых, в земле Российской просиявших.

 

 





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.