Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая теоретическая часть






 

Предпринимательская деятельность связана со многими факторами. Все их можно разделить на две группы. Первая группа факторов связана с максимизацией прибыли. Другая группа факторов связана с выявлением критических показателей по объему реализуемой продукции, наилучшим сочетанием предельной выручки и предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные.

Прибыль зависит не только от количества реализованной продукции, но также и от доли расходов предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» (Cost - Volume - Profit Relationships или CVP), позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров и обеспечить эффективное управление этим процессом.

В условиях рыночной экономики перед предпринимателем встает задача определения оптимального объема продаж продукции, выпускаемой на его предприятии. Различные объемы выпуска товаров требуют разных по объему и структуре издержек. В этом случае категорию издержек уже нельзя рассматривать как некий монолит, отдельные структурные элементы которого подчиняются тем же законам, что и целое. Практически необходимым становится выделение из валовых (совокупных) затрат постоянных и переменных из­держек.

Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции в короткие промежутки времени или могут контролироваться в долго­временном периоде. Постоянные издержки по своей экономиче­ской природе являются затратами на создание условий для кон­кретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, поме­щений, арендная плата, оплата труда административного аппарата, амортизаци­онные отчисления, износ НМА проценты за кредит, командировочные расходы, расходы на рекламу и др.

Переменные издержки меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом. Экономическая природа переменных издержек — это затраты на практическое осу­ществление деятельности, ради которой создано предприятие. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, топливо и энергия для технологических целей, покупные изделия и полуфабрикаты, заработная плата основных производственных рабочих, освоение новых видов продукции и др.

Анализ производственных затрат позволяет определить их влияние на объем прибыли от реализации, но если к этим проблемам подойти глубже, то выясняется следующее:

– такое деление помогает решить задачу увеличения массы прибыли за счет относительного сокращения тех или иных затрат;

– позволяет искать наиболее оптимальное сочетание переменных и постоянных затрат, обеспечивающих прибавку прибыли;

– позволяет судить об окупаемости затрат и финансовой устойчивости на случай ухудшения хозяйственной ситуации.

– Критерием выбора наиболее рентабельной продукции могут служить следующие показатели:

– валовая маржа на единицу продукции;

– доля валовой маржи в цене единицы продукции.

Рассматривая поведение переменных и постоянных затрат, следует анализировать состав и структуру затрат на единицу продукции в определенном периоде времени и при определенном количестве продаж. Вот как характеризуется поведение переменных и постоянных затрат при изменении объема производства (сбыта).

 

Таблица 8.1- Поведение переменных и постоянных затрат при изменении объема производства (сбыта)

Объем производства (сбыта) Переменные издержки Постоянные издержки
суммарные на единицу продукции суммарные на единицу продукции
Растет Увеличиваются Неизменные Неизменные Уменьшаются
Падает Уменьшаются Неизменные Неизменные Увеличиваются

 

Структура издержек не столько количественное отношение, сколько качественное. Тем не менее влияние динамики переменных и постоянных затрат на формирование финансовых результатов при изменении объема производства весьма существенно. Именно со структурой затрат тесно связан операционный рычаг.

Эффект операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Для расчета эффекта или силы воздействия рычага используется целый ряд показателей. При этом требуется разделение издержек на переменные и постоянные с помощью промежуточного результата. Эту величину принято называть валовой маржой, маржинальным доходом. Валовая маржа в экономической литературе обозначается так же, как сумма покрытия, чтобы результат от реализации после возмещения переменных затрат (или валовой маржи) хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Валовая маржа рассчитывается по формулам:

Валовая маржа = выручка от реализации — переменные затраты. (8.1)

Валовая маржа = прибыль от реализации + постоянные затраты. (8.2)

При увеличении объема реализации продукции на единицу выручка увеличивается на одинаковую или постоянную сумму, и переменные затраты также возрастают на постоянную величину.

Следовательно, разница между продажной ценой и переменными затратами на каждую единицу продукции также должна быть постоянной величиной. Эта разница между продажной ценой и удельными переменными затратами называются валовой прибылью на единицу продукции.

Отсюда вытекает, что любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли. Этот феномен называется эффектом операционного рычага (ЭОР) или сила операционного рычага.

ЭОР = (Выручка — ПеременныеЗатраты) / Прибыль. (8.3)

Если трактовать эффект воздействия операционного рычага как изменение валовой маржи, то ее расчет позволит ответить на вопрос, насколько изменяется прибыль от увеличения объема (производства, сбыта) продукции.

Для определения эффекта операционного рычага применяют отношение валовой маржи к прибыли.

 

ЭОР = ВаловаяМаржа / Прибыль. (8.4)

Отношение валовой маржи к сумме выручки - это коэффициент валовой маржи (Квм), или доля валовой маржи в выручке от реализации

Квм= ВаловаяМаржа / Выручка. (8.5)

Позитивный потенциал для деятельности фирмы заложен в экономии на постоянных издержках, в том числе и затратах, связанных с управлением предприятием.

Минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса — порог рентабельности (точка безубыточности). Следовательно, порог рентабельности (ПР) — это такой объем производства, при котором фирма не получает ни прибылей, ни убытков. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Прибыль = ВаловаяМаржа – ПостоянныеЗатраты = 0. (8.6)

ПР = ПостоянныеЗатраты / Квм. (8.7)

 

ПороговоеКоличествТовара = ПР / ЦенаРеализации. (8.8)

Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности (ЗФП) фирмы:

ЗФП = Выручка - ПР, тг. (8.9)

ЗФП% = ЗПФ / Выручка · 100 %, % (8.10)

Размер финансовой прочности показывает, что у предприятия есть запас финансовой устойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разница между выручкой и порогом рентабельности, тем больше риск получить убытки. Итак:

1) ЭОР зависит от относительной величины постоянных затрат.

2) ЭОР прямо связан с ростом объема реализации.

3) ЭОР тем выше, чем предприятие ближе к порогу рентабельности.

4) ЭОР зависит от уровня фондоемкости.

5) ЭОР тем сильнее, чем меньше прибыль и больше постоянные расходы.

6) Чем больше ЭОР, тем больше предпринимательский риск.

Два правила, полезные для предпринимателя:

1) Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуральном измерении больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.

2) Следует помнить, что ЭОР тем больше, чем ближе производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.