Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация оплаты труда на макроуровне






Вопросы организации оплаты труда имеют свои особенности в зависимости от уровня их решения. Различают организацию труда на макро- и микроуровне. Макроуровневое регулирование оплаты труда охватывает процессы воздействия на нее в масштабе экономи­ки страны, отдельных отраслей экономики и регионов. Микроуровневое регулирование рассматривает процессы формирования зара­ботной платы на уровне предприятий и организаций.

Регулирование величины заработной платы и ее организация в масштабе регионов складываются из двух подсистем. А именно механизмов:

1) установления региональных минимальных социальных стан­дартов по оплате труда;

2) согласования интересов наемных работников и работодате­лей с участием органов исполнительной власти региона в рамках социального партнерства.

Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС), являясь составной частью организации оплаты труда на макроуров­не, представляют собой также часть системы социальной поддерж­ки (до 2005 г. ее называли социальной защитой) населения. Прежде чем характеризовать ГМСС, целесообразно рассмот­реть некоторые общие вопросы социальной поддержки населения.

Под социальной поддержкой населения понимают государ­ственные гарантии и обеспечение конституционных прав граждан, связанных с удовлетворением их насущных социально-экономиче­ских потребностей. Среди таких прав находятся: право на жизнь; права на труд, выбор рода деятельности и профессии, защиту от безработицы; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на объединение, включая право на созда­ние профессиональных союзов для защиты своих интересов; право на свободное использование своих способностей для предпринима­тельской и иной не запрещенной законом экономической деятель­ности; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

 

Свои функций социальное государство реализует через соци­альную политику, составной частью которой является социальная поддержка населения. Социальная поддержка населения со стороны государства не­обходима в связи с тем, что, во-первых, человек практически беспо­мощен перед стихийными силами природы и, во-вторых, стихийные законы рыночной экономики обладают органичными недостатками, преодолеть которые невозможно без помощи государственного ре­гулирования. Среди мер социальной поддержки центральное место должно занимать поддержание достойного уровня жизни. Решению этой задачи частично служат ГМСС.

Государственные минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством Российской Федерации нормы и нормативы, которые гарантируют минимальный уровень социаль­ной поддержки населения в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания

Базовыми государственными нормативами системы социаль­ной поддержки населения в указанной области являются величины продовольственной и потребительской корзины, прожиточного ми­нимума, минимальной заработной платы, а также минимальной пен­сии по старости. Содержательное понятие потребительской корзины и прожиточного минимума дано в Законе о прожиточном минимуме в Российской Федерации.

Цепочка государственных минимальных социальных стандар­тов, определяющих минимальную величину оплаты труда, может быть представлена в следующем виде: минимальная продовольственная корзина —» минимальная потребительская корзина —» прожиточный минимум —» минимальный размер оплаты труда.

Продовольственная корзина — это минимальный набор про­дуктов питания одного человека в месяц, минимальные нормы по­требления которых разрабатываются Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации с учетом их калорийно­сти, содержания основных питательных веществ (белков, жиров, уг­леводов), витаминов, микроэлементов и др. Набор основных про­дуктов питания включает в себя товары следующих групп: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые культуры, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и мо­лочные продукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло расти­тельное и маргарин, прочие продукты (соль, перец и др.). Для учета различных природно-климатических условий нормы питания раз­работаны для восьми зон, па которые разделена территория России, и различаются среди них по величине энергетической ценности от 2, 2 до 2, 6 тыс. ккал в сутки.

Нормы питания дифференцированы также по социально-де­мографическим группам населения, к которым относятся: а) трудо­способное население — мужчины в возрасте 16—59 лет, женщины в возрасте 16—54 года, за исключением инвалидов 1 и II группы этого возраста; б) пенсионеры — мужчины в возрасте от 60 лет, женщины в возрасте от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалид­ности; в) дети в возрасте 0—6 и 7—15 лет.

Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Согласно Закону о прожиточном минимуме в Российской Федерации, она должна определяться не реже одного раза в пять лет для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров и детей).

В состав потребительской корзины помимо минимального набора продуктов питания прибавляется в натуральной форме: а) ми­нимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования (верхняя одежда, белье, головные уборы, обувь и др.) с подразделением его на товары для мужчин трудоспособного воз­раста и пенсионеров, для женщин трудоспособного возраста и пен­сионеров, для детей в возрасте 0—6 и 7—15 лет; б) минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования — постельное белье, мебель, посуда, бытовые приборы (в том числе, например, телевизор, холодильник, стиральная и швейная машины) и др.; в) минимальный набор услуг — оплата жилья, центрального отопления, водо-, газо- и энергоснабжения, транспортных расходов и др.

Нормы потребления непродовольственных товаров рассчиты­ваются с учетом максимально возможных сроков службы предметов длительного пользования (одежды, обуви, белья, предметов куль­турно-бытового назначения и др.). В потребительской корзине уста­навливаются также минимальные нормы услуг (жилищно-комму­нальных, транспорта, связи и др.), приходящихся на одного человека, а также нормы налогов и других платежей.

Потребительская корзина устанавливается как в целом по Российской Федерации, так и в каждом ее субъекте. В первом слу­чае она устанавливается федеральным законом, в субъектах Россий­ской Федерации — решениями их законодательных (представитель­ных) органов по представлению органов исполнительной власти с учетом природно-климатических условий, национальных тради­ций и местных особенностей потребления продуктов питания, не­продовольственных товаров и услуг.

Нормы потребления непродовольственных товаров и жилищ­но-коммунальных услуг дифференцированы с учетом распределе­ния субъектов Российской Федерации по трем зонам: с холодным и резко континентальным климатом, умеренным климатом и теп­лым климатом.

Прожиточный минимум представляет собой стоимостное выражение минимального объема и структуры потребления матери­альных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания активного физического состояния человека. Расчет прожиточного минимума в целом по Российской Феде­рации предназначен:

■ для оценки уровня жизни населения при разработке и реа­лизации социальной политики и федеральных социальных программ;

■ обоснования минимального размера оплаты труда и мини­мальных размеров пенсии по старости, устанавливаемых на феде­ральном уровне, а также для определения размеров стипендий, по­собий и других социальных выплат;

■ формирования федерального бюджета.

В субъектах Российской Федерации прожиточный минимум предназначен:

■ для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации ре­гиональных социальных программ;

■ оказания необходимой государственной социальной поддер­жки малоимущим гражданам;

■ формирования бюджетов в субъектах Российской Федера­ции.

Величина прожиточного минимума на душу населения устанав­ливается как в целом по России (Правительством РФ), так и в каж­дом субъекте Российской Федерации (органами их исполнительной власти) ежеквартально на основе потребительской корзины для каждой социально-демографической группы населения (в среднем на душу населения, для трудоспособного населения, пенсионеров и детей) и данных органов статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Закон о прожиточном минимуме в Российской Федерации устанавливает обязанность государства гарантировать населению необходимый минимум средств для существования. Закон вводит также такое понятие, как «малоимущие», и разрешает субъектам Российской Федерации выделять из бюджетов средства на их под­держку.

На основе прожиточного минимума, по существу, должны ус­танавливаться минимальные размеры оплаты труда. Однако в на­стоящее время установленные минимальные размеры оплаты труда не соответствуют величине прожиточного минимума. К этой норме государство приближается поэтапно.

Минимальная заработная плата (минимальный размер оп­латы труда) представляет собой тот предел, ниже которого не может быть установлена оплата труда ни одного работника, выполняюще­го норму труда. В настоящее время минимальный размер оплаты труда выполняет две функции: гарантийную, которая не допускает снижения уровня доходов наемных работников ниже минимального размера оплаты труда; служебную, заключающуюся в том, что ее величина как единица измерения лежит в основе: а) расчетов мини­мальных социальных гарантий — минимальных размеров пенсий, пособий, стипендий; б) установления размеров штрафных санкций в административном и уголовном праве; в) определения уровня не облагаемой налогами части заработной платы.

Еще одним звеном в механизме регулирования величины зара­ботной платы является система социального партнерства, так назы­ваемый трипартизм (от слов «три части», «три партии», которые осу­ществляют взаимодействие по регулированию социально-трудовых отношений: работодатели, наемные работники, органы исполнитель­ной власти). Система социального партнерства регламентируется За­коном о коллективных договорах и соглашениях и ТК РФ. В соответ­ствии с ними установлены правила регулирования отношений между работниками и работодателями, что имеет большое значение в услови­ях, где действует стихия рынка. Работник должен быть защищен от произвола предпринимателя. Соглашения и коллективные договоры призваны обеспечить согласование интересов указанных сторон, что представляется важной функцией социального государства.

На общегосударственном, региональном, территориальном, межотраслевом и отраслевом уровнях в процессах согласования интересов участвуют представители трех сторон: предпринимателей, работников и органов исполнительной власти. Документ, вырабаты­ваемый в результате таких переговоров, называют соглашением. На уровне предприятий в процессе согласования взаимных интересов участвуют две стороны: работодатель и работники или их предста­вители, в результате этих переговоров заключается коллективный договор.

Законом о коллективных договорах и соглашениях установле­ны следующие виды соглашений: генеральное, региональное, отрас­левое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное и др. (по договоренности сторон дву- или трехсторонние).

В генеральном соглашении устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

В региональных соглашениях определяют общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъек­тов Российской Федерации.

Основным содержанием отраслевых (межотраслевых) тариф­ных соглашений, заключаемых между общероссийскими профсоюза­ми и их объединениями, общероссийскими объединениями работо­дателей и Минздравсоцразвития России, являются положения об оплате труда, механизме ее регулирования, о доплатах компенсаци­онного характера. Для работников отдельных профессий могут зак­лючаться профессиональные тарифные соглашения. В тарифных со­глашениях устанавливаются минимальные тарифные ставки и оклады, порядок их индексации, тарифные сетки и схемы должностных ок­ладов, перечень и механизм применения доплат и надбавок для ра­ботников отрасли, профессии. Соглашения заключают на срок до трех лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.