Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аксиомы.






Аксиома (греч. axí ō ma – удостоенное, принятое положение, от axió ō - считаю достойным), положение некоторой данной теории, которое при дедуктивном построении этой теории не доказывается в ней, а принимается за исходное, отправное, лежащее в основе доказательств других предложений этой теории. Обычно в качестве аксиомы выбирают такие предложения рассматриваемой теории, которые являются заведомо истинными или могут в рамках этой теории считаться истинными] 22[.

Общая теория систем построена на фундаменте четырёх аксиом и четырёх законов, которые выводятся из аксиом:

· аксиома 1 – у системы всегда есть одна постоянная генеральная цель (принцип целенаправленности, предназначенности систем)

· аксиома 2 – цель для систем ставится извне (принцип задания цели для систем)

· аксиома 3 – для достижения цели система должна действовать определённым образом (принцип выполнения действия системами)

– закон сохранения (принцип постоянства действия систем для сохранения постоянства цели)

– закон причинно-следственных ограничений (принцип существования и детерминизма действий систем)

– закон иерархии целей (принцип распределения цели на подцели)

– закон иерархии систем (принцип распределения подцелей между подсистемами и принцип подчиненности подсистем)

· аксиома 4 – результат действия систем существует независимо от самих систем (принцип независимости результата действия)

Аксиомы ни откуда логически не выводятся, потому и аксиомы. Они постулируются только на основании наблюдаемых фактов, без логического объяснения принципов, которые с неизбежностью приводят к появлению этих фактов. Возможно при дальнейшем развитии ОТС будут найдены дополнительные принципы и из них уже будет следовать, почему эти аксиомы такие, а не другие. Тогда эти аксиомы перестанут быть аксиомами и станут следствиями других аксиом, а пока что они следуют из опыта и поэтому не требуют доказательств.

Принцип целенаправленности.

В первую очередь необходимо определить, что мы вкладываем в понятие «система», потому что, на первый взгляд, существуют как минимум две группы объектов – «системы» и «не системы». В каком же случае объект является системой? Вероятно, не любой объект является системой, хотя как системы, так и не системы состоят из множества частей (компонентов, элементов и т.д.). Куча песка в ряде случаев – это структура, но не система, хотя и состоит из множества взаимодействующих элементов, представляющих неоднородности плотностей в пространстве (песчинки в сочетании с пустотами). Но в других случаях эта же куча песка может быть системой. Куча шестеренок не является часами (системой), хотя эти же шестерёнки, собранные определённым образом, уже являются часами (системой). Чем же отличается структура-система от структуры-несистемы, ведь та и другая состоят из элементов?

Все объекты можно разделить на две большие группы, если подействовать на них каким-либо определённым образом (оказать на них одно и то же определённое внешнее воздействие):

· те, которые отличаются постоянством своих ответных действий

· те, у которых ответное действие не постоянно и непредсказуемо

При этом, если мы поменяем внешнее воздействие, то опять получим такие же две группы, но их состав поменяется: уже другие объекты будут отличаться постоянством своих действий на это новое воздействие, а те которые прежде отличались таким постоянством на прежнее воздействие, уже не будут отличаться этим при новом воздействии.

Назовём системами те объекты, которые состоят из набора элементов и отличаются постоянством своих действий в ответ на определённые внешние воздействия. А те, которые не отличаются постоянством своих действий на эти же воздействия, назовём случайными наборами элементов по отношению к этим воздействиям.

Отсюда, понятие «система» является относительным, в зависимости от того, как данная группа элементов реагирует на данное определённое внешнее воздействие. Если она реагирует всегда постоянно одинаково и предсказуемо и именно на данное внешнее воздействие, эта группа элементов является системой по отношению к данному внешнему воздействию. Если на это же внешнее воздействие она реагирует непредсказуемо или не реагирует вообще, она не является системой по отношению к данному внешнему воздействию. Но она же может реагировать предсказуемо и с постоянным эффектом на другое внешнее воздействие и тогда она уже будет являться системой, но уже по отношению к этому другому иначе определённому внешнему воздействию. Таким образом, постоянство и одинаковость реакции взаимодействующей группы элементов по отношению к определённому внешнему воздействию является критерием системности.

Постоянство действий в ответ на определённое внешнее воздействие является целью данной системы. Следовательно, цель определяет направление действий системы. Любые системы отличаются постоянством своих действий и отличаются друг от друга свой целенаправленностью (предназначенностью для чего-то конкретного). Нет системы «вообще», всегда есть конкретные системы для каких-то определённых целей. Любой объект нашего Мира отличается от другого только своей целью, предназначенностью для чего-то. Системы специально строятся под определённые цели. У разных систем разные цели и именно они определяют различие между системами.

Отсюда же обратный вывод – если есть какая-либо система, значит у неё есть цель. Мы не всегда понимаем цели у тех или иных систем, но они (цели) всегда есть у любых систем. Мы не можем сказать, для чего нужен, например, атом водорода, но не можем отрицать, что он нужен, например, для создания полимерных органических цепочек, или, например, для образования молекулы воды. Во всяком случае, если нам нужно построить молекулу воды, то кроме атома кислорода мы обязаны взять два атома именно водорода, а не углерода или какого-либо другого элемента. Мы также не можем отрицать, что, например, одни звёзды предназначены для синтеза ядер атомов вплоть до железа, а другие звёзды, способные взрываться по типу сверхновых, предназначены для выработки более тяжелых ядер. Во всяком случае, именно такими путями в нашем Мире были получены все атомы с атомным весом тяжелее гелия. Для образования из атомов водорода или гелия всех остальных более тяжелых атомов в том количестве, которое сегодня существует в нашем Мире, нет лучшего механизма, чем звёзды. А планеты нужны для «выращивания» на них сложных объектов, включая живые организмы. Всё это, может быть и спорно, но невозможно доказать и обратное, во всяком случае пока.

Мы не всегда отдаём себе отчёт о долженствовании объектов. Ну, летит себе фотон в пространстве, ну и пусть себе летит. Он никому и ничему ничего не должен, какая у него может быть цель? Но если мы измерим его параметры, то увидим, что у него постоянная длина волны (цвет), которая полностью соответствует его энергии. При этом она не меняется на протяжении миллиардов лет, если на него не воздействует что-то извне. И если вдруг длина волны начнёт меняться, то мы начнём искать причину этого изменения, потому что она должна быть именно такой по закону сохранения, чтобы соответствовать его энергии, и никакой другой. Но если данный фотон постоянно должен иметь именно эту длину волны и у него именно эта длина волны, а не другая, значит у него есть цель – сохранять эту длину волны. И если это ему удаётся, он является системой, которая полностью соответствует заданной ему цели.

Следовательно, цель определяет систему. Цель – это системоопределяющий фактор. Есть цель – есть система, нет цели – нет системы. Любая система всегда предназначена для чего-либо одного и конкретного, существует для какой-либо цели.

Цель гемоглобина – захват кислорода в лёгких и отдача его в тканях. Но у того же гемоглобина нет цели, например, секретировать адреналин, развивать давление, или переносить мочевину, поскольку он создан и построен специально для переноса кислорода и только для этой цели.

Системой может быть только такая группа элементов, у которой результат их общего взаимодействия отличается от результатов действия каждого из этих элементов в отдельности. Он может отличаться как качественно, так и количественно. У кучи песка масса больше, чем масса отдельной песчинки (отличие количественное). У комнаты, стены которой построены из кирпичей, есть свойство ограничивать объём пространства, чего нет у отдельных кирпичей (отличие качественное).

Любая система всегда предназначена для какой-либо цели, но всегда у неё эта цель одна и та же. Гемоглобин всегда предназначен только для переноса кислорода, автомобиль для перевозок, а соковыжималка для выжимания сока из фруктов. Это постоянство цели обязывает системы действовать всегда одинаково для достижения одной и той же, но им предназначенной цели.

Например, если лёгочное альвеолярно-капиллярное русло будет пропускать кровоток через все альвеолярные капилляры, независимо от того, окутывают ли они альвеолы с рО2 ниже или выше критического, то венозная кровь, притекающая в лёгкие, недостаточно насытится кислородом и возникнет артериальная гипоксемия (внутрилёгочный шунт), потому что в части альвеол может быть воздух с низким содержанием О2. Отсюда, цель прекапиллярных сфинктеров – пропускать кровоток только по тем капиллярным сетям, которые окутывают альвеолы с рО2 выше критического (рис. 2В). А там где рО2 ниже критического, кровоток должен быть закрыт (рис. 2А). Для этого сенсорные элементы регулятора локального лёгочного кровотока должны реагировать только на рО2, а не на температуру, давление или поток чего-либо. И реакция этого регулятора должна быть только в виде закрытия или раскрытия прекапиллярных сфинктеров, сдавливающих терминальную артерию или прекапилляр, но не виде секреции гормонов, выделения мочи, генерации нервного импульса, свечения, размножения, и т.д. Они должны воспринимать только специфический вид внешнего воздействия – изменение содержания О2, причём только в альвеолярном воздухе, а не в крови, и их реакция должна проявляться только в виде их специфического результата действия – регулировании просвета прекапиллярных сфинктеров.

А В

Рис. 2. Однозначность и определённость реакции системы альвеолярного газообмена. Рефлекс (реакция) Эйлера-Лильёстранда.

Элементы системы: 1 - кислородный рецептор (аффектор); 2 – невентилируемая альвеола; 3 – пустая альвеоло-капиллярная сеть; 4 – путь рефлекса Эйлера-Лильёстранда (аксон рефлекс?); 5 – закрытый сосуд после прекапиллярного сфинктера; 6 – пустая венула; 7 – закрытый прекапиллярный сфинктер; 8 – расслабленный прекапиллярный сфинктер; 9 – открытый сосуд после прекапиллярного сфинктера; 10 – кровоток через альвеоло-капиллярную сеть; 11 – заполненная кровью альвеоло-капиллярная сеть; 12 – вентилируемая альвеола.

В данном случае цель системы – пропускать кровоток только по тем капиллярам, которые «омывают» альвеолы (шар внутри капиллярной сети на рис. 2) с высоким содержанием О2 (выше 60 mm Hg). Если рО2 ниже критического, то кровоток должен быть закрыт (рис. 2А). Если выше – открыт (рис. 2В).

Принцип задания цели.

Автомобиль предназначен для перевозок, калькулятор – для вычислений, а фонарь – для освещения. Система внешнего газообмена предназначена для обмена метаболических газов между окружающей атмосферой и кровью. Насосные системы кровообращения (правый и левый желудочки сердца) – для перекачки крови, мочевыделительная система – для нормализации водно-солевого обмена, система стабилизации артериального давления – для сохранения АД на постоянном уровне, и т.д.

Но цель перевозки нужна не автомобилю, а кому-то или чему-то внешнему по отношению к нему. Автомобилю нужна только его способность выполнять эту цель. Цель перекачивать кровь желудочком сердца нужна не желудочку, а другим тканям организма. Желудочку сердца нужна только способность выполнять эту цель. Целью является необходимость в чём-то для чего-то внешнего, а данная система только лишь выполняет это, обслуживая это внешнее. Следовательно, цель системе ставится извне, а от системы требуется только способность выполнять эту цель. Этим внешним является другая система или системы, потому что Мир заполнен только системами.

Протез руки предназначен для той же цели, что и своя «родная» рука. Другое дело, что сегодня протезы ещё далеки от совершенства. Но если сделать полноценный протез руки, который был бы таким же гибким, ловким и сильным, как своя рука, плюс к этому ещё и обладал бы тактильной и прочей чувствительностью, то для инвалида было бы совершенно безразлично, «родная» ли у него рука или протезная. Главное, это чтобы протезная рука полностью соответствовала цели, для которой рука существует. И эта цель нужна не руке, а владельцу этой руки.

Если между тем, что должен и что может делать данный объект есть полное соответствие, этот объект (или группа элементов) является системой для выполнения данной цели (предназначенность для данной цели данной группы элементов). Если этого соответствия нет, то по отношению к данной цели эта группа элементов является случайным набором элементов (не системой). Хотя по отношению к другой цели эта группа элементов может быть системой, если по отношению к другой цели это соответствие соблюдается. Цель объединяет группу элементов в систему.

Поэтому определение системы можно представить в следующем виде: – «Система – это набор взаимодействующих (взаимо со действующих по Анохину) элементов, которые могут выполнить одну общую определённую цель».

Или короче: – «Система – это группа целенаправленно взаимодействующих элементов».

Задание цели всегда исключает самостоятельный выбор цели системой. Цель можно задать системе как уставку и как установку. Есть различие в этих понятиях.

Уставка – это жёсткая директива, нужно выполнить только ЭТО с заданной точностью и только ТАК и не иначе. Т.е., системе не дано право выбора действий для достижения цели, все её действия строго определены. Уставка жестко задает алгоритм действий системы.

«Алгоритм – точное предписание исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов» [Глоссарий.ру: словари по естественным наукам].

Установка – это более мягкое понятие, задаётся только ЭТО, но право выбора действий для достижений ЭТОГО даётся самой системе. Следовательно, заданием установки системе задаётся цель, но выбор алгоритмов действий предоставляется самой системе, вернее, её блоку управления (см. ниже). Установку можно задавать системам только с достаточно развитым блоком управления, который может сам сделать выбор необходимых действий.

Ни одна система не обладает свободой воли и не может поставить (задать) сама себе цель. Цель диктуется необходимостью в чём-то чем-то или кем-то, что находится вне данной системы. Следовательно, цель перед системой всегда ставит другая система. Другими словами, цель не продуцируется самой системой, а приходит в неё извне. Но какие действия нужно для этого совершить (выбор алгоритма действий) система может выбрать сама, у неё есть свобода выбора действий.

Но может быть есть системы, которые самодостаточны и сами ставят перед собой цели? Например, мы сами, люди, как-будто бы можем ставить перед собой цели и выполнять их. Значит мы являемся примером независимых систем?

Не всё так просто. Существует дуализм одного и того же понятия цели: цель как задание для какой-то системы, и цель как стремление (желание) этой системы выполнить эту заданную цель:

· Цель-задание – это необходимость внешней системы в определённом заданном результате, которая даёт задание (уставку или установку) для данной системы произвести этот результат

· Цель-стремление – это (желание) данной системы выработать определённый результат действия, равный заданному (заданной уставке или установке) и нужный другой, внешней по отношению к данной системе

Мы ставим цели перед собой, но всегда ставим цель лишь тогда, когда нам что-то не хватает, когда мы страдаем. Что есть страдание? Страдание – это невыполненное желание (из древнеиудейской философии). Боль – это «крик тканей о кислородном голоде». Любые физиологические (голод, жажда), эстетические и прочие невыполненные желания заставляют нас страдать, а страдание заставляет нас стремиться действовать до тех пор, пока желания не будут удовлетворены. Сила страдания всегда равна силе желания. Мы хотим есть и страдаем от голода, пока не удовлетворим это желание. Как только мы поедим, страдание сразу проходит. Мы любим кого-то и страдаем, пока не соединимся с избранницей (избранником). Соединились, страдание исчезает.

Желание появляется у нас лишь тогда, когда у нас чего-либо нет. Желание и страдание являются двигателями эволюции, без них невозможно развитие. Желание – это наша цель- стремление. Когда мы выполняем наше желание, мы достигаем цели. Если мы достигаем цели, мы перестаём действовать, потому что цель достигнута и желание исчезает. Если у нас есть всё, что только можно придумать, то никаких целей мы сами перед собой ставить не будем, потому что нечего желать, всё есть!

Если я голоден, то я возбуждён и бегаю в поисках пищи. Если я сыт, у меня апатия и сонливость. Если мне тепло и нигде не давит, я везде бывал, насмотрелся разных стран и видов, наслушался музыки, я могу летать, проходить сквозь стены и присутствовать одновременно в сотне разных мест, у меня есть все, что только можно придумать и меня невозможно ничем удивить (счастье эгоиста), то мне нечего желать, мне ничего не хочется делать и я даже пальцем не пошевельну, чтобы что-то сделать. Зачем, если в этом нет смысла, ведь у меня всё есть? Разве что если палец зачешется, но это опять желание → страдание → действие.

Следовательно, даже человек, при всей его сложности и развитости, не может быть абсолютно независимым от других систем (от внешней среды). Наши цели-задания нам всегда ставит внешняя среда и это пробуждает наши желания (цели-стремления), которые продиктованы недостаточностью чего-то. Внешняя среда заставляет нас двигаться, потому что она причиняет нам дефицит чего-то, а для движения нужна энергия, которую мы тратим за счёт своих внутренних ресурсов. В результате чего возникает дефицит чего-то и недостаточность внутренней энергии, ликвидация которых становится нашей целью. После насыщения цель пропадает и мы перестаём есть или искать пищу до следующей недостаточности.

Если нечего желать, то не будет и цели. Поэтому это только кажется, что мы вольны в своих желаниях. Мы вольны в выборе своих действий для достижения цели и ограничены только нашими возможностями. И у нас вообще нет свободы выбора целей, как ни грустно это звучит. Наши желания нам задаются извне и мы полностью зависим от них. Нужно что-то ещё более высокое, чтобы не зависеть от желаний. Подспудно это понимали ещё древние аскеты-отшельники, которые удалялись от «мира сего», чтобы не желать, не провоцировать свои желания и оторваться от них ради достижения высших миров. Но их движение было ошибочным уже в своей основе, поскольку было основано на желании достичь тех же высших миров. Если желание с их точки зрения является «грехом», то невозможно достичь «праведных миров грешным путём»!

Всё, что было сказано выше в основном касалось так называемых «животных» желаний. Но есть ещё желания, продиктованные высшими мотивами. Если мы видим, что кто-то другой страдает, мы также страдаем и хотим помочь ему (нравственные страдания). И хотя помогая мы что-то отрываем от себя, лишаем себя чего-то, чтобы дать другому, мы всё равно счастливы (счастье альтруиста). Может быть в этих случаях мы ставим перед собой эти высшие цели-необходимости? Нет, мы всегда это делаем только исходя из высших идеалов. Следовательно, это высшие идеалы заставляют нас действовать (ставят перед нами цели), но не мы сами. Эти цели-необходимости нужны высшим идеалам (что это такое – это другой разговор), но не нам. Наши желания – это лишь наши стремления выполнить цель. А цель-задание, как уже было замечено выше, задаётся любой системе, включая нас самих, извне. Для нас мы не ставим цели-задания, для нас мы ставим только цели-стремления. Цели-задания мы можем ставить только перед другими системами.

Могут возразить, как же так, вот я сам поставил перед собой цель-задание поступить в университет и всё делаю во имя этой цели. Я же сам поставил эту цель и никто в меня её не внедрял! Всё правильно, мы сами ставим такие цели перед собой, но они являются подцелью более высоких целей. Получив образование мы получим более хорошие условия своего существования. Следовательно, основной целью было существование в хороших условиях. Выбрав цель – учиться в университете мы выбираем путь, по которому можем достичь своей цели. Одни выбирают учёбу, но другие выбирают торговлю, игру в карты или в лотерею, грабёж, спекуляции, обман, поиск кладов и т.д. Другими словами, мы всегда выбираем не саму конечную цель, а пути достижения цели, в зависимости от собственных возможностей, склонностей, менталитета и понимания Мира. У нас нет свободы выбора цели-задания, а есть свобода выбора только цели-стремления и путей её достижения. И для этой цели-стремления мы можем ставить подцели -задания для других, более низких на лестнице иерархии систем, которые для них уже являются целями-заданиями. Таким образом цель-задание от внешней системы трансформируется в цель-стремление для данной системы и которая разбивается на целый ряд подцелей-заданий для подсистем данной системы, которые они будут выполнять как их цели-стремления.

Тогда если не мы, то может быть есть другие системы, которые могут сами себе ставить цели независимо ни от чего? Может быть, начиная с какого-то определённого уровня усложнения системы уже сами могут это делать?

Нам такие примеры неизвестны. Всегда на любую сколь угодно большую и сложную систему найдётся другая, более высшая, которая будет диктовать ей свои цели и условия.

Но может быть наш Мир, будучи настолько огромным, сложным и многогранным, стал настолько самодостаточным (замкнутый сам на себя, полностью закрытая система), что ему уже не требуется внешнее влияние и он уже сам, как система высшего порядка, ставит перед собой и перед нами свои цели? Но если он сам ставит свои цели, значит он целенаправлен.

В связи с этим встаёт вопрос о целенаправленности природы. Возможно у неё есть какая-то известная лишь ей цель и она строит Мир соответственно этой цели. Если у природы есть цель, то она упорядочена и целенаправленна. Но так ли это?

На этот вопрос существуют две диаметрально противоположные точки зрения. Философы от различных религий утверждают, что всё от Бога, Мир упорядочен и предназначен для развития человека. Материалисты-атеисты утверждают, что Бога нет, а есть природа, слепая, случайная, хаотичная и не целенаправленная. Но если признать, что природа целенаправленна, тогда слова «природа» и «Бог» становятся синонимами.

Хаоса в природе нет, в любом уголке Вселенной всегда царит идеальный порядок, потому что везде работают и соблюдаются законы термодинамики. Природа едина и почти упорядочена. Почти потому, что на уровне квантовых явлений, вероятно, есть некая неопределённость и непредсказуемость, т.е., несоответствие явлений нашим знаниям физических законов (туннельные эффекты, например). Именно эта непредсказуемость является причиной случайности и непредсказуемости. А случайность и целенаправленность взаимно исключают друг друга. Мы пока не знаем, является ли эта непредсказуемость результатом несовершенства технологии проведения экспериментов и/или недостаточности наших знаний, или является принципиальной и исходящей из сути природы. Но даже если она исходит из сути природы, всё равно может быть так, что причина случайности – это что-то, что лежит за границами нашего Мира, что воздействует на наш Мир, подчиняя его своим целям и заставляя его действовать по определённому плану. В этом случае нет места случайности, всё целенаправленно, предопределено и причинно-следственно обусловлено.

Столь длительные отступления на около теософские темы были необходимы потому, что понятие цели неизбежно рождает вопрос: – «А кто или что ставит цели перед системой?» Пока ясно только одно – цель перед системой всегда ставит другая система, а сами системы, включая человека, свободой воли не обладают. У нас есть свобода выбора действий для достижения цели, но нет свободы выбора самой цели. Если кому-то покажется, что у него есть цель, которую он сам поставил, пусть поищет как следует и тогда всё равно найдёт какую-либо внешнюю причину (цель-задание).

Таким образом, мы до сих пор с уверенностью не знаем, целенаправленна ли природа (Мир), или нет? Как и не знаем того, что непредсказуемость на уровне квантовых эффектов объясняется несовершенством нашего знания, или это принципиальное явление природы, которое совершенно от нас не зависит? Случайность – это объективная или субъективная реальность?

Это, так сказать, два полюса нашего бытия – глобальный Мир и мир на уровне квантовых явлений элементарных частиц, между которыми мы существуем. Может быть задаваемость цели извне и не касается этих полюсов, но для любых систем, существующих между ними, в том числе и для нас, цели задаются извне окружающей средой, заполненной другими системами.

Таким образом, цель-стремление – это прежде всего потребность (желание) чего-то выполнить то, что от него требует что-то внешнее. Для того, чтобы выполнить, нужно действовать. Отсюда вытекают следующие два принципа – принцип действия и принцип иерархии.

Принцип выполнения действия для достижения цели.

Любая система предназначена для какой-то вполне определённой и конкретной для неё цели и для этого она делает только специфические (целевые) действия. Следовательно, целью системы является стремление выполнения определённых целенаправленных действий для получения целевого (должного) результата этих действий.

Самолёт предназначен для воздушных перевозок, но не может совершать подводные плавания. Результат действия – перемещение по воздуху. Лопата предназначена только для переноса сыпучих материалов, но не для обработки алмазов. Результат действия – перенос сыпучих материалов. Система внешнего газообмена (лёгкие без сосудов) может транспортировать метаболические газы только через воздушную среду, но не через жидкости. Результат действия – обмен метаболических газов между окружающим воздухом и альвеолярным пространством. Система кровообращения (сосуды, сердце и кровь) может транспортировать метаболические газы только через жидкую среду (кровь), но не через воздух. Результат действия – обмен метаболических газов между альвеолярным пространством и тканями организма.

Эти результаты действия являются ожидаемыми и прогнозируемыми. Если для выполнения нагрузки система кровообращения должна обеспечить, например, 15 л/мин кровотока, то никто не ожидает от неё, например, кровотока в 60 л/мин. От неё ожидается и она обязана дать именно 15, а не 10 или 35 л/мин, и именно кровотока, а не потока воздуха, или секреции чего-либо. Постоянство и прогнозируемость выполнения своих функций является отличительной особенностью любых систем – живых, природных, социальных, финансовых, технических и пр.

Следовательно, для того, чтобы достичь свою цель, любой объект нашего Мира должен действовать, совершать какие-либо целенаправленные действия (акции).

Действие – это:

1. проявление какой-либо энергии, деятельности, а также сама сила, функционирование чего-либо [12].

2. состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, раздражитель, впечатление (например, реакция в психологии, реакции химические, ядерные реакции) [1].

После действий объекта получается результат действия. Целью любой системы является стремление выработки должного (целевого) результата действия. При этом данный объект является донором результата действия. Результат действия системы-донора может быть направлен на какую-либо другую систему, которая в этом случае будет реципиентом (мишенью) для результата действия. При этом результат действия системы-донора становится внешним воздействием для системы-реципиента. Взаимодействие между системами осуществляется только через результаты действия.

Таким образом строится цепочка действий:

→... внешнее воздействие → результат действия (внешнее воздействие) →...

Огонь обжег ладонь, т.е., произошло термическое внешнее воздействие на кожные рецепторы. Внешним воздействием для рецепторов является огонь. Результатом их действия (рецепторов) стало возбуждение их потенциала действия, которое передалось в нейроны головного мозга. Этот потенциал действия уже является внешним воздействием для нейронов головного мозга, а их (нейронов) результатом действия стало электрическое возбуждение, которое в виде нейронного потенциала действия через дендрит передалось на синапс мышцы руки. Здесь электрическое возбуждение нейронов головного мозга уже стало внешним воздействием для миоцитов мышц руки, а движение руки – результатом действия этих мышц. Так примерно выглядит цепочка действий на рефлекторное отдёргивание руки в ответ на ожёг. И так она будет выглядеть всегда, если мы не сможем уберечься от огня. А целью является сохранение руки от термического повреждения.

Поэтому, если группа взаимодействующих элементов постоянно и однозначно выполняет определённые необходимые действия, способствующие достижению какой-либо цели, и её результатом действий является достижение заданной цели, такая группа элементов является системой.

У системы всегда есть только одиночный цикл действий. Система действует только тогда, когда перед ней поставлена цель, но она ещё не достигнута и пока ещё нет должного результата действия. Процесс выполнения действия продолжается до момента достижения цели – получения должного результата действия. Когда должный результат действия получен и цель достигнута, система перестаёт действовать, потому что у неё уже нет цели, она уже достигнута. Другими словами, пока нет результата действия, есть действия системы чтобы его получить. Как только результат действия получен, система перестаёт действовать. На одиночное внешнее воздействие система даёт одиночный результат действия.

Ни один объект не действует сам по себе. Он не может сам решить: - «Вот сейчас я начну действовать», потому что у него нет свободы воли и он не может поставить перед собой цель и сам по себе выдать результат действия. Он может только выбрать вид своей деятельности (вид реакции), в зависимости от своей сложности (от своих ресурсов), и реагировать (действовать) в ответ на определённое внешнее по отношению к нему воздействие. Любые действия любых объектов – это всегда их реакция на что-то. Есть воздействие – есть реакция. Нет воздействия – нет реакции. Иногда реакция может быть отсроченной, поэтому кажется беспричинной. Но если как следует поискать, всегда можно найти причину – внешнее воздействие. Первичным внешним воздействием в нашем Мире, по всей видимости, был Большой Взрыв – начало зарождения нашей Вселенной. Возможно, в ментальном мире объекты могут обладать собственным действием (воля, беспричинное желание), но не в физическом.

Вес камня можно определить (проявить, выявить результат его действия) или путём воздействия на него сил земного притяжения (взвешивание с помощью весов), или путём воздействия на него сил ускорения (измерение массы инерции во время равноускоренного движения). Т.е., вес камня является его реакцией на силу земного притяжения или на ускорение. Если бы, например, он мог взаимодействовать с электрическим полем, то можно было бы определить его массу измеряя его электрическое поле. Но если он не может взаимодействовать с электрическим полем, то какой бы силы оно ни было, камень не будет с ним реагировать. Если на камень никак не воздействовать, мы не только не сможем узнать его вес, но и вообще знать о его существовании. Познание мира даётся нам только через реакции его элементов.

Реакция (от re... - возврат и лат. actio - действие) – действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, раздражитель, впечатление (например, реакция в психологии, реакции химические, ядерные реакции).

Следовательно, действие системы в ответ на внешнее воздействие – это всегда реакция системы, возвратное, ответное действие. Когда система уже подействовала (прореагировала) и был получен необходимый результат действия, это значит, что она уже достигла цели («погасила» цель-задание) и после этого у ней уже нет цели, к которой она должна стремиться. Поэтому после получения результата действия система перестаёт действовать и ждёт следующего внешнего воздействия.

Реакция всегда вторична и появляется только и только после внешнего воздействия на элемент. Иногда после внешнего воздействия реакция может появиться спустя длительное время, если, например, данный элемент был специально «запрограммирован» на задержку. Но она обязательно появится, если только сила внешнего воздействия превысит порог чувствительности элемента на внешнее воздействие, и если элемент вообще способен реагировать на данное воздействие. Без внешнего воздействия не будет никакой реакции.

Например, если элемент может реагировать на давление выше 1 атмосферы, то он обязательно даст реакцию, если давление превысит 1 атмосферу. Если давление меньше 1 атмосферы, то он не будет реагировать на низкое давление. Если же на него воздействует температура, влажность, или электрическая индукция, он также не будет реагировать, как бы мы его не «уговаривали», потому что он способен реагировать только на давление выше 1 атмосферы. Если на него ничего не давит (нет давления выше 1 атмосферы), он никогда не даст никакой реакции.

Так как результат действия системы появляется только после какого-то внешнего воздействия, он всегда является вторичным, потому что первичным является внешнее воздействие. Внешнее воздействие является причиной, а результат действия – следствием (функцией).

Очевидно, что системы-доноры могут давать один или несколько результатов действия, а системы-реципиенты – реагировать на одно или несколько внешних воздействий. Но элементы-доноры могут взаимодействовать с системами-реципиентами только в случае качественно однородных действий. Если системы-реципиенты могут реагировать, только на давление, то взаимодействовать с ними могут только те системы-доноры, результатом действия которых является именно давление, а не температура, электрический ток или что-либо другое. Взаимодействие между системами-донорами и системами-реципиентами возможно лишь в случае качественной однородности (гомореактивности) их взаимодействия (принцип однородной интерактивности).

Мы можем слушать выступление музыканта на сцене прежде всего потому, что у нас есть уши. Земляной червь не сможет понять нашего восторга от выступления музыканта хотя бы по той причине, что у него нет ушей, он не может воспринимать звук и у него нет вообще понятия о звуке, даже если (гипотетически) у него будет интеллект равный нашему.

Результат действия элемента-реципиента может быть как однородным (гомореактивным), так и не однородным, не равным по качеству действия, (гетерореактивным) по отношению к нему внешнего воздействия. Например, элемент реагирует на давление, а его результатом действия может быть или давление, или температура, или частота, или поток чего-либо, или число обитателей леса (квартиры, города, страны) и т.д.

Следовательно, реакция элемента на внешнее воздействие может быть как гомореактивной, так и гетерореактивной. В первом случае элементы являются передатчиками действия, во втором – преобразователями качества действия. Кровеносные сосуды являются передатчиками давления. Любые биологические и не биологические рецепторы – преобразователями, которые реагируют на различные раздражители (давление, температуру, рН, рСО2 и т.д.), но всегда генерируют только серию электрических импульсов (токи действия), или преобразовывают рецепцию в виде расширения, движения или ещё чего-либо.

Если результат действий системы полностью соответствует заданной цели, это говорит о достаточности данной системы (данной взаимодействующей группы элементов) для данной цели. В противном случае данная группа элементов не соответствует данной цели и либо является недостаточной, либо вообще не является системой для достижения уровня качества и количества заданной цели. Поэтому, любой существующий объект можно охарактеризовать, ответив на основной вопрос: – «Что может сделать данный объект?». Этот вопрос характеризует понятие «результат действия объекта», и который, в свою очередь, состоит из двух подвопросов:

· Какое действие может выполнить данный объект? (качество результата действия)

· Сколько такого действия может выполнить данный объект? (количество результата действия)

Эти два подвопроса являются характеристикой стремления системы выполнить цель. А задание цели можно охарактеризовать, ответив на другой вопрос: – «Что должен сделать данный объект?», и который также состоит из двух подвопросов:

· какое действие может должен данный объект? (качество результата действия)

· сколько такого действия должен выполнить данный объект? (количество результата действия)

Эти последние два подвопроса и определяют цель как задание (уставку, директиву) для данного объекта или группы объектов и под эту цель ищется или строится система, которая может это делать. Чем ближе соответствие между тем, что должен и что может делать данный объект, тем ближе данный объект к идеальной системе. Реальный (актуальный) результат действия системы должен соответствовать заданному (должному). Это соответствие является основной характеристикой любой системы.

Из очень ограниченного числа элементов можно построить очень большое разнообразие систем. Весь многообразный материальный физический мир построен из различных комбинаций протонов, электронов и нейтронов, и эти комбинации являются системами с определёнными целями. Мы не знаем вкуса протонов, нейтронов и электронов, но мы знаем вкус сахара, атомы молекул которого построены из этих элементов. Из этих же элементов построен и камень, и человек.

Реальные и идеальные системы отличаются друг от друга тем, что у первых всегда есть дополнительные свойства, определённые несовершенством реальных систем. Массивной золотой королевской печатью, например, можно колоть орехи с таким же успехом, как и с помощью молотка или обыкновенного камня, хотя она и предназначена для другой цели.

Поэтому, как уже было отмечено выше, понятие «система» является относительным, но не абсолютным, в зависимости от соответствия между тем, что должен и что может сделать данный объект. Если объект может выполнить заданную цель, он является системой для выполнения этой цели. Если не может, он не система для данной цели, но может быть системой для другой цели.

Для достижения цели не имеет значения, из чего состоит система, а важно – что она может. В любом случае возможность выполнить цель определяет систему. Следовательно, систему определяет не состав её элементов, а насколько точно она может выполнить то, что от неё ожидается (цель). Важен результат действия, а не способ его получения. Из совершенно разных элементов можно построить системы для решения одинаковых задач (целей).

В гемоглобине теплокровных атомы железа играют основную газотранспортную роль, а у некоторых моллюсков эту же роль не менее успешно играют атомы меди. Т.е., гемоглобин разных животных построен по разному, но у него всегда одна и та же цель.

Сумма в 200 $U в виде монет в 1 $US каждая и чек на эту же сумму могут выполнить одно и то же действие (сделать одну и ту же покупку). В одном случае это металлические диски с выгравированными знаками, в другом – кусок бумаги с нарисованным текстом. Следовательно, эти элементы являются системами под названием «деньги» с одинаковыми целями, при условии, что их используют для купли-продажи, без учёта, например, удобства их переноса или гарантии от воровства.

Но чем больше оговаривается условий выполнения цели, тем меньше элементов подходят для выполнения такой цели. Если нам, например, нужно много денег, скажем, 1.000.000 $US, причём наличными, и чтобы они не занимали много места, и ещё была бы гарантия, что они не фальшивые, то нам подойдут только купюры достоинством в 100 $US, полученные только из банка. Чем больше уточняется цель, тем меньше выбор подходящих для неё элементов и путей её реализации.

Таким образом, система определяется соответствием между заданной целью и её результатом действия. Цель – это и задание для объекта (то, что он должен сделать), и его стремление или желание (то, к чему он стремится). Для достижения цели система действует. Фактически, своими действиями система преобразует цель в результат действия, затрачивая при этом энергию. Посмотрите вокруг и всё, что увидите – это чьи-то материализованные цели и осуществлённые желания.

По большому счёту всё, что заполняет наш Мир, является системами и только ими, и все они предназначены для самых разных целей. Но мы не всегда знаем целей многих из этих систем и поэтому не все объекты для нас являются системами.

Реакции систем на одни и те же внешние воздействия всегда постоянны, потому что цель всегда определенная и постоянная. Поэтому и результат действия всегда должен быть определённый и постоянный, т.е., одинаковый, (принцип постоянства соответствия результата действий системы должному), а для этого и действия системы должны быть одни и те же (принцип постоянства соответствия актуальных действий системы должным). Если он не будет постоянным, он не сможет быть должным, равным заданному (принцип постоянства результата действия). Из принципа постоянства действия исходит закон сохранения.

Постоянство реакции назовём целенаправленностью, потому что сохранение одинаковости (постоянства) своей реакции является целью системы. Следовательно, закон сохранения определяется целью. Сохраняться будет то, что соответствует достижению цели системы. А это и сами действия, и порядок действий, и элементы для выполнения этих действий, и энергия, затраченная на выполнение этих действий, потому что система будет стремиться сохранить свое движение к цели и её движение будет целенаправленным. Следовательно, цель определяет закон сохранения и закон причинно-следственных ограничений (см. ниже), а не наоборот.

Закон сохранения.

Это один из основных законов нашего мира, если не самый фундаментальный. Одним из частных следствий закона сохранения является то, что материя никогда не появляется из ничего и она не исчезает в ничто (закон сохранения материи, один из частных законов сохранения). Она всегда есть. Может быть её не было перед началом Мира, если было его начало, и не будет после его конца, если он будет, но в нашем Мире она не появляется и не исчезает.

Материей являются вещество и энергия. Вещество (от слова вещь, объект) может существовать в различной комбинации его форм (жидкие, твердые газообразные и прочие, а также различные тела), включая живые формы. Но всегда вещество – это какие-либо объекты, от элементарных частиц до галактик, включая и живые объекты.

Физическим выражением закона сохранения является известная формула Энштейна (E = mc²). Само вещество может превращаться в энергию и наоборот.

Вещество состоит из элементов. Одни формы веществ могут переходить в другие (химические, ядерные и прочие структурные превращения) за счёт перегруппировки элементов путём изменения связей между ними.

Энергия (от греч. ené rgeia — действие, деятельность) – общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она только может переходить из одной формы в другую. Понятие энергии связывает воедино все явления природы [28].

Любые объекты становятся системами, когда при взаимодействии между ними образуются межэлементные связи. Но и сами системы могут реагировать между собой за счёт межсистемных связей. Если учитывать принцип иерархичности систем (см. далее), то межэлементные и межсистемные связи – это эквивалентные понятия, потому что любые системы являются подсистемами (элементами) других систем.

Любое действие, включая взаимодействие, требует энергии. Поскольку взаимодействие между системами или между элементами систем, в сущности, является связью между ними, то при образовании связи в неё «вкладывается» энергия. Следовательно, с позиций системности энергией является мера (количество) взаимодействия между элементами системы или между системами. Поэтому связь между элементами системы или между системами является энергетическим понятием.

Другими словами, при создании системы из элементов, при её перестройке из простой в сложную, затрачивается энергия, которая расходуется на создание новых связей между элементами. А при разрушении системы связи между элементами разрушаются и выделяется энергия. Системы сохраняются за счёт энергии связей между её элементами. Это есть внутренняя энергия системы. При разрушении этих связей энергия высвобождается и сама система как объект исчезает, хотя её элементы остаются. Отсюда, внутренняя энергия системы – это энергия связей между элементами системы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.