Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4. Та­лант­ли­вые лич­но­сти, не­со­мнен­но, рож­да­ют­ся во всех со­ци­аль­ных слоях и со­ци­аль­ных клас­сах






 

Та­лант­ли­вые лич­но­сти, не­со­мнен­но, рож­да­ют­ся во всех со­ци­аль­ных слоях и со­ци­аль­ных клас­сах. Если не су­ще­ству­ет ба­рье­ров для со­ци­аль­но­го до­сти­же­ния, можно ожи­дать боль­шую со­ци­аль­ную мо­биль­ность, когда не­ко­то­рые лич­но­сти быст­ро под­ни­ма­ют­ся и по­лу­ча­ют вы­со­кие ста­ту­сы, дру­гие же опус­ка­ют­ся на более низ­кие. Но между сло­я­ми и клас­са­ми су­ще­ству­ют ба­рье­ры, ме­ша­ю­щие сво­бод­но­му пе­ре­хо­ду ин­ди­ви­дов из одной ста­тус­ной груп­пы в дру­гую. Один из самых глав­ных ба­рье­ров воз­ни­ка­ет из-за того, что со­ци­аль­ные клас­сы об­ла­да­ют суб­куль­ту­ра­ми, го­то­вя­щи­ми детей пред­ста­ви­те­лей каж­до­го клас­са для уча­стия в клас­со­вой суб­куль­ту­ре, в ко­то­рой они со­ци­а­ли­зи­ро­ва­ны… Про­сто для про­дви­же­ния из од­но­го слоя в дру­гой или из од­но­го со­ци­аль­но­го клас­са в дру­гой имеет зна­че­ние «раз­ли­чие в стар­то­вых воз­мож­но­стях»…

Вся­кое со­ци­аль­ное пе­ре­ме­ще­ние про­ис­хо­дит не про­сто в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем же­ла­ния, а путём пре­одо­ле­ния более или менее су­ще­ствен­ных ба­рье­ров. Даже пе­ре­езд че­ло­ве­ка с од­но­го места жи­тель­ства на дру­гое пред­по­ла­га­ет опре­делённый пе­ри­од адап­та­ции к новым усло­ви­ям.

Все со­ци­аль­ные пе­ре­ме­ще­ния лич­но­сти или со­ци­аль­ной груп­пы вклю­ча­ют в про­цесс мо­биль­но­сти. Со­глас­но опре­де­ле­нию П. Со­ро­ки­на «под со­ци­аль­ной мо­биль­но­стью по­ни­ма­ет­ся любой пе­ре­ход ин­ди­ви­да, или со­ци­аль­но­го объ­ек­та, или цен­но­сти, со­здан­ной или мо­ди­фи­ци­ро­ван­ной бла­го­да­ря де­я­тель­но­сти, от одной со­ци­аль­ной по­зи­ции к дру­гой»…

Об­ще­ство может воз­вы­шать ста­тус одних ин­ди­ви­дов и по­ни­жать ста­тус дру­гих. И это по­нят­но: одни ин­ди­ви­ды, об­ла­да­ю­щие та­лан­том, энер­ги­ей, мо­ло­до­стью, долж­ны вы­тес­нять с выс­ших ста­ту­сов дру­гих ин­ди­ви­дов, не об­ла­да­ю­щих этими ка­че­ства­ми. В за­ви­си­мо­сти от этого раз­ли­ча­ют вос­хо­дя­щую и нис­хо­дя­щую со­ци­аль­ную мо­биль­ность, или со­ци­аль­ный подъём и со­ци­аль­ное па­де­ние. Вос­хо­дя­щие те­че­ния про­фес­си­о­наль­ной, эко­но­ми­че­ской и по­ли­ти­че­ской мо­биль­но­сти су­ще­ству­ют в двух ос­нов­ных фор­мах: как ин­ди­ви­ду­аль­ный подъём из низ­ше­го слоя в выс­ший и как со­зда­ние новых групп ин­ди­ви­дов с вклю­че­ни­ем групп в выс­ший слой рядом с су­ще­ству­ю­щи­ми груп­па­ми этого слоя или вме­сто них. Ана­ло­гич­но, нис­хо­дя­щая мо­биль­ность су­ще­ству­ет как в форме вы­тал­ки­ва­ния от­дель­ных ин­ди­ви­дов с вы­со­ких со­ци­аль­ных ста­ту­сов на более низ­кие, так и в форме по­ни­же­ния со­ци­аль­ных ста­ту­сов целой груп­пы…

Для того чтобы по­нять, как про­ис­хо­дит про­цесс вос­хож­де­ния, важно изу­чить, каким об­ра­зом от­дель­ный ин­ди­вид может пре­одо­леть ба­рье­ры и гра­ни­цы между груп­па­ми и под­ни­мать­ся вверх, т.е. по­вы­шать свой со­ци­аль­ный, про­фес­си­о­наль­ный, эко­но­ми­че­ский и по­ли­ти­че­ский ста­тус. Это стрем­ле­ние до­стичь более вы­со­ко­го ста­ту­са обу­слов­ле­но мо­ти­вом до­сти­же­ния, ко­то­рый в той или иной сте­пе­ни име­ет­ся у каж­до­го ин­ди­ви­да, и свя­за­но его по­треб­но­стью до­би­вать­ся успе­хов и из­бе­гать не­удач в со­ци­аль­ном ас­пек­те. Ак­ту­а­ли­за­ция этого мо­ти­ва по­рож­да­ет в ко­неч­ном счёте силу, с ко­то­рой ин­ди­вид стре­мит­ся к до­сти­же­нию выс­шей со­ци­аль­ной по­зи­ции или к тому, чтобы удер­жать­ся на име­ю­щей­ся и не ска­тить­ся вниз.

 

(С. С. Фро­лов)

 

21. За­да­ние 21 № 5354. Кроме семьи, автор упо­ми­на­ет дру­гих аген­тов со­ци­а­ли­за­ции, ко­то­рых услов­но можно от­не­сти к трём груп­пам. На­зо­ви­те эти груп­пы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.