Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение влияния музыки на психологическое состояние человека






В мире человека окружает много разных звуков и ритмов. Но только музыкальные звуки связаны между собой определёнными гармониями. А мелодии, написанные в ритмах 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 … имеют прямое соответствие ритмам жизненных процессов человека. Так, например, ритм вальса (3/4) близок сердцебиению человека и является важнейшим жизненным ритмом.

Организм человека, как уникальный и тонко настроенный инструмент, способен не только улавливать эти звуки и ритмы, но и излучать свои частоты физической, эмоциональной, психической и духовной жизни. Музыка, в которой частоты и ритмы совпадают с ритмами и частотами человека, действует по принципу глубокого массажа на атомном и молекулярном уровнях. Так как в тканях человека высокое содержание воды, звуковые волны свободно проникают в тело человека, оказывая многостороннее воздействие практически на все его функции (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга), а также на эмоции, желания, чувства.

Важно отметить, что на организм человека музыка оказывает не только прямое воздействие (воздействие звука и ритма на клетки, органы, функциональные процессы), но и воздействует на эмоции, которые в свою очередь влияют на множество физиологических процессов.

Примером положительного воздействия является народная и классическая музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии. Именно музыка этих жанров оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.

Приведем несколько примеров отрицательного воздействия музыки, при котором происходит искажение душевного и физического здоровья:

· музыка " soul" топит душу в наводящих тоску ритмах;

· рваный рисунок джазовой музыки вызывает нисходящее движение энергии человека, нарушает внутреннюю гармонию;

· компьютерная музыка искажает энергию овладения мастерством жизни, науки, обучения;

· рок-музыка искажает ритм марша и энергию лидерства и др.

Удовольствие, которое получает человек от такой музыки, не возвышает человеческое сознание, а ввергает в пучину животных чувств и страстей, агрессии, злобы, нигилизма, наркотиков (в том числе шоколада и сахара), алкоголя, никотина, безответственных отношений.

Не малую роль в воздействии музыки на человека играет и содержание произведения, его духовность. Аристотель говорил: " Всегда надо остерегаться введения нового типа музыки как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада"

Творчество великих композиторов всегда направлено на нравственное, физическое и духовное здоровье человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет " сделать их лучше".

Музыка как средство воздействия влияет не только на сознание, но и на подсознание. В научно-экспериментальных работах отечественных ученых установлено статистически достоверное нарушение ряда психических функций под действием рока (уменьшение объема краткосрочной памяти, снижение уровня понятийного обобщения, возникновение чувства раздражения и тоски).

Практическое исследование влияния музыки на эмоциональное состояние человека

Для исследования влияния музыки на эмоциональное состояние человека с учащимися в возрасте 15 лет были организованы следующие методики: анкетирование «Музыка в моей жизни» и тест Люшера. Группа испытуемых состояла из 10 подростков, отобранных методом случайной выборки.

Описание процедуры исследования:

Анкетирование проводилось индивидуально с каждым испытуемым в конце учебного дня после 6 урока (Приложение 1).

После беседы с каждым участником анкетирования мы выяснили, что ребята слушают музыку ежедневно, двое из них окончили музыкальную школу. Выявились следующие музыкальные предпочтения: Рок музыка – 3 человека, Рэп –2 человека,

RnB – 2 человека, Рок-н-ролл – 1 человек, Металл –2.

С детьми была проведена разъяснительная работа по выполнению следующего задания.

Было предложено прослушать последовательно 8 музыкальных отрывков (Приложение 2), которые были распределены по музыкальным жанрам:

1-металл,

2-классика,

3-рок-н-ролл,

4-современная эстрадная музыка (поп-музыка),

5-рэп,

6- рок,

7-RnB

8-джаз

Продолжительность каждой музыкальной композиции составляла 2 минуты.

После каждого отрывка испытуемому предлагалось оценить отношение к данному произведению и выбрать цвет, соответствующий настроению, вызванному прослушанной музыкой.

Таким образом, мы получили показатели, которые зафиксированы в таблицах результатов 1 и 2: отношение к музыке (от 0 до 3 баллов) и цвет, ассоциирующийся с данной музыкой (8 цветов из теста Люшера).

Таблица 1

Таким образом, мы видим, что испытуемые отдают свои предпочтения музыке следующих направлений: рок (21 б.), RnB (20 б.), металл (15б.), рэп (14 б.)

Таблица 2

Как видно из таблицы, явно прослеживается зависимость выбора цвета от жанра музыкальной композиции. Так, " тяжелые" музыкальные жанры вызывают ассоциации с темными цветами, а легкие музыкальные жанры – со спокойными цветами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.