Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость и значение типологии государств и правовых систем.






Типология права это его спецификация, проводимая с позиции следующих подходов. Формационный- главным критерием выступают социально-экономические принципы (общественно экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) по этому подходу явл. решающим фактором общественного развития. Базису соответствуют и надстроечные элементы: гос-во и право. В зависимости от типа эконом. базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Достоинство: продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, кот. действительно весьма существенно влияют на об-во. Недостатки: не позволяет учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права. Второй подход цивилизационный: типология права производится на основе конкретно-географических, культурно-национальных, религиозных, специально юр.и иных признаков. В соответствии с этим выделяют: 1) национально-правовые системы(это конкретно-историческая совокупность права, юр. практики и господствующей правовой идеологии отдельного гос-ва).2)правовые семьи(это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры, исторического пути его формирования).Различают семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская. Достоинство: выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, кот. определённо характеризуют право. Недостатки: её представители недооценивают роль социально-экономич. факторов в природе права.

Подходы к типологии государств

С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит их группировка с помощью обобщенной и идеализированной модели или типа.

Строится типология в основном с позиции двух подходов:

Формационного;

Цивилизационного;

Формационный подход

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

 

Исторический тип государства — это государство определенной общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:

Первобытно-общинная - государства нет;

Рабовладельческая - рабовладельческое государство;

Феодальная - феодальное государство;

Капиталистическая - капиталистическое, буржуазное государство;

Коммунистическая - государства нет. Но переходный этап к коммунизму - социалистическое государство.

При характеристике государств Маркс также выделял азиатский способ производства. Классификация государств по Марксу строится на основе специфики экономики. При формационном подходе раскрывается исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии. Цивилизационный подход

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

Древние государства;

Средневековые государства;

Современные государства.

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации.

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.