Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, задачи, объект, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.






Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в ра­боте органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений.

Оперативно-розыскная деятельность – это специфическая внепроцессуальная деятельность, осуществляемая соответствующими органами и их должностными лицами на основе действующих законов и иных нормативных правовых актов специальными средствами и методами.

Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел;

2) органов государственной безопасности;

3) органов пограничной службы;

4) Службы безопасности Президента Республики Беларусь;

5) Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь;

6) органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

7) таможенных органов;

8) органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.

Каждый из указанных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решает определенные Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» задачи исключительно в пределах своей компетенции.

Задачи прокурорского надзора в этой отрасли надзора вытекают из общих задач деятельности прокуратуры, предусмотренных ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», и заключаются в обеспечении:

1) защиты личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств;

2) соблюдения предусмотренного законом порядка вы­полнения оперативно-розыскных мероприятий;

3) строгого соблюдения прав и законных интересов граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

Предметом прокурорского надзора в этой отрасли являются:

1) акты, выносимые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами;

2) действия должностных лиц этих органов.

Пределы прокурорского надзора за законностью в деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ограничены ст. 22 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которой сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

По постановлению о проведении оперативно-розыскного мероприятия с санкции прокурора или его заместителя, если не установлено иное проводятся:

- Наведение справок о сведениях, составляющих банковскую, врачебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, проводится по письменному запросу органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с санкции прокурора или его заместителя, если не установлено иное.

- Оперативный осмотр жилища и иного законного владения гражданина

- Наблюдение с использованием средств негласного получения (фиксации) информации и иных средств, установленных в жилище и ином законном владении гражданина

- проверочная закупка, проводимая повторно или более двух раз в отношении одного и того же гражданина в рамках одного и того же дела оперативного учета;

- слуховой контроль;

- контроль в сетях электросвязи;

- контроль почтовых отправлений;

- оперативный эксперимент.

Проведение ОРМ без санкции прокурора:

1. ОРМ, проведение которого требует получения санкции прокурора или его заместителя, в случаях, требующих незамедлительного принятия мер по обеспечению безопасности общества и государства и не терпящих отлагательства, для предупреждения, выявления, пресечения тяжкого или особо тяжкого преступления, розыска и задержания гражданина, его совершившего, а также при наличии сведений о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности РБ, может проводиться на основании постановления МВД, Председателя Комитета госбезопасности, заместителя Председателя Комитета госконтроля— директора ДФР или лиц, исполняющих их обязанности. (24 часа на отправление копии постановления генпрокурору или лицу исполняющему его обязанности). (ст. 35 об орд)

2. ОРМ, проведение которого требует получения санкции прокурора или его заместителя, в случаях, не терпящих отлагательства, для предупреждения, выявления, пресечения тяжкого или особо тяжкого преступления, розыска и задержания гражданина, его совершившего, для предупреждения действий, которые могут привести к уничтожению предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами, а также при наличии сведений о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности. (ст. 37 об орд)

3. Наблюдение с использованием средств негласного получения (фиксации) информации и иных средств, установленных в жилище и ином законном владении гражданин,

слуховой контроль

контроль почтовых отправлений

контроль в сетях электросвязи при возникновении угрозы жизни, здоровью и сохранности имущества гражданина по его заявлению или с его согласия в письменной форме, а также при поступлении сообщения гражданина, оказавшегося в ситуации, связанной с возникновением угрозы его жизни, здоровью и сохранности имущества, либо по заявлению его близкого, опекуна или попечителя о том, что гражданин оказался в ситуации, связанной с возникновением угрозы его жизни, здоровью и сохранности имущества. (ст. 38 об орд)

4. Оперативный осмотр, наблюдение, слуховой контроль, контроль в сетях электросвязи и контроль почтовых отправлений при сборе сведений для принятия решений о применении мер по обеспечению безопасности граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близких, а также сохранности их имущества от преступных посягательств и при применении мер по обеспечению безопасности этих граждан с их согласия в письменной форме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.