Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность методики SERVQUAL






Задание на контрольную работу

1 Изучить методику комплексной оценки товарных систем (МКОТС) и методику SERVQUAL (см. приложения 1 и 2).

2 С использованием методики SERVQUAL оценить качество работы компании – оператора сотовой связи, в которой Вы работаете, или услугами которой пользуетесь, опросив не менее 10 – ти клиентов компании.

3 На основании обработанных данных опроса (рассчитанные коэффициенты качества и матрица результатов) сформулировать выводы о качестве работы компании в целом и в разрезе каждого критерия с последующим формированием предложений по повышению анализируемого уровня качества.

4 С использованием МКОТС оценить качество одной услуги компании – оператора сотовой связи, в которой Вы работаете, или услугами которой пользуетесь, опросив не менее 10 – ти клиентов компании (услугу выбрать самостоятельно).

Примечание: рассматривая услугу как товарную систему, необходимо сформулировать не менее 5 компонент.

5 На основании обработанных данных опроса (рассчитанные коэффициенты значимости, удовлетворенности и необходимости корректировки компонент услуги) сформулировать выводы о качестве анализируемой услуги в целом и в разрезе каждой компоненты с последующим формированием предложений по повышению анализируемого уровня качества.


Приложение 1

Сущность методики SERVQUAL

Рассматриваемая ниже модель «SERVQUAL» (аббревиатура от «service

quality» или «качество услуги») является частным случаем статистического анализа диффузионных Бассовских моделей. Разработанная учеными Паразурманом, Берри и Зейтхалм в 1985 году концепция сервисного качества (модель задумана и реализована для оценки потребительского уровня услуг), получила наибольшее внимание исследователей-практиков и ученых, занимающихся вопросами разработки товаров и услуг, после того, как на ее базе был разработан (теми же учеными) метод «SERVQUAL», выраженный в алгоритме «Ожидание Минус Восприятие» (Expectation – Perception, P – E).

Восприятие в настоящей методике рассматривается как замеренное

потребительское отношение к реально созданному и воспринимаемому товару.

Базовый алгоритм, выявляющий «степень качества товара», отражающий концепцию «SERVQUAL» может быть отражен следующим уравнением:

, (1.1)

где SQi – воспринимаемое качество стимула i;

k – количество анализируемых атрибутов;

Wj – весовой фактор атрибута;

Pij – созданное восприятие стимула i по отношению к атрибуту j;

Eij – ожидаемый уровень для атрибута j, который является

нормативом стимула i.

В 1990 году авторы опубликовали стандарт метода, указывая в нем на оптимальный, по их мнению, подбор стимулов и атрибутов для исследования (таблица 1.1). Поскольку настоящий метод был сориентирован для исследования именно услуг (рассмотрение товарных групп в него первоначально не было включено), то стандарт стал включать в себя 5 базовых стимулов анализа.


Таблица 1.1 – Основные стимулы в стандарте «SERVQUAL»

Наименование основных стимулов Перевод – расшифровка понятия стимула
TANGIBLES «Явственность, осязаемость, материальность» - отражает, насколько явственна и осязаема отдача от получаемой услуги
RELIABILITY «Достоверность, надежность» - отражает, насколько достоверными и надежными представляются потребителю уверения относительно предоставляемой услуги
RESPONSIVENESS «Ответственность, состоятельность» - показывает, как потребитель оценивает степень ответственности, подкрепленной адекватной состоятельностью.
ASSURANCE «Уверенность, обеспеченность» - показывает, насколько компетентно лицо, осуществляющее услугу
EMPATHY «Сочувствие, проникновение» - отражает, насколько понимаемы нужды потребителя

 

Практически методика SERVQUAL заключается в том, что клиентам

предлагается заполнить анкету, состоящую из двух частей, используя пятибалльную шкалу Лайкерта:

5 баллов – полностью согласен

4 балла – скорее согласен, чем нет

3 балла – ни да, ни нет

2 балла – скорее не согласен

1 балл – полностью не согласен.

Первая часть регистрирует ожидания клиентов относительно критериев качества услуги. Вторая часть при помощи аналогичной шкалы фиксирует потребительские восприятия качества.

Далее результаты анкетирования сравниваются с целью исчисления пяти коэффициентов качества «Q»:

1 SQ- материальность;

2 SQ-достоверность;

3 SQ-отзывчивость;

4 SQ-убежденность;

5 SQ-сочувствие.

Пять коэффициентов качества SQ являются цифровым выражением состояния качества. Каждый из пяти коэффициентов качества SQ измеряется 4-5 подкритериями j, k=4-5. Таким образом, пять критериев качества SQ разбиты в целом на 22 подкритерия. Эти 22 подкритерия рассчитываются путем вычитания 22 полученных рейтингов ожидания (Eij) из 22 полученных рейтингов восприятия (Pij):

. (1.2)

Затем они с помощью средней арифметической простой группируются в пять коэффициентов качества SQ:

. (1.3)

По тому же принципу пять коэффициентов качества SQ с помощью средней арифметической простой группируются в глобальный коэффициент качества GSQ предоставления услуги:

. (1.4)

Результаты исследования качества с помощью методики «SERVQUAL»

интерпретируются следующим образом. Нулевое значение какого-либо из коэффициентов качества означает совпадение уровня ожидания качества и уровня восприятия качества по этому критерию или подкритерию. Негативные значения указывают на то, что уровень ожиданий превышает уровень восприятия. Наконец, положительные значения указывают на то, что восприятие качества выше уровня ожиданий. Успешным результатом считаются положительные и нулевые значения коэффициентов качества. Удовлетворительным результатом считаются негативные коэффициенты качества, максимально приближающиеся к нулевому значению. Неудовлетворительным результатом считаются негативные коэффициенты качества, отдаляющиеся от нулевого значения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.