Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности изменения и расторжения публичных договоров






Законодательные проблемы изменения и расторжения публичных договоров проистекают из его особой конструкции. Как ранее упоминалось, защита слабой стороны в публичных договорах — одна из важнейших характеристик договоров такого типа, несет определенные позитивные последствия заключения договора для контрагентов - потребителей, и вызывает определенные негативные последствия для контрагентов- коммерческих организаций. Учитывая тот факт, что в юридической литературе превалирует вышеуказанная точка зрения относительно роли защиты слабой стороны, существуют и иные мнения. Диаметрально противоположную идею описывает М.А. Егорова, ссылаясь на Блинкову Е.В. " Слабой стороной в публичном договоре является организация, которая терпит своеобразные легальные " ущемления" прав, выражающиеся в категорической необходимости заключения договора с неопределенным кругом лиц." [12] Льготные односторонние права потребителей, также рассматриваются в качестве ущемления права свободного заключения договора для организаций.

Вопрос об ограничении права коммерческой организации на заключение публичного договора находится в непосредственной связи с предоставлением или ограничением для нее возможности изменения и тем более расторжения такого договора. Необходимость заключения публичного договора, согласно мнению конституционного суда, влечет невозможность его одностороннего расторжения и изменения обязанной стороной.[13]

По общему правилу, изменение и расторжение публичного договора происходит согласно гл. 29 ГК РФ. Однако, юридические факты, служащие основаниями для изменения или расторжения содержатся в статье 450 ГК РФ, установленными в качестве исключительного перечня.

Примером невозможности одностороннего отказа обязанной стороны от расторжения договора служит договор личного страхования, являющийся публичным договором. Сторона, обязанная заключить данный договор в соответствии со ст. 426 ГК РФ, является страховщик. Законодательное подтверждение - п. 2 ст. 958 ГК РФ, согласно которой только страхователь как управомоченная сторона публичного договора может произвести отказ от договора. Это право выступает прерогативой слабой стороны договора.

В соответствии с п. 1 ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Поскольку договор энергоснабжения является публичным (п. 1 ст. 426 ГК РФ), то в свете вышеупомянутого Определения Конституционного Суда РФ энергоснабжающая организация не вправе в одностороннем порядке отказаться от его исполнения.

Право на односторонний отказ от исполнения публичного договора коммерческая организация может приобрести при отсутствии реакции контрагента на предъявление требования о погашении существующей задолженности. Например, в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных Федеральным законом " О связи" или договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора). В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев с даты получения абонентом от оператора связи уведомления (в письменной форме) о намерении приостановить оказание услуг телефонной связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор.

Однако, необходимо учитывать, что в российском законодательстве судебный прецедент не относится к источникам права, позиция Конституционного Суда не является основополагающей для установления права на одностороннее расторжение публичного договора коммерческой организацией. Поэтому в некоторых случаях закон, подзаконные акты или сами стороны договора в его тексте могут установить такое право для коммерческой организации исходя из правил, предусмотренных законом для конкретных видов договорных конструкций. Например, оператор связи и абонент или вещатель (т.е. обе стороны договора) вправе в любое время по соглашению сторон расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг связи для целей телерадиовещания (в соответствии со ст. 782 ГК РФ). В договоре также могут быть предусмотрены случаи и порядок одностороннего отказа сторон от исполнения договора.

Следующий проблемный аспект в расторжении и изменении публичных договоров — расторжение договора при нарушении его условий потребителем. При расторжении договора, нарушившая его условия сторона, может обратиться в суд с целью заключения договора на общих условиях. Такое принудительное заключение нового договора особо часто встречается в длящихся договорных отношениях. Однако, в случаях существенного нарушения условий договора потребителем, одностороннее расторжение договора возможно. Такое мнение преобладает в юридической литературе.[14]

Правовое регулирование изменения и расторжения договоров при существенном изменении обстоятельств строится на основе двух ключевых принципов договорного права:

- " договоры должны исполняться";

- " договор сохраняет силу, если общая обстановка останется без изменения".

По своей правовой природе существенное изменение обстоятельств очень близко к обстоятельствам непреодолимой силы, отличается от последних тем, что возникшее изменение обстоятельств не делает исполнение обязательства невозможным, а приводит к неблагоприятным экономическим результатам такого исполнения.

К сожалению, суды достаточно редко выносят решения о об изменении или расторжении договоров в силу существенного изменения обстоятельств.

В некоторых случаях для регулирования специальных договорных отношений законодатель может предоставлять право коммерческой организации на одностороннее расторжение договора вразрез с правилом ст. 546 ГК РФ. Например, при перерасходе газа покупателем поставщик, являющийся субъектом естественной монополии, вправе проводить принудительное ограничение его поставки до установленной суточной нормы поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, энергоснабжающая организация вправе приостановить действие договора энергоснабжения в случае неоплаты абонентом (физическим лицом) потребленной электроэнергии более трех расчетных периодов путем прекращения подачи электроэнергии. Это право энергоснабжающей организации подтверждено позицией ВС РФ.

Энергоснабжение, являясь стратегической отраслью промышленности, нуждается в особом правовом регулировании, особенно тогда, когда речь идет о вопросах обеспечения безопасности и здоровья граждан. Поэтому в договоре энергоснабжения, который, как известно, относится к разряду публичных, законодателем введен запрет одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения энергоснабжающей организацией, связанный с необходимостью обеспечения стабильного и бесперебойного энергоснабжения объектов, сбой деятельности которых может привести к ослаблению безопасности, обороноспособности страны или срыву работы жизненно необходимых предприятий или органов исполнительной власти.

 

 

Заключение

Договор является одним из ключевых институтов гражданского законодательства. Особенно актуальными договорные отношения для нашей страны стали после перехода на путь рыночной экономики, где договор-это наиболее, оперативное и гибкое средство связи между производством и потреблением, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства. С помощью договора, граждане по своему усмотрению, расходуют полученные в виде заработной платы, доходы от предпринимательской деятельности, и иных доходов денежные средства, приобретая на них те ценности, которые способны удовлетворять их индивидуальные, материальные и культурные потребности.

Публичный характер деятельности обязанного субъекта может вытекать из прямого указания нормативного акта (пользуясь терминологией ГК РФ, закона или иного правового акта), а также заявления этого субъекта об осуществлении им публичной деятельности, сделанного посредством публичной оферты.

Публичный договор не основан на началах свободы договора. И в этом выражается его специфичность проявляющаяся во всем: в конструкции, законодательных охранительных мерах по отношению к договору. Безусловно специфичен и необычен порядок заключения договора, его изменение и расторжение. Специфика характера данного договора, субъектный состав (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) вынуждают законодателя компенсировать юридическую и экономическую " слабость" потребителя ограничением прав коммерческой организации.

Целью данной работы выступало изучение сущности публичного договора, путем анализа его признаков, правовых норм о договоре и исследования научной литературы о публичных договорах. По нашему мнению выполнив задачи, указанные в начале данной работы цель можно считать достигнутой в полной мере.

Также необходимо отметить высокую научную значимость данной работы в связи с обобщением ряда разрозненных знаний по тематике работы, и в связи с недостаточной разработанностью темы в науке на уровне такого типа работ(курсовых).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.