Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ состава, структура и размер внешнего долга России






Особенностью экономики современной России в настоящее время является усиление тенденции роста государственного долга. Государственные заимствования сегодня оказывают весьма значительное влияние на экономическое развитие страны и регулирование ее долговых проблем. За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). Уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его структуры и размера внешнего долга.

Во-первых, из $600 млрд. внешнего долга РФ, $41 млрд. (7%) приходится на государство, $10, 4 (1, 7%) - на ЦБ РФ, $171 млрд. (28%) - на банки, и $376, 5 млрд. (62%) – на прочие секторы (корпоративный небанковский сектор). Таким образом долг корпоративного сектора составляет $550, или 90% от внешнего долга РФ, с обслуживанием которого и связаны основные трудности.

Внешний долг, $ млрд На 01.01.15 Доля, %
Всего 599, 5 100%
Органы госуправления 41, 5 7%
Центральный банк 10, 4 2%
Банки 171, 1 29%
Прочие секторы 376, 5 63%

Во-вторых, внешний долг госсектора в расширенном определении составляет около 50%, или $300 млрд. В эти цифры входит внешняя задолженность органов государственного управления, центрального банка, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и центральный банк напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Причем на банки с госучастием приходится около 35% внешнего долга в расширенном определении, на прочие секторы – 44%.

В-третьих, около 20% внешнего долга номинировано в рублях, 11% - евро, 65% - доллары США. Отсюда понятно, что валютная переоценка играет роль, и далеко не последнюю. Как известно, внешний долг РФ сократился в 2014 году на 18% с $729 млрд. до $599 млрд., т.е. на $129 млрд. С учетом того, что прошедшей девальвации национальной валюты по итогам прошлого года, рублевая часть долга сократилась со $187 млрд. до $108 млрд., т.е. на $79 млрд. Таким образом, 60% снижения обусловлено валютными переоценками, 40% - есть погашение и рефинансирование долга. Для справки: рублевый долг в составе внешнего долга перед нерезидентами формируется в основном через предоставление российским корпорациям кредитов, удержание ОФЗ и корпоративных рублевых облигаций, рублевых депозитов в ЦБ (в том числе в рамках валютных свопов ЦБ с нерезидентами), и т.д.

В-четвертых, около 24% внешнего корпоративного долга приходится на “обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования”. Именно в эту группу входит так называемый внутригрупповой долг связанных компаний, когда, к примеру, дочерняя компания в оффшоре кредитует российскую материнскую компанию.

В-пятых, критики, скептически настроенные в отношении возможностей выплат внешних долгов российскими компаниями, не упоминают о том, что долг (обязательство) – это лишь одна сторона медали. То ли не знают, то ли специально не говорят об объеме внешних активов РФ.

Дело в том, что Россия по-прежнему остается нетто-кредитором внешнего мира, т.е. имеет превышение внешних активов над внешними обязательствами. Это превышение составило $280 млрд. по состоянию на 1 октября 2014 года, когда внешний долг оценивался в $680 млрд., а внешние активы в $960 млрд. Более того, краткосрочный внешний долг РФ (до года) составляет $76, 6 млрд., а краткосрочные внешние активы в $624 млрд.

По состоянию начало IV квартала 2014 года, чистый внешний долг (разница между внешними долгами и внешними активами) органов госуправления оценивается в минус $5, 4 млрд. (т.е. активы больше обязательств). По ЦБ РФ чистый внешний долг составляет минус $393 млрд. – в этом случае превышение внешних активов над обязательствами и есть международные резервы, из которых, правда, нужно вычесть ФНБ ($74 млрд.) и Резервный фонд ($85, 1 млрд.), которые де факто надо отнести на правительство. Чистый внешний долг банков также отрицательный (-$58 млрд.) – отдадим им должное (в отличие от ситуации 2008 года). У небанковского корпоративного сектора ситуация куда хуже – по причине резкого наращивания валютного долга в последние годы, чистый внешний долг по состоянию на 1 октября оценивался в $175 млрд. (внешние активы $246 млрд., а внешний долг $422 млрд.). Но есть и позитивная нотка – краткосрочный (до года) чистый внешний долг корпоративного небанковского сектора оценивается в минус $106 млрд. Согласитесь, складывается достаточно сбалансированная картина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.