Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность права. Признаки права. 1 страница






Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения людей, установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой. Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет государственную организацию. Оно представляет собой результат общественного развития и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по обязательности исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые должны соблюдать нормы права, и по действию права в пространстве оно занимает главенствующее положение среди социальных норм. Пр-ки права: 1)Нормативность (оно всегда опрет к-либо норму повед-я). В юриспр-ции нормой признается типичная, т.е. усредненное повед-е, удовл-щее всех. 2)Общеобязат-ть права (право обязат. для всех уч-ков правоотн-й) 3)Санкционир-ть гос-вом (любая норма д.б. санкц-на гос-вом). 4)Возм-ть в своей реал-ции опираться на принужд-е со стороны гос-ва.

Следовательно, право выступает как специфический государственный регулятор общественных отношений, который служит как интересам отдельной личности, так и интересам всего общества в целом.

 

33 Право в системе социальных норм

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию. Право и мораль. Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются. Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т. е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов. Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т. е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира. При рассмотрении форм фиксации правовых и моральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования. Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго.

 

.33.Право в системе социальных норм.

Соц.нормы- правила поведения людей в обществе. В соц. номы входят нормы права, морали, обычаи, традиции. Право и соц. нормы взаимосвязаны Чтобы правовые нормы были приняты обществом законодатель должен учитывать требования соц. норм. Нормы права имеют сходную цель с остальными соц. нормами- регулирование поведения людей в обществе. Нормы морали – правила поведения людей, выработанные самим обществом на основе его представлений о добре, зле, чести, справедливости

Различают соотношения: Право и мораль Право и обычаи. Право и корпоративные нормы.

 

 

34.Соотношение Государства и Права

Общие черты: Сходные исторические судьбы, возникшие в результате одних причин,

Одно без другого не существует, Общая экономическая база, Уровень правовой культуры, национально политическая особенность конкретного народа, Государство и право, свойственны только классовому обществу, Государство и право, едины по своей социальной сущности.

Различие Государство – это орган ведущей политической партии, а право производная от взаимоотношений государства и общества, Государство возникает как орудие насилия, а право оправдывает это насилие.

 

35. Социальная ценность права

Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества Понять социальную ценность права — значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

 

36. принципы права: понятие, виды.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам правовая система адаптируется к важнейшим интересам и по-требностям человека и общества, становится совместимой с ними. Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (от-раслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве. К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей. общеправовые принципы: Принцип справедливости выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости. Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации говорится: " Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, " Конституция Рос-сийской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебной порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: " Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".

 

 

37. Понятие источников (форм) права

Право - это система правил (норм), установленных и санкционированных государством и охраняемых при-нудительной силой государства.

При характеристике права следует принимать во внимание, к какому историческому типу государства принадлежит данный тип права. Право является соци-ально-политическим регулятором общественных от-ношений конкретного исторического типа государст-ва.

Науке известны такие источники права, как: - право-вой обычай- прецедент- нормативный акт- норматив-ный договор

Применение правового обычая как нормы поведе-ния людей уходит в глубины веков развития человече-ства. Правовой обычай - это правила поведения лю-дей, сложившиеся в жизни и регулярно используемые людьми в их взаимоотношениях и в результате санк-ционированные государством в качестве общеобяза-тельных и охраняемых государством. Такое право на-зывается обычным. Оно было характерно для ранних рабовладельческих и ранних феодальных государств.

Прецедент имеет широкое распространение в стра-нах с англосаксонской правовой системой. В таких странах судебные постановления по конкретным де-лам служат ориентиром для решения аналогичных дел другими судами в будущем. А следовательно, это решение приобретает нормативный характер.

В современных государствах на первом месте в ка-честве источника права выступает нормативный акт. Он представляет собой документ, издаваемый специально на то уполномоченным (компетентным) органом государства. Нормативный акт содержит об-щеобязательные правила поведения, т.е. нормы пра-ва. К нормативным актам относятся: конституции. конституционные законы, обычные законы, указы и распоряжения Президента, указы министров.

Договор с нормативным содержанием имеет место в основном в международном праве. Так, в 1992 году в России был заключен Федеративный Договор, со-стоящий из 3-х договоров. В нем содержаться право-вые нормы о взаимоотношениях Федерации и субъек-тов Федерации и о разграничении полномочий между ними.

 

 

38. Понятие системы права.

Система права- это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (новый акт должен вписываться в старые нормы), так и для правоприменителя(позволяет правильно истолковывать и применять норму права).Существенно влияние системности права и на процесс систематизации законодательства. Черты системы права: 1)первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования -институты, подотрасли, отрасли.2) её элементы внутренне согласованны, взаимоувязаны, что придаёт ей целостность и единство.3)обусловлена социально-эконом., полит, религиозными и др. факторами.4) имеет объективный характер, зависит от объективно существующих отношений, не может создаваться по субъективному усмотрению людей. Понятие «система права» не равно понятию «правовая система».Последнее шире, включает кроме системы права, юр. практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом эти понятия соотносятся как часть и целое.

 

39. отрасль права и правовй институт, понятие и соотношение

Составными частями системы права принято считать нормы права, институты права, отрасли права, подотрасли права. Первичным элементом в системе права являются нормы права. Из различных сочетаний норм права складываются все остальные компоненты системы, однако общественные отношения не существуют изолированно друг от друга, а взаимосвязаны между собой в той или иной степени и образуют обособленные группы общественных отношений. В соответствии с обособленностью этих однородных групп общественных отношений группируются и нормы права, которые регулируют данные общественные отношения. Так например: нормы права, регулирующие отношения найма жилплощади, образуют обособленные группы норм, которые являются правовым институтом.

Институтом права называется обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённый вид однородных общественных отношений.

Основным элементом системы права современного государства является отрасль права. Нормы, объединённые в отрасль права, регулируют определённую область общественных отношений, которая отличается своей спецификой. Нормам, принадлежащим к определённой отрасли права, присуще общее для них своеобразие, которое и является основой для объединения их в отрасль. Следовательно, отраслью права является совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определённая область общественных отношений, отличающаяся своеобразием.

 

40. Отрасли права

Отраслью права является совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определённая область общественных отношений, отличающаяся своеобразием. Российское право является внутреннеединым и согласованным и подразделяется на отдельные составные части, которые именуются отраслями права.

1.Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

2.Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3.Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4.Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

5.Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, честь и достоинство гражданина или организаций.

6.Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха.

7.Семейное право - регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, детей по отношению друг к другу.

8.Гражданско-процессуальное право - регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

9.Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно-опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение.

10.Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11.Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Международное право - это система норм, выражающая согласованную волю различных государств. Общепризнанные нормы международного права по вопросам прав человека обладают приоритетом над внутригосударственным правом.

 

 

41. частное и публичное право: понятие, соотн-е.

Под источником права следует понимать 3 фактора: 1) источник в материальном смысле(условия жизни об-ва, форма собственности и т.д.); 2) источник в идеологическом смысле(правовые учения, доктрины, правосознание); 3)источник в формально-юридическом смысле_ это есть форма права, т.е. способ выражения во вне государственной воли, юридических правил поведения. Существует 4 основные формы права: 1) нормативный акт-это правовой акт, содерж. Нормы Частное право- это упорядоченная совокупность юр.норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право-совокупность норм, закрепляющих порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право-область свободы и частной инициативы, то публичное- сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и др прав. Критерии, по кот. право относят к частному или публичному: 1) интерес(частное регулирует частные интересы, публичное_ общественные, государственные); 2)предмет правового регулирования(частному свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному- неимущественные); 3)метод правового регулирования(частное-метод координации, публичное-субординации); 4)субъективный состав(частное регулирует отношения частных лиц между собой, публичное- частных лиц с государством либо между государственными органами). Сейчас всё больше утверждаются такие институты частного права как права наследуемого пожизненного владения, возмещения материального ущерба и др.)

 

42. Формы взаимодействия внутригосударственного и международногоправа.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права на этапах правотворчества и правоприменения (дуалистическая и монистическая теории). И плюралистическая, и монистическая теория исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и внутриправовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета, и проблема, следовательно, заключается в том, какое право при этом должно превалировать[1]. Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным правом и внутригосударственным правом, которое прежде всего заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью. Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. Когда внутригосударственное право предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Дуализм тесно связан с позитивистской доктриной, которая склонна отрицать силу иных источников международного права, кроме практики государств[2]. Монизм представлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга[3].

 

43. Нормы права: понятие, признаки, виды.

Норма права— это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющиеся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Классификации норм прав

По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также " специализированные нормы", которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

дефинитивные - содержат определения юридических понятий;

декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи;

оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т.д.

коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

 

44.структура нормы права, Соотношение норм права и статьи нормативно правового акта.

Норма права- общеобязательное, формально определённое поведение, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Структура -это упорядоченное единство элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность, показывает из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Частей 3: 1)гипотеза-элемент нормы права, указывает на условия её действия (время, место); 2)диспозиция- определяет модель поведения субъектов с помощью прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы; 3)санкция-элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными - меры наказания, так и позитивными- меры поощрения(премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей).Каждый элемент играет свою роль, юристы говорят, что без гипотезы норма бессмысленна. без диспозиции немыслема, без санкции бессильна. Соотношение норм права и статьи нормативно правового акта. Норма права и статья нормативно правового акта совпадают. (Любая норма, особенно части уголовного кодекса) Нормы права изложены в двух или нескольких статьях одного и то гоже нормативного акта или же другого нормативного акта. В одной статье нормативного акта, содержаться две или несколько юридических норм.

 

45. Диспозиция

Диспозиция (то…) – элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

управомочивающие - предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

обязывающие - устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

запрещающие - устанавливающие запрет совершать определённые действия.

 

46. Понятие и формы реализации права

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение злодей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведе-ние людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут по-ступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответ-ствие с потребностями общественного развития, об-щими и индивидуальными интересами граждан госу-дарства. Реализация норм права есть воплощение их предписаний в действиях людей.

Различаются следующие формы реализации норм права: осуществление (использование) прав, исполне-ние обязанностей, соблюдение обязанностей и приме-нение норм права (особая форма их реализации).

1. Осуществление (использование) прав выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами пра-ва. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие за гражданами право участвовать в выборах представительных органов государственной власти; право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другие. Особенность данной формы реализации состоит в том, что участники об-щественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами права.

2. Исполнение обязанностей выражается в обязатель-ном совершении действий, которые предписываются нормами права. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственный и общественный организаций, их органов. Например, обязанность по-ставщика в установленный срок поставить заказчику продукцию; обязанность должника возвратить долг; обязанность свидетеля давать правдивые показания правоохранительным органам. Особенность этой формы реализации выражается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совер-шать активные действия, предусмотренные нормами праве.

3. Соблюдение обязанностей выражается в воздержа-нии от совершения действий, запрещенных юридиче-скими нормами. Суть этой формы реализации норм права состоит в несовершении действий, которые на-носят вред обществу, государству, личности. Так, не совершая действий, которые запрещены нормами права, граждане реализуют требования этих норм. В отличие от исполнения, соблюдение обязанностей но-сит пассивный характер, так как юридические обязан-ности при этом реализуются посредством воздержа-ния от определенных действий. В первом случае гра-ждане должны активно действовать, чтобы реализо-вать норму права, а во втором, наоборот, не совер-шать запрещенных действий.

Указанные формы реализации правовых норм счита-ются непосредственными, так как правовые предписа-ния реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, возникает не-обходимость в использовании применения права как особой формы его реализации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.