Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Сергеева Т.Б.Акмеология: курс лекций






Т.Б. Сергеева

 

Акмеология

 

Курс лекций

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Сергеева Т.Б. Акмеология: курс лекций. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 108 с.

 

Курс лекций знакомит с основными проблемами акмеологической науки и ее прикладными технологиями. Содержание лекций соответствует утвержденной программе дисциплины «Акмеология».

Адресован студентам психологических и педагогических направлений подготовки.

 

Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент С.С. Котова (ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»), кандидат психологических наук, доцент Е.В. Дьяченко (ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет»).

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015

© Сергеева Т.Б., 2015

 


ВВЕДЕНИЕ

Акмеология – междисциплинарная область знания, изучающая вершины в развитии человека в период взрослости. Предметом акмеологии является как зрелость человека в самом общем понимании, так и частные ее проявления, среди которых особое место занимает профессионализм как вершина профессиональной зрелости. Цель данного курса лекций – ознакомление будущих психологов и педагогов с основными проблемами акмеологической науки и практики и подготовка их к технологической деятельности и планированию собственной профессиональной биографии.

Синтетический характер акмеологического знания позволит студентам свести в единую систему знания о закономерностях личностного и профессионального развития, полученные в ходе изучения психологии развития и возрастной психологии, а также психологии профессионального развития. Системообразующими элементами здесь выступят понятия «зрелость» и «профессионализм».

В современном обществе бытуют достаточно расплывчатые представления о критериях личностной зрелости. Иными словами, отсутствует общепризнанный идеал в развитии человека. Изучение курса лекций по акмеологии поможет студентам задуматься, и возможно, найти ответы на такие вопросы, как: В чем сущность личностной зрелости, и каковы ее отличительные признаки? Какие стратегии жизни способствуют, а какие препятствуют достижению акме? Как соотносятся физическая и духовная зрелость, личные и профессиональные достижения? Каковы должны быть ориентиры в личностном развитии, и в чем заключается смысл жизни?

Эталоны профессионализма также наличествуют далеко не во всех видах деятельности. Изучение феномена профессионализма и профессионализации как способа достижения акме позволит будущим специалистам подготовиться к сложной деятельности по проектированию профессиональных и образовательных траекторий, комплексной оценке профессионализма персонала организации или образовательного учреждения, реализации технологий психологического и акмеологического сопровождения и поддержки.

Не менее важно, на наш взгляд, и то, что полученные знания стимулируют процессы рефлексии себя в жизненном и профессиональном пространствах, оценку собственного уровня профессионализма и личностной зрелости, проектирование своей программы самосовершенствования. Конечно же, эти задачи достижимы лишь при условии глубокой проработки обозначенных вопросов в рамках практических и семинарских занятий, а также систематической и пролонгированной самостоятельной работы. Один из основоположников акмеологии академик А.А. Деркач отмечал, что «акме» означает не конечный путь жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего продвижения. Так и результатом изучения акмеологии не может стать набор знаний и умений. Эти знания – лишь инструмент саморазвития себя как личности и профессионала.

Автор выражает глубокую признательность доктору психологических наук, профессору Наталье Степановне Глуханюк – первооткрывателю акмеологии на факультете психологии УГППУ – РГППУ.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.