Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сроки хранения документов






Наименование документа Срок хранения
     
  Подтверждение сальдо по взаимным расчетам 5 лет
  Квартальные балансы и отчеты с пояснительными записками 5 лет
  Протоколы комиссий 5 лет
  Вспомогательные книги и картотеки учета 5 лет
  Контрольные книги, журналы, ведомости 5 лет
  Кассовые книги, книги и картотеки подотчетных лиц, авансовые отчеты 5 лет
  Журналы и книги регистрации счетов, кассовых ордеров, накладных, доверенностей, карточек складского учета и т.п. 5 лет
  Вспомогательные книги, не имеющие учетного характера (транспортные, грузовые, накладные и т.п.) 5 лет
  Оборотные накопительные ведомости по аналитическим и синтетическим балансовым счетам 5 лет
  Кассовые оправдательные документы 5 лет
  Реестры судов, исполнительные листы, ведомости и переписка по удержаниям из з/платы 5 лет
  Переписка с социальными фондами 5 лет
  Переписка о наложении и взыскании штрафов 5 лет
  Выписки банков с приложениями 5 лет
  Наряды на выполненные работы, табели учета рабочего времени и другие первичные документы, служащие основанием для начисления з/платы 5 лет
  Справки, представляемые в бухгалтерию на получение льгот по налогам 5 лет

 

  Акты сверки по взаимным расчетам 5 лет
  Акты проверки взимания налогов 5 лет
  Образцы подписей 5 лет
  Договоры и соглашения (хозяйствен­ные, операционные, трудовые) 5 лет
  Материалы инвентаризации имущественно материальных ценностей 5 лет
  Приходные и расходные ордера, квитанции по учету ТМЦ 5 лет
  Главные книги и ж/о 5 лет
  Акты документальных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и приложения к ним 5 лет
  Годовые балансы и отчеты предприятий 10 лет
  Передаточные, разделительные, ликвидационные балансы с приложениями и объяснительными записками 10 лет
  Протоколы заседаний комиссий по рассмотрению и утверждению годовых бух. балансов и отчетов 10 лет
  Результаты и документы инвентаризации (сличительные ведомости, инвентаризационные описи, протоколы заседаний, акты) зданий и сооружений 10 лет
  Технические паспорта объектов ОС хранятся до списания с баланса
  Книги и картотеки по учету ОС 10 лет
  Лицевые счета, книги по расчету з/платы (расчетные ведомости). Они в обязательном порядке передаются в архив при прекращении деятельности предприятия. (В – возраст лиц на момент выхода на пенсию) 75 – В

 

 

  1. Понятие, состав и строение бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на конкретный момент времени.

Бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица. В левой части баланса показывается имущество по составу и размещению – это актив баланса, в правой части отражаются источники формирования этого имущества – это пассив баланса.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

– внеоборотные активы;

– оборотные активы;

– капитал и резервы;

– долгосрочные обязательства;

– краткосрочные обязательства.

В заключении бухгалтерского баланса есть специальная строка по активу и пассиву – «валюта баланса».

Типовая структура бухгалтерского баланса содержит следующие числовые показатели.

Актив. Раздел 1. Внеоборотные активы.

1. Нематериальные активы: права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, торговые знаки, знаки обслуживания, организационные расходы; деловая репутация организации.

2. Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство.

3. Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката.

4. Финансовые вложения: инвестиции в дочерние общества, в зависимые общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; прочие финансовые вложения.

Раздел 2. Оборотные активы.

1. Запасы: сырье, материалы и аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные; расходы будущих периодов.

2. Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников по вкладам в уставный капитал.

3. Финансовые вложения: займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; финансовые вложения.

4. Денежные средства: расчетные счета; валютные счета; денежные средства.

Пассив. Раздел 1. Капитал и резервы.

Уставной капитал. Добавочный капитал. Резервный капитал: резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами. Нераспределенная прибыль.

Раздел 2. Долгосрочные обязательства.

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

2. Прочие обязательства.

Раздел 3. Краткосрочные обязательства.

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

2. Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом организации; перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; перед участниками по выплате доходов; полученные авансы.

3. Доходы будущих периодов: резервы предстоящих расходов и платежей.

  1. Виды бухгалтерского баланса

В зависимости от цели составления бухгалтерские балансы классифицируются по различным признакам (рис. 2).

По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:

§ вступительные (составляют на момент возникновения организации. Баланс определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность);

§ текущие (составляют периодически в течение всего времени существования организации);

§ санируемые (составляют в тех случаях, когда организация приближается к банкротству, с тем чтобы определить реальное состояние дел в организации);

§ ликвидационные (составляют при ликвидации организации);

§ разделительные (составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц);

§ объединительные (составляют при объединении/слиянии нескольких организаций в одну).

По форме отображаемой информации балансы классифицируются как:

§ статические (составляют на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату);

§ динамические (составляют как на определенную дату, так и в движении — в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период), например, оборотно-сальдовый баланс, шахматный оборотный баланс).

Рис. 2. Классификация балансов

По источникам составления балансы подразделяются на:

§ инвентарные (составляются только на основе инвентаря/ описи средств);

§ книжные (составляется на основе гол ько данных текущего бухгалтерского учета/книжных записей, без предварительной проверки их путем инвентаризации):

§ генеральные (составляют на основе данных бухгалтерского учета, которые подтверждены данными инвентаризации).

По объему информации балансы подразделяются на:

§ единичные (отражают деятельность только одной организации);

§ сводные (составляют путем механического сложения сумм по статьям нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива);

§ консолидированный баланс - объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но связанных экономическими отношениями. Он объединяет бухгалтерские балансы головной организации, ее зависимых и дочерних обществ.

По способу «очистки» могут быть:

§ балансы-брутто (включающие в себя регулирующие статьи — амортизация основных средств, амортизация нематериальных активов, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, торговая наценка);

§ балансы-нетто, из которых исключены регулирующие статьи, т.е. проведена «очистка».

По характеру деятельности балансы могут быть:

§ основной деятельности (соответствующей уставу);

§ неосновной деятельности (ЖКХ. транспортное хозяйство и др.). По целям составления различают балансы:

§ пробные (составляют для проверки тождества баланса);

§ окончательные (являются официальными документами);

§ отчетные (составляют за отчетный период на основании данных бухгалтерского учета);

§ прогнозные (составляютс учетом прогнозирования и планирования деятельности организации на перспективу).

По форме собственности различают балансы государственных и муниципальных, кооперативных, общественных, частных и совместных организаций.

  1. Типы хозяйственных операций по влиянию на бухгалтерский баланс.

Четыре типа хозяйственных операций

Хозяйственные операции, совершающиеся на предприятии, по признаку их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса делятся на четыре типа.

Операции первого типа изменяют состав имущества, т.е. затрагивают только актив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:

+А -А

Операции второго типа изменяют источники формирования имущества предприятия, т.е. затрагивают только пассив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:

+П -П

Операции третьего типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения. Причем валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину:

+А +П

Операции четвертого типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения. Причем валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину:

-А -П

  1. Инвентаризация хозяйственных средств предприятия.

Инвентаризация имущества и обязательств организации проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств организации.

Руководитель организации определяет порядок (утверждаемый при принятии организацией учетной политики) и сроки проведения инвентаризации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, а также количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

Случаи обязательного проведения инвентаризации:

1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

3) при смене материально ответственных лиц;

4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

6) при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов устанавливают Методические указания. Методические указания содержат следующие общие положения о проведении инвентаризации:

1) инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств;

2) кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким—либо причинам;

3) инвентаризация имущества производится по его местонахождению или по местонахождению материально ответственного лица. Отражение на бухгалтерских счетах расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета, выявленных при инвентаризации:

а) излишек имущества приходуется, и эта сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации – на увеличение финансирования;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства, сверх норм – на счет виновных лиц. В случаях, когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации – на уменьшение финансирования.

Право проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества дано налогоплательщику и налоговым органам (при необходимости).

 

  1. Общие принципы бухгалтерского учета основных хозяйственных процессов.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.