Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с родителями.






Из предыдущей главы следует, что проблема привлечения родителей к профессиональному определению ребенка очень актуальна.

Психологам и педагогам для получения максимальных результатов следует проводить следующие виды работ:

· Индивидуальные беседы и консультации

· Родительские собрания

· Лекции

· Дискуссии

· Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения.

· Привлекать родителей к оформлению проф. уголков, кабинетов проф.стендов, к организации экскурсий.

· Привлекать родителей к руководству кружками по интересам.

 

2.1. «Поможем детям выбрать профессию».

Выбор профессии – задача не из легких. Наибольшую помощь в этом старшеклассникам могут оказать родители, но они нередко жалуются на непонимание своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное.

Еще один аргумент в пользу родителей - профессиональные фантазии ребенка. Когда он видит себя в мечтах представителем той или иной профессии, он мысленно примеряет ее на себя. Значит, важными для них оказываются сведения о профессиональной деятельности родителей, родных – их рассказы о том, как они выбирали профессию, какие при этом испытывали трудности, на что обращали внимание. Ребенок автоматически попадает под магию эмоциональной оценки профессии родителями и безоговорочно принимает их позицию.

Тем не менее, дети и родители, несмотря на кровное родство, различны. Их жизненные и профессиональные пути расходятся. Иногда родители настаивают на выборе той профессии, которой в силу обстоятельств им не удалось овладеть самим, то есть через ребенка родители пытаются реализовать свою мечту.

 

Психологический практикум для родителей.

Проверьте себя, как вы ориентируетесь в новых профессиях.

1. Логистик: а) занимается логикой; б) организует транспортировку продукции; в) организует конференции и научные саммиты.

2. Веб-мастер: а) работает на компьютере; б) разрабатывает программы; в) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.

3. Маркетолог: а) работает на рынке ценных бумаг; б) изучает рынок труда; в) изучает рынки сбыта товаров.

4. Фандрайзер: а) ищет деньги и другие возможности для организаций; б) фанат, которого нанимает звезда; в) изучает пути развития предприятия.

5. РР-агент: а) связан с политикой; б)специалист по рекламе и связям с общественностью; в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Правильные ответы и комментарии:

1-б. Спрос на эту профессию растет; от специалиста требуются базовое экономическое образование и курсы специализации.

2-в. Профессия на пике востребованности; легко переквалифицироваться в менеджера информационным технологиями, получив образование в области экономики или управления.

3-в. Постоянно высокий спрос на профессию. Наиболее успешен специалист, обладающий способностью к анализу и письменному изложению его результатов, имеющий экономическое+инженерно-техническое образование.

4-а. Спрос на профессию постоянно высок. От специалиста требуется умение общаться, уверенность в себе, аналитические способности, интуиция.

5-б. Второе, российское название – пресс-секретарь. Необходимо гуманитарное образование (политолог, журналист). Профессия пользуется широким и неизменным спросом.

 

Подсчитайте количество правильных ответов:

Больше 3 – владеете всей информацией;

2-3 – недостаточно информированы;

0-1–плохо ориентируетесь в мире профессий.

 

Прививка от неудачи.

Очень часто родительские советы подаются под «соусом» «полезно для семейной жизни». Будь врачом – нас и себя сможешь лечить! Становись поваром, хоть готовить научишься! Плохо ли – воспитатель! Своих детей вырастишь как надо. Ущербность такого выбора очевидна.

Еще одно родительское заблуждение: высшее образование автоматически разрешает проблемы поиска нужной высокооплачиваемой работы. Здесь профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, а выбор профессии – выбором учебного заведения. О том, что высшее образование еще не гарантирует трудоустройства, можно и не говорить.

Важно, чтобы и ребенок и родители понимали, высшее образование можно получить и ступенчатым путем: ПТУ – техникум – вуз; работа плюс заочное обучение. Гибкий подход дает школьнику возможность выбрать себе оптимальный вариант получения образования и сохранить свой психологический комфорт.

Одна из главных задач родителей – помочь ребенку сформировать реальное представление о самом себе: о способностях, сильных сторонах характера, о наиболее успешной деятельности.

 

Как готовиться к поступлению в вуз?

Если ребенок и родители уже решили вместе, в какое учебное заведение ему лучше поступать, то самое время подумать, с чего начать.

- Не ограничиваться чтением справочника, а отправиться в приемную комиссию учебного заведения.

- Чрезвычайно важно при выборе профессии учесть состояние здоровья ребенка.

 

Помощь ребенку родителями:

Если ваш ребенок не поступил в этом году, не отчаивайтесь – поступит в следующем. Не спешите обрушивать на его голову поток своих сожалений или, еще хуже, обвинений. Попытайтесь вместе с ним разобраться, в чем причина неудачи, где было «слабое звено».

Помогите ему, если есть в этом необходимость, найти работу.

 

Чем родители могут быть полезны ребенку в самый ответственный период его жизни – в период вступительных экзаменов?

В первую очередь – абсолютной верой в его способности. Поощрите попытки рационального распределять время и усилия, управлять своими желаниями, проявлять волю. В некоторых случаях полезно просто не мешать и не стремиться руководить процессом подготовки. Вовремя приготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений и наставлений. Поверьте, ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, а то, пожалуй, и больше родителей.

 

2.2. «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»

Цели:

- содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников;

- информировать родителей о учебных заведениях города;

 

Подготовка.

· Проводится анкетирование старшеклассников.

 

А Н К Е Т А

1. Любишь ли ты трудиться?

А) да

Б) нет

2. Какой труд тебе больше нравиться?

А) умственный

Б) физический

В) умственный и физический

3. Сколько времени в день у тебя занимает умственная работа?

4. Сколько времени в день у тебя уходит на физическую работу?

5. Назови, чем ты занимаешься, выполняя умственную работу?

6. Какие виды физического труда ты выполняешь?

А) ежедневно -...

Б) один-два раза в неделю -...

В) иногда -...

7. Какие чувства ты испытываешь, когда трудишься умственно или физически? Когда ты занят трудом, что больше всего нравиться?

8. Что ты испытываешь, когда ничем не занят?

9. Что побуждает тебя трудиться?

А) интерес

Б) веление сердца и разума

В) требование родителей

Г) любовь и уважение к родителям, взрослым

Д) материальная нужда

Е) другое (напиши)

10. Какое общественное поручение ты выполняешь?

11. Что побуждает тебя заниматься общественной работой?

А) интерес

Б) «давление» классного руководителя

В) общественное мнение коллектива класса

Г) другое (напиши)

12. Осознаешь ли ты важность выполняемой работы?

13. Знаешь ли ты, что должен делать согласно твоему общественному поручению?

· Нужно написать мини-сочинение на тему «Моя будущая профессия».

 

Обсуждение с родителями.

С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят и родителей. Как идет этот сложный процесс формирования гражданской зрелости, которая проявляется в способности выполнять ответственную роль взрослого человека во всех сферах – на производстве, в общественной жизни, в семье.

Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, освоением космоса, новыми научными достижениями, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Основным условием гражданского воспитания является нравственная зрелость.

Нередко говорят, что основным критерием социальной зрелости является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии.

Выпускник с новеньким аттестатом – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы четко написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко. Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в Вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень зарплаты и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой.

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя несостоявшейся личностью.

Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им советом, без упреков и натиска.

Уважаемые родители, у вас была возможность ознакомиться с мнениями ваших детей о выборе их будущей профессии. Замечательно, что у всех ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или иному делу. Однако выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, в свои силы, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы реализации своего «Я» и находит, как правило, их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.

Следует проинформироватьродителей о находящихся в городе и области учебных заведениях, о профессиях, которые можно получить в этих учебных заведениях.

 

2.3.«Как помочь своему ребенку выбрать профессию»

 

Цель:

установить сотрудничество с родителями уч-ся посредством корректного обсуждения с ними некоторых результатов изучения профессиональных склонностей и способностей старшеклассников.

Задачи:

ü Ознакомить родителей класса с общей картиной выявленных интересов и предпочтений старшеклассников в ситуации предполагаемого выбора будущей профессии;

ü Организовать встречу – диалог с теми преподавателями школы, жизненно- профессиональный опыт которых представляет практическое воплощение обнаруженных типов предпочтений.

 

Подготовка информационно-диагностической базы данных:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.