Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление и интеллект. Понятие интеллекта.






Мышление и интеллект - близкие по содержанию термины. Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Грубо говоря мыслить - значит производить операции с использованием формальной логики. Однако понятие интеллекта шире, чем понятие мышления. Это совокупность познавательных способностей, способность к умственной деятельности и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач; это способность проводить более тонкие различия. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Связан с чувством юмора.Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у гомо сапиенса выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.
60. Проблема развития мышления. Периодизация этапов развития мышления.

Мышление формируется у человека не сразу. У младенца сначала только безусловные рефлексы — однозначные ответные реакции на опр раздражители. В неск мес формируются формируются усл рефлексы: т.е. мозг уже связывает между собой два раздражителя и адекватно на них реагирует — например, улыбается матери и плачет при незнаком. Элементы мышления- к концу 1 г.

Пиаже: четыре стадии развития мышления. 1.Стадия сенсомоторного интеллекта (1-2г)-развитие способности воспринимать и познавать предметы реального мира. К концу этой стадии ребенок становится субъектом — выделяет себя из окружающего мира; Первый способ мышления ребенка — наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

2.Стадия операционального мышления (2-7л)-развивается речь, активизируется процесс интериоризации внешних действий. Развитие эгоцентризма мышления (трудность принятия позиций других людей); Второй способ мышления — наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. 3.Стадия конкретных операций (7- 12л) -логические объяснения своим действиям, менять точки зрения. Способность объединять предметы в классы. 4. Стадия формальных операций (12-15 и далее) - операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.

61. Фило- и онтогенетический подходы к проблеме развития мышления. Генетическая классификация утверждает что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе. 1.Сначала ребенок решает мыслительные задачи, физически взаимодействуя с предметом (наглядно –действенное мышление, в конкретной ситуации), 2. позже он начинает осваивать мир в образах (наглядно-образное, 4-7, мышление совершенствуется, освобождается от зависимости от конкретной ситуации. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).
3. потом накопленный опыт формирует перевод действий и образов в языковые средства 4. затем достигается высокий уровень анализа и обобщения - включаются механизмы теоретического мышления. Отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к использованию понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения (честность, гордость…). У ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов. Таким образом, возникает словесно-логическое или словесно-символическое мышление. Все эти виды мышления тесно связаны между собой. Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни воз­никнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.