Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






За­да­ние 21 № 1250.






В каких четырёх сфе­рах воз­мож­но, по мне­нию ав­то­ра, воз­ник­но­ве­ние кон­флик­та? В чём про­яв­ля­ет­ся про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер кон­флик­та?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

 

Если ис­хо­дить из боль­шо­го числа со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний, на­прав­лен­ных на по­ис­ки путей устра­не­ния кон­флик­та из внут­ри­лич­ност­ной сферы, сферы меж­лич­ност­ных, внут­ри­г­руп­по­вых и меж­груп­по­вых от­но­ше­ний, то легко прий­ти к оши­боч­но­му вы­во­ду, что кон­фликт иг­ра­ет лишь не­га­тив­ную роль, вы­пол­ня­ет лишь де­струк­тив­ную функ­цию. В дей­стви­тель­но­сти, од­на­ко, со­ци­аль­ный кон­фликт, бу­дучи одним из наи­бо­лее ярких про­яв­ле­ний про­ти­во­ре­чия, сам внут­рен­не про­ти­во­ре­чив, вы­пол­няя не толь­ко де­струк­тив­ную, но и кон­струк­тив­ную функ­цию. <...>

 

Про­яв­ле­ния де­струк­тив­ных функ­ций кон­флик­та край­не раз­но­об­раз­ны. Внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт, на­при­мер, по­рож­да­ет со­сто­я­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го дис­ком­фор­та, ко­то­рый влечёт, в свою оче­редь, серию раз­лич­ных не­га­тив­ных по­след­ствий и в край­них слу­ча­ях может при­ве­сти к раз­ру­ше­нию лич­но­сти. На уров­не груп­пы кон­фликт может на­ру­шать си­сте­му ком­му­ни­ка­ций, вза­и­мо­свя­зей, ослаб­лять цен­ност­но-ори­ен­та­ци­он­ное един­ство, сни­жать груп­по­вую сплочённость и в итоге по­ни­жать эф­фек­тив­ность функ­ци­о­ни­ро­ва­ния груп­пы в целом. Ана­ло­гич­ным об­ра­зом де­струк­тив­ные функ­ции кон­флик­та про­яв­ля­ют­ся и в меж­груп­по­вых вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях. За­ме­тим, что де­струк­тив­ное вли­я­ние кон­флик­та может иметь место на каж­дом из эта­пов его эво­лю­ции: этапе объ­ек­тив­ной кон­фликт­ной си­ту­а­ции, этапе её осо­зна­ния сто­ро­на­ми, этапе кон­фликт­но­го по­ве­де­ния, а также на ста­дии раз­ре­ше­ния кон­флик­та. Осо­бен­но остро де­струк­тив­ные воз­дей­ствия кон­флик­та об­на­ру­жи­ва­ют­ся обыч­но на ста­дии кон­фликт­но­го по­ве­де­ния, кон­фликт­ных дей­ствий.

 

Кон­струк­тив­ные воз­дей­ствия кон­флик­та также весь­ма мно­го­об­раз­ны. Так, об­ще­из­вест­но, что внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт не толь­ко спо­со­бен ока­зы­вать не­га­тив­ное вли­я­ние на лич­ность, но и часто слу­жит мощ­ным ис­точ­ни­ком раз­ви­тия лич­но­сти, её со­вер­шен­ство­ва­ния. В груп­по­вых и меж­груп­по­вых от­но­ше­ни­ях кон­фликт может спо­соб­ство­вать предот­вра­ще­нию за­стоя, слу­жит ис­точ­ни­ком но­во­вве­де­ний, раз­ви­тия. Кон­фликт, осо­бен­но на ста­дии кон­фликт­но­го по­ве­де­ния, иг­ра­ет по­зна­ва­тель­ную роль, роль прак­ти­че­ской про­вер­ки и кор­рек­ции име­ю­щих­ся у сто­рон об­ра­зов си­ту­а­ции. Кроме того, об­на­ру­жи­вая, об­на­жая объ­ек­тив­ные про­ти­во­ре­чия, су­ще­ству­ю­щие между чле­на­ми груп­пы (груп­па­ми), и устра­няя их на ста­дии раз­ре­ше­ния, кон­фликт осво­бож­да­ет груп­пу от под­та­чи­ва­ю­щих её фак­то­ров и тем самым спо­соб­ству­ет её ста­би­ли­за­ции. Об­ще­из­вест­но также, что внеш­ний кон­фликт может вы­пол­нять ин­те­гра­тив­ную функ­цию, спла­чи­вая груп­пу перед лицом внеш­ней опас­но­сти, внеш­них про­блем.

 

(Л. А. Пет­ров­ская)

9. За­да­ние 21 № 1620. Какое опре­де­ле­ние об­ра­зо­ва­нию в со­вре­мен­ных стра­нах при­во­дит автор? Ука­жи­те че­ты­ре по­зи­ции, ко­то­рые, по мне­нию ав­то­ра, со­став­ля­ют со­ци­аль­ную роль об­ра­зо­ва­ния.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1–C4.

 

Об­ра­зо­ва­ние как со­ци­аль­ный ин­сти­тут Об­ра­зо­ва­ние в со­вре­мен­ных стра­нах – это очень ши­ро­кие и вы­со­ко­раз­ви­тые диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные мно­го­уров­не­вые со­ци­аль­ные си­сте­мы (под­си­сте­мы об­ще­ства) не­пре­рыв­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния зна­ний и на­вы­ков чле­нов об­ще­ства, вы­пол­ня­ю­щие важ­ней­шую роль в со­ци­а­ли­за­ции лич­но­сти, ее под­го­тов­ке к по­лу­че­нию того или иного со­ци­аль­но­го ста­ту­са и вы­пол­не­нию со­от­вет­ству­ю­щих ролей, в ста­би­ли­за­ции, ин­те­гра­ции и со­вер­шен­ство­ва­нии об­ще­ствен­ных си­стем. Об­ра­зо­ва­нию при­над­ле­жит очень важ­ная роль в опре­де­ле­нии со­ци­аль­но­го ста­ту­са лич­но­сти, в вос­про­из­вод­стве и раз­ви­тии со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ства, в под­дер­жа­нии со­ци­аль­но­го по­ряд­ка и ста­биль­но­сти, осу­ществ­ле­ния со­ци­аль­но­го кон­тро­ля.

 

Об­ра­зо­ва­ние, на­ря­ду с ар­ми­ей, цер­ко­вью и про­из­вод­ством, — один из лиф­тов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. По­лу­чив зна­ния и вы­со­кую ква­ли­фи­ка­цию в со­вре­мен­ном об­ще­стве го­раз­до легче сде­лать ка­рье­ру, чем а)это было в до­ин­ду­стри­аль­ном и ин­ду­стри­аль­ном об­ще­стве, б) если бы че­ло­век ими не об­ла­дал.

 

С дав­них пор и по сей день об­ра­зо­ва­ние как со­ци­аль­ный ин­сти­тут вы­сту­па­ет ос­нов­ным ме­ха­низ­мом со­ци­аль­но­го те­сти­ро­ва­ния, от­бо­ра и рас­пре­де­ле­ния ин­ди­ви­дов по со­ци­аль­ным слоям, груп­пам. На си­сте­му об­ра­зо­ва­ния воз­ла­га­лись функ­ции со­ци­аль­но­го кон­тро­ля за про­цес­са­ми ин­тел­лек­ту­аль­но­го, нрав­ствен­но­го, фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия мо­ло­до­го по­ко­ле­ния. А на си­сте­му про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, кроме того, еще и функ­ции кон­тро­ля за рас­пре­де­ле­ни­ем по­ко­ле­ния, всту­па­ю­ще­го в са­мо­сто­я­тель­ную тру­до­вую жизнь, по раз­лич­ным ячей­кам со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ства: клас­сам, со­ци­аль­ным груп­пам, слоям, про­из­вод­ствен­ным кол­лек­ти­вам.

 

Таким об­ра­зом, об­ра­зо­ва­ние яв­ля­ет­ся одним из ос­нов­ных ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, играя важ­ную роль в со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции чле­нов об­ще­ства, рас­пре­де­ле­ние их как по со­ци­аль­ным слоям, так и внут­ри этих слоев. По­ло­же­ние ин­ди­ви­да в об­ще­стве, воз­мож­но­сти для его успеш­но­го про­дви­же­ния по слу­жеб­ной лест­ни­це опре­де­ля­ют­ся ка­че­ством по­лу­чен­но­го об­ра­зо­ва­ния, во мно­гом свя­зан­но­го с пре­сти­жем учеб­но­го за­ве­де­ния.

 

Так оно и есть. Не­об­ра­зо­ван­ный че­ло­век не может по­лу­чить вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мую и от­вет­ствен­ную ра­бо­ту, ка­ко­го бы со­ци­аль­но­го про­ис­хож­де­ния он ни был. У об­ра­зо­ван­но­го и не­об­ра­зо­ван­но­го не­рав­ные жиз­нен­ные шансы, но си­ту­а­цию все­гда можно ис­пра­вить, по­вы­сив свою ква­ли­фи­ка­цию, стоит толь­ко при­ло­жить ин­ди­ви­ду­аль­ные усло­вия. Тем и от­ли­ча­ет­ся не­ра­вен­ство в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния от дру­гих видов не­ра­вен­ства, ска­жем, уна­сле­до­ван­но­го, что оно ста­вит че­ло­ве­ка в не­при­ви­ле­ги­ро­ван­ное по­ло­же­ние вре­мен­но. А вот если вы ро­ди­лись сыном ко­ро­ля или потом­ствен­но­го дво­ря­ни­на, то это уже на­все­гда. С таким не­ра­вен­ством, ос­но­ван­ным на пред­пи­сан­ных ста­ту­сах, по­де­лать ни­че­го нель­зя.

 

 

10. За­да­ние 21 № 1879. С1. На ос­но­ве тек­ста при­ве­ди­те любое ав­тор­ское опре­де­ле­ние со­ци­аль­ной роли и ука­жи­те ее от­ли­чи­тель­ную черту.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

Со­ци­аль­ные роли — тер­мин, ак­тив­но ис­поль­зу­е­мый как со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гией, так и со­цио­ло­ги­ей. Он кон­цен­три­ру­ет вни­ма­ние на уни­вер­саль­ных, все­об­щих тре­бо­ва­ни­ях, предъ­яв­ля­е­мых к по­ве­де­нию че­ло­ве­ка, на­хо­дя­ще­го­ся в опре­де­лен­ной со­ци­аль­ной по­зи­ции.

Со­ци­аль­ный ста­тус и со­ци­аль­ная роль пред­став­ля­ют собой две сто­ро­ны од­но­го и того же яв­ле­ния. (...) Ста­тус опи­сы­ва­ет об­ще­ство в не­по­движ­но­сти, то есть рас­кры­ва­ет ста­ти­сти­че­скую кар­ти­ну мира. Роль опи­сы­ва­ет об­ще­ство в дви­же­нии, то есть рас­кры­ва­ет ди­на­ми­че­скую кар­ти­ну мира. (...)

Со­ци­аль­ная роль — мо­дель по­ве­де­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ная на дан­ный ста­тус. Ее можно опре­де­лить иначе — как шаб­лон­ный вид по­ве­де­ния, на­прав­лен­ный на вы­пол­не­ние прав и обя­зан­но­стей, пред­пи­сан­ных кон­крет­но­му ста­ту­су. Роль опи­сы­ва­ет то, как об­ла­да­те­ли ста­ту­сов вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом.

В связ­ке по­ня­тий «ста­тус-роль» ве­ду­щее место при­над­ле­жит пер­во­му. Имен­но по­это­му в ли­те­ра­ту­ре встре­ча­ет­ся вы­ра­же­ние «ста­тус­ная роль», но ни­ко­гда не по­па­да­ет­ся «ро­ле­вой ста­тус».

Тер­мин «роль» по­за­им­ство­ван из те­ат­раль­ной сферы, где он при­зван был подчерк­нуть раз­ли­чие между ак­те­ром и ис­пол­ня­е­мой пар­ти­ей. Мно­же­ство из­вест­ных ак­те­ров про­бо­ва­ло себя в роли Гам­ле­та по­доб­но тому, как мно­же­ство вы­пуск­ни­ков ме­ди­цин­ско­го ин­сти­ту­та ста­но­вят­ся вра­ча­ми.

Люди не могут вести себя так, как им за­бла­го­рас­су­дит­ся. Они под­чи­ня­ют­ся тому, что все счи­та­ют пра­виль­ным для дан­ной роли. В зна­чи­тель­ной мере по­ве­де­ние уче­ни­ка пред­ска­зу­е­мо, ибо уче­ник — это опре­де­лен­ная роль. То же ка­са­ет­ся учи­те­ля, про­дав­ца или го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля. Все мы знаем, что долж­ны де­лать эти люди, и не важно, как много ин­ди­ви­ду­аль­но­го свое­об­ра­зия вкла­ды­ва­ют они в свою роль. В целом все учи­те­ля или про­дав­цы ведут себя сход­ным об­ра­зом.

(...) «Весь мир — театр, все люди в нем — ак­те­ры, и каж­дый не одну иг­ра­ет роль», — ска­зал ве­ли­кий Шекс­пир. И если рас­смат­ри­вать мир как сцену, то нам дей­стви­тель­но при­хо­дит­ся иг­рать на этой сцене ве­ли­кое мно­же­ство ролей. Мы все — сы­но­вья и до­че­ри, мужья и жены, под­чи­нен­ные и ру­ко­во­ди­те­ли, ора­то­ры и слу­ша­те­ли, пас­са­жи­ры, зри­те­ли, спе­ци­а­ли­сты и т.д. При­чем весь этот ре­пер­ту­ар живет внут­ри нас од­но­вре­мен­но, и каж­дая сле­ду­ю­щая роль вклю­ча­ет­ся по мере того, как мы пе­ре­хо­дим из одной си­ту­а­ции в дру­гую. В каких-то из этих ролей нам при­хо­дит­ся на­хо­дить­ся более дли­тель­ное время, в каких-то — от­но­си­тель­но не­зна­чи­тель­ное; с ка­ки­ми-то из ролей мы справ­ля­ем­ся без труда, дру­гие едва вы­но­си­мы для нас. 

Люди вы­пол­ня­ют в об­ще­стве мно­же­ство со­ци­аль­ных ролей. Их от­ли­чи­тель­ная черта за­клю­ча­ет­ся в том, что роль отца или учи­те­ля оста­ет­ся той же самой, если по­ме­ня­ют­ся люди, вы­пол­ня­ю­щие эти роли. Имен­но таким спо­со­бом до­сти­га­ют­ся пред­ска­зу­е­мость и по­ря­док в об­ще­стве.

(А.И. Кра­вчен­ко)

11. За­да­ние 21 № 1916. С1. От каких двух групп яв­ле­ний от­ли­ча­ют­ся, по мне­нию ав­то­ра, яв­ле­ния со­ци­аль­ные?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния CI—С4.

Когда я дей­ствую как брат, су­пруг или граж­да­нин, (...) я ис­пол­няю обя­зан­но­сти, уста­нов­лен­ные вне меня и моих дей­ствий пра­вом и обы­ча­я­ми. Даже когда они со­глас­ны с моими соб­ствен­ны­ми чув­ства­ми и когда я при­знаю в душе их су­ще­ство­ва­ние, по­след­нее оста­ет­ся все-таки объ­ек­тив­ным, так как не я сам со­здал их, а они вну­ше­ны мне вос­пи­та­ни­ем.

Как часто при этом нам не­из­вест­ны де­та­ли на­ло­жен­ных на нас обя­зан­но­стей, и для того, чтобы узнать их, мы при­нуж­де­ны справ­лять­ся с ко­дек­сом и со­ве­то­вать­ся с его упол­но­мо­чен­ны­ми ис­тол­ко­ва­те­ля­ми!

Си­сте­ма зна­ков, ко­то­ры­ми я поль­зу­юсь для вы­ра­же­ния моих мыс­лей, си­сте­ма монет, упо­треб­ля­е­мых мною для упла­ты дол­гов, ору­дия кре­ди­та, слу­жа­щие мне в моих ком­мер­че­ских сно­ше­ни­ях, обы­чаи, со­блю­да­е­мые в моей про­фес­сии, и т.д. — все это функ­ци­о­ни­ру­ет не­за­ви­си­мо от того упо­треб­ле­ния, ко­то­рое я из них делаю. Пусть возь­мут од­но­го за дру­гим всех чле­нов, со­став­ля­ю­щих об­ще­ство, и все ска­зан­ное может быть по­вто­ре­но по по­во­ду каж­до­го из них. Сле­до­ва­тель­но, эти об­ра­зы мыс­лей, дей­ствий и чув­ство­ва­ний об­ла­да­ют тем за­ме­ча­тель­ным свой­ством, что су­ще­ству­ют вне ин­ди­ви­ду­аль­ных со­зна­ний.

Эти типы по­ве­де­ния или мысли не толь­ко на­хо­дят­ся вне ин­ди­ви­ду­у­ма, но и об­ла­да­ют еще при­ну­ди­тель­ной силой, вслед­ствие ко­то­рой он вы­нуж­да­ет­ся к ним не­за­ви­си­мо от сво­е­го опи­са­ния. Ко­неч­но, когда я доб­ро­воль­но со­об­ра­зу­юсь с ними, это при­нуж­де­ние, бу­дучи бес­по­лез­ным, мало или со­всем не чув­ству­ет­ся; тем не менее оно яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ным свой­ством этих фак­тов, до­ка­за­тель­ством чего может слу­жить то об­сто­я­тель­ство, что оно по­яв­ля­ет­ся тот­час же, как толь­ко я пы­та­юсь со­про­тив­лять­ся. Если я про­мыш­лен­ник, то никто не за­пре­ща­ет мне ра­бо­тать, упо­треб­ляя при­е­мы и ме­то­ды про­шло­го сто­ле­тия, но, если я сде­лаю это, я, на­вер­ное, разо­рюсь. Даже если фак­ти­че­ски я могу осво­бо­дить­ся от этих пра­вил и с успе­хом на­ру­шить их, то я могу сде­лать это лишь после борь­бы с ними; если даже в конце кон­цов они и будут по­беж­де­ны, то все же они до­ста­точ­но дают чув­ство­вать свою при­ну­ди­тель­ную силу тем со­про­тив­ле­ни­ем, ко­то­рое ока­зы­ва­ют. Нет та­ко­го но­ва­то­ра, даже счаст­ли­во­го, пред­при­я­тия ко­то­ро­го не стал­ки­ва­лись бы с оп­по­зи­ци­ей этого рода.

Вот, сле­до­ва­тель­но, раз­ряд фак­тов, от­ли­ча­ю­щих­ся спе­ци­фи­че­ски­ми свой­ства­ми; его со­став­ля­ют об­ра­зы мыс­лей, дей­ствий и чув­ство­ва­ний, на­хо­дя­щи­е­ся вне ин­ди­ви­да и ода­рен­ные при­ну­ди­тель­ной силой, вслед­ствие ко­то­рой он вы­нуж­да­ет­ся к

ним. От­сю­да их нель­зя сме­шать ни с ор­га­ни­че­ски­ми яв­ле­ни­я­ми, так как они со­сто­ят из пред­став­ле­ний и дей­ствий, ни с яв­ле­ни­я­ми пси­хи­че­ски­ми, су­ще­ству­ю­щи­ми лишь в ин­ди­ви­ду­аль­ном со­зна­нии и бла­го­да­ря ему. Они со­став­ля­ют, сле­до­ва­тель­но, новый вид, и им-то и долж­но быть при­сво­е­но на­зва­ние со­ци­аль­ных.

(Э. Дюрк­гейм)

12. За­да­ние 21 № 1953. С1. Рас­крой­те смысл по­ня­тия «нация» в рам­ках каж­до­го из трёх рас­смат­ри­ва­е­мых в тек­сте под­хо­дов: по­ли­ти­ко-пра­во­во­го, со­ци­о­куль­тур­но­го, био­ло­ги­че­ско­го.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

На­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния, т.е. от­но­ше­ния людей в общ­но­сти, на­зы­ва­е­мой на­ци­ей, или дру­гие эт­но­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния, не су­ще­ству­ют от­дель­но от го­су­дар­ства или па­рал­лель­но с ним. На­ци­о­наль­ные и эт­но­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния так или иначе опо­сре­ду­ют­ся го­су­дар­ством и об­ра­зу­ют еди­ное по­ли­ти­че­ское целое.

 

Рас­про­стра­не­ны три ос­нов­ных под­хо­да к по­ни­ма­нию нации: по­ли­ти­ко-пра­во­вой, со­ци­о­куль­тур­ный и био­ло­ги­че­ский. При по­ли­ти­ко-пра­во­вом под­хо­де под на­ци­ей по­ни­ма­ет­ся со­граж­дан­ство, т.е. со­об­ще­ство граж­дан того или иного го­су­дар­ства. В меж­ду­на­род­ном праве, когда го­во­рят о на­ци­ях, имеют в виду имен­но по­ли­ти­че­ские, нации, ко­то­рые на меж­ду­на­род­ной арене вы­сту­па­ют как «на­ци­о­наль­ные» го­су­дар­ства.

 

При со­ци­о­куль­тур­ном под­хо­де упор де­ла­ет­ся на общ­но­сти языка, куль­ту­ры, ре­ли­гии, тра­ди­ций, обы­ча­ев боль­шой груп­пы людей, об­ра­зу­ю­щих нацию. Это поз­во­ля­ет рас­смат­ри­вать нацию как общ­ность людей, для ко­то­рых ха­рак­тер­ны общ­ность ду­хов­ной куль­ту­ры, ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия, по­ве­ден­че­ских сте­рео­ти­пов, бы­то­во­го об­ра­за жизни. Сле­ду­ет иметь в виду, что нация пред­став­ля­ет собой также и субъ­ек­тив­ный фе­но­мен со­зна­ния и са­мо­со­зна­ния. < …>

 

Э. Гелл­нер, из­вест­ный ис­сле­до­ва­тель фе­но­ме­на нации, от­ме­чал: «Два че­ло­ве­ка при­над­ле­жат к одной нации, если и толь­ко если они при­зна­ют при­над­леж­ность друг друга к этой нации. Иными сло­ва­ми, нации создаёт че­ло­век; нации – это про­дукт че­ло­ве­че­ских убеж­де­ний, при­стра­стий и на­клон­но­стей».

 

Боль­шин­ство стран мира по­ни­ма­ние нации ос­но­вы­ва­ют на пер­вых двух под­хо­дах. При всем их раз­ли­чии у них есть общее – от­ри­ца­ние кров­но­го род­ства как опре­де­ля­ю­ще­го на­ци­о­об­ра­зу­ю­ще­го прин­ци­па.

 

Тре­тий под­ход к по­ни­ма­нию нации, био­ло­ги­че­ский, как раз и ос­но­ван на при­зна­нии кров­ной общ­но­сти глав­ной до­ми­нан­той нации.

 

 

(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зо­то­ва)

13. За­да­ние 21 № 2323. С1. При­ве­ди­те на­зван­ные ав­то­ра­ми че­ты­ре при­чи­ны не­до­сти­жи­мо­сти пол­но­го со­ци­аль­но­го ра­вен­ства.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

Со­ци­аль­ное ра­вен­ство – идеал, на про­тя­же­нии веков от­ра­жав­ший из­веч­ную тягу людей к спра­вед­ли­во­сти и вдох­нов­ляв­ший мас­со­вые об­ще­ствен­ные дви­же­ния и гу­ма­ни­сти­че­ские те­че­ния об­ще­ствен­ной мысли. Ис­то­ри­че­ская прак­ти­ка под­твер­жда­ет, что пол­ное ра­вен­ство не­до­сти­жи­мо. И не толь­ко из-за раз­ли­чий спо­соб­но­стей и за­дат­ков, за­ло­жен­ных в людях самой при­ро­дой, но и вслед­ствие не­оди­на­ко­во­сти со­ци­аль­но­го ста­ту­са, ка­че­ства и про­дук­тив­но­сти их труда. В этом смыс­ле не­ра­вен­ство между лю­дь­ми не­устра­ни­мо и лишь ме­ня­ет свои формы и раз­ме­ры.

Не­од­но­знач­но и вли­я­ние не­ра­вен­ства на об­ще­ство. Стрем­ле­ние за­нять более вы­со­кое по­ло­же­ние на лест­ни­це иму­ще­ствен­ной иерар­хии по­буж­да­ет людей к по­вы­ше­нию эф­фек­тив­но­сти их де­я­тель­но­сти и со­ци­аль­но­го ста­ту­са. По­пыт­ки вве­сти урав­ни­тель­ное рас­пре­де­ле­ние соб­ствен­но­сти и до­хо­дов лишь под­ры­ва­ют эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие. Но, пре­вы­сив опре­де­лен­ный уро­вень, иму­ще­ствен­ное не­ра­вен­ство утра­чи­ва­ет свою сти­му­ли­ру­ю­щую роль, пре­вра­ща­ет­ся в не­га­тив­ный фак­тор об­ще­ствен­ной жизни. Чрез­мер­ное бо­гат­ство, осо­бен­но легко до­став­ше­е­ся, как и мар­ги­наль­ная бед­ность, гасят им­пуль­сы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, по­рож­да­ют со­ци­аль­ную на­пряжённость, под­ры­ва­ют по­ли­ти­че­скую ста­биль­ность об­ще­ства. В той мере, в какой со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство бла­го­при­ят­ству­ет эко­но­ми­че­ско­му и со­ци­о­куль­тур­но­му раз­ви­тию и ста­биль­но­сти об­ще­ства, его можно счи­тать нор­маль­ным. Оно ста­но­вит­ся из­бы­точ­ным, когда ослаб­ля­ет сти­му­лы эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, создаёт очаги на­пря­же­ния, чре­ва­тые со­ци­аль­ны­ми по­тря­се­ни­я­ми.

Наи­боль­шую остро­ту про­бле­ма из­бы­точ­но­го со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ства при­об­ре­та­ет в пе­ри­о­ды об­ще­ствен­ных транс­фор­ма­ций, когда усто­яв­ши­е­ся струк­ту­ры ра­вен­ства-не­ра­вен­ства де­мон­ти­ру­ют­ся, а новые ме­ха­низ­мы рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ, со­ци­аль­ных услуг, цен­но­стей жизни и куль­ту­ры еще толь­ко фор­ми­ру­ют­ся.

 

 

(В.А. Мед­ве­дев, Ю.А. Кра­син)

14. За­да­ние 21 № 2444. Какие два фак­то­ра, по мне­нию ав­то­ра до­ку­мен­та, по­рож­да­ют пре­ступ­ность?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.