Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики






Немаловажное значение для осуществления финансовой политики имеет разработка соответствующего финансового механизма. Под финансовым механизмом понимается совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, финансовые методы и рычаги и финансовое законодательство.

В научной литературе финансовый механизм рассматривается с двух позиций: как продукт деятельности государства (предприятия) и как объективная экономическая категория.

В состав финансового механизма различные авторы включают разные элементы. Так, по мнению И.Т. Балабанова финансовый механизм включает финансовые методы, финансовые рычаги, правовое и нормативное обеспечение.[16] Родионова В.М. выделяет качественные элементы финансового механизма (формы, методы и виды организации финансовых отношений) и количественные параметры каждого элемента (ставки налогов, нормы амортизации, объёмы фондов денежных средств).[17] По мнению Дробозиной Л.А. финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.[18] А.В. Зимовец считает, что финансовый механизм, представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Он должен включать в себя как перечень форм и методов организации финансовых отношений, так и способы их количественного определения. Сочетание названных элементов образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента, то есть определенных ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.[19]

Большинство экономистов под финансовым механизмом понимают совокупность методов и рычагов, с помощью которых обеспечивается осуществление распределительных и перераспределительных финансовых отношений, образование доходов и накоплений, создание и использование фондов денежных средств. Каждому этапу развития экономики соответствует свой финансовый механизм, обеспечивающий распределительные и перераспределительные процессы.

Под методом понимается способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов или операций практического или теоретического познания действительности.[20] Под финансовым методом понимается способ воздействия финансовых отношений на социально-экономические процессы в обществе. К финансовым методам относятся налогообложение, страхование, инвестирование, лизинг, факторинг и др.

Экономические интересы на практике находят выражение в таких экономических категориях как прибыль, бюджет, фонды и др. В данном случае эти экономические категории выступают как конкретные инструменты управления в системе финансового механизма, выступая в качестве финансовых рычагов.

Финансовый механизм включает широкий круг финансовых рычагов, с помощью которых осуществляется распределение и перераспределение денежных средств. К финансовым рычагам относятся прибыль, дивиденды, процентные ставки, дисконт, нормы, лимиты и т.п.

Реализация финансовой политики, достижение её целей возможно только при разработке научно обоснованного финансового механизма. Звенья и элементы финансового механизма изменялись вместе с развитием финансов и изменением финансовой политики государства. Наиболее кардинальные изменения в финансовом механизме произошли в период перехода страны к рыночным отношениям. В основу этих изменений были положены принципиально новые подходы к организации финансовых отношений в обществе. Появилась новая налоговая система, возник финансовый рынок, коммерческие банки и страховые компании, значительно расширились возможности предприятий по использованию финансовых ресурсов. В этой связи появились такие новые финансовые методы как бюджетное кредитование, передача бюджетных средств в управление, лизинг, факторинг, форфейтинг и др. Возникли также и новые финансовые инструменты к которым можно отнести дивиденды, лимиты бюджетного финансирования, субвенции, субсидии, трансферты и др.

Целью перестройки финансового механизма является приведение его в соответствие с изменившимися формами организации финансовых отношений. Процесс перестройки финансового механизма сопровождается созданием соответствующей нормативно-правовой базы. В последние годы законодательными органами был принят ряд документов, создающих правовую основу финансовой деятельности. В первую очередь к ним относятся Бюджетный и Налоговый Кодексы, законы о налогах, о лизинге, о страховании, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг и другие правовые документы.

 

Глава 2. Содержание финансовой политики, её состав и источники финансирования

1. Содержание финансовой политики и её составные части.

2.Финансовые ресурсы как источник финансирования финансовой политики предприятия

 

Содержание финансовой политики и её составные части

 

Реализация финансовой политики включает в себя стратегические и тактические финансовые решения, которые можно разделить на две группы:

1) инвестиционные решения или решения по поводу объектов вложения финансовых ресурсов и их структуры;

2) решения финансирования или решения по поводу источников финансовых ресурсов и их структуры.

Инвестиционные решения связаны с образованием и использованием активов (имущества) организации и дают ответ на вопрос «Куда вложить?»

Решения финансирования связаны с образованием и использованием пассивов и дают ответ на вопрос «Где взять денежные средства?»

Эти финансовые решения взаимосвязаны и взаимозависимы. Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансового механизма, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов предприятия.

Объект финансовой политики - направления финансово-хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг и т.п.

Наиболее дискуссионным вопросом понятия финансовой политики является выделение ее элементов. Несмотря на то, что большинство авторов разделяют точку зрения о необходимости выделения долгосрочной и краткосрочной политик, единства мнения о включении различных элементов в долгосрочную и краткосрочную финансовую политику не достигнуто. Некоторые авторы осуществляют выделение элементов финансовой политики без разделения их по принадлежности к краткосрочной или долгосрочной. Другие же авторы подчеркивают необходимость этого разделения, однако, не приходят к общему мнению относительно некоторых элементов.

Долгосрочная финансовая политика, как правило, состоит из дивидендной политики и инвестиционной политики, включая амортизационную. Остальные же элементы в основном находят свое отражение в краткосрочном периоде и включают, по мнению разных авторов: налоговую, учётную, кредитную, бюджетную, ценовую, политику в сфере управления оборотными активами, политику в сфере управления финансовыми рисками, политику управления финансовыми ресурсами и другие элементы финансовой политики. Рассмотрим коротко эти элементы.

Под налоговой политикой понимается выбор системы приемов ведения денежных отношений предприятия с другими контрагентами рынка, минимизирующей величину налоговой нагрузки при соблюдении налогового законодательства и обеспечивающей, соответственно, максимизацию прибыли при минимизации издержек. Думается, основным критерием наилучшего выбора варианта налоговой политики не всегда является минимальная величина налоговой нагрузки, так как при минимизации налогов может снизится и величина чистой прибыли, изменение режима налогообложения может привести к потере части поставщиков и покупателей. Достижение налоговой оптимизации возможно за счет реализации следующих направлений.

Первое направление основано на использовании действующего законодательства, инструкций и разъяснений по налоговым вопросам, в том числе грамотное использование налоговых льгот.

Вторым направлением налоговой оптимизации является широкое использование хозяйственных договоров, по которым отсутствуют разъяснения по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Налоговая политика осуществляется в тесном взаимодействии с учетной политикой предприятия. Способы ведения бухгалтерского учета, используемые в учетной политике, оказывают существенное влияние на достижение как стратегических, так и тактических целей организации. Более того, данные регистров бухгалтерского учета являются базой для начисления налоговых платежей. Влияние учётной политики на величину прибыли и минимизацию оттока финансовых ресурсов в виде платежей в бюджет достигается выбором методов учета таких показателей, как начисление амортизации, оценка запасов, списание материалов в производство, формирование резервов по сомнительным долгам, определение выручки от реализации в целях налогообложения, резервов предстоящих расходов и платежей.

Перечень компонентов учетной политики является очень широким, охватывая, по возможности, все потенциальные направления деятельности предприятия.

Кредитная политика — это совокупность мероприятий, направленных на реализацию анализа, учёта и контроля за предоставлением, получением и использованием кредитов, предоставляемых компанией или банком. Главной целью деятельности компании является достижение прибыли. Как правило, прибыль увеличивается при увеличении объема продаж. Одним из самых действенных способов увеличения объема продаж является предоставление товара в кредит.

Оптимальная кредитная политика, следовательно, и оптимальный уровень дебиторской задолженности прямо зависят от специфики деятельности каждой конкретной фирмы. Значит, оптимальная кредитная политика различается у организаций одной отрасли, а также у отдельной организации в различные периоды.

Эффективная кредитная политика разрабатывается и внедряется для того, чтобы минимизировать задолженность и затраты, которые понесет производитель в связи с кредитованием. Она включает в себя технологии, инструменты, методики, алгоритмы, обеспечивающие минимизацию затрат предприятия в связи с кредитованием.

В связи с этим, критерием эффективности кредитной политики
является максимизация эффекта от инвестирования в дебиторскую задолженность.

Одной из важнейших сфер финансовой деятельности организации являются инвестиционные операции, т.е. операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию инвестиционных проектов. Под инвестиционной деятельностью понимают инвестирование и реализацию инвестиций.

Выбор направлений инвестирования – одна из наиболее трудных задач финансового планирования, требующая тщательного анализа и обстоятельной оценки будущих вероятных условий реализации данного проекта. При проведении анализа инвестиционных затрат принципиально важным является необходимость разработки нескольких альтернативных вариантов и сравнение их на основе выбранных критериев.

С целью привлечения и мобилизации финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов предприятия – акционерные общества осуществляют эмиссионную политику. Это система критериев и мер, разрабатываемых предприятием для обеспечения привлечения необходимого объема финансовых ресурсов, за счет внешних источников путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке собственных ценных бумаг: акций или облигаций.

Не менее значимым является выбор дивидендной политики. Дивиденды по размещенным акциям могут выплачиваться в соответствии с решением акционеров и уставом АО ежеквартально, раз в полугодие или раз в год. Источником выплаты дивидендов является чистая прибыль за текущий год. Промежуточные дивиденды выплачиваются по решению совета директоров общества, а размер и форма выплаты годовых дивидендов определяются решением общего собрания акционеров. Порядок выплаты дивидендов зависит от вида акций. Прежде всего дивиденды выплачиваются по привилегированным акциям. По привилегированным акциям определенных типов дивиденды могут выплачиваться за счет специально создаваемых из чистой прибыли фондов.

Проблемами, решение которых обуславливает необходимость выработки дивидендной политики, являются следующие: с одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией; с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: " курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям" применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимостьакций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли. Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия. Например, если руководство предприятия предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, к увеличению суммы средств, полученной в результате размещения дополнительных акций.

Ценовая политика - вытекающие из целей предприятия меры по поиску, выбору и реализации соотношений между ценой и качеством товара.

Цели ценовой политики могут быть различными. В числе важнейших из них можно выделить следующие:

1) получение прибыли, ее долгосрочная и краткосрочная максимизация;

2) стабилизация рынка;

3) ограничение потенциальной конкуренции;

4) сохранение лидерства в ценах;

5) увеличение объемов продаж.

При этом не все цели могут быть совместимы между собой.

Цена товара не всегда в полной мере соответствует рыночным тенденциям и настроению потребителей, а также воспринимаемой ценности товара, и нуждается в адаптации.

Одним из элементов финансовой политики является амортизационная политика.Анализ источников экономической литературы показал, что среди ученых – экономистов и практиков нет единого подхода в понимании сущности амортизационной политики как целостной системы как на макро-, так и на микро-уровне.

В настоящее время в России уже заложены элементарные институциональные основы для активизации предприятий в части проведения ими той или иной амортизационной политики. Статьей 259 Налогового кодекса Российской Федерации для предприятий введена дополнительная «степень свободы»: из десяти групп амортизируемого имущества к объектам из 8-ой, 9-ой и 10-ой групп применяется линейный метод начисления амортизации; для остальных семи групп предприятие вправе само выбрать один из двух способов начисления амортизации – линейный (равномерный) или нелинейный (ускоренный). Необходимо отметить и тот важный факт, что амортизационная политика на предприятии осуществляется по двум направлениям: бухгалтерского и налогового учета. Эти два вида учета отнюдь не идентичны применительно к процессу амортизации основных средств. Так, в бухгалтерском учете разрешено применять четыре способа начисления амортизации, а в налоговом учете – два. Подобное разграничение учетных процедур приводит к дополнительным затруднениям при работе с нелинейной схемой амортизации.

Вследствие того, что амортизационные отчисления приобретают собственную форму существования и движения и перестают быть выражением физического износа основного капитала, происходит размывание границ между амортизационными накоплениями и чистой прибылью. Амортизационные отчисления становятся важным инструментом регулирования инвестиционной деятельности предприятия. В этих условиях особую значимость приобретает предоставление возможности предприятиям применять различные методы начисления амортизационных отчислений.

Суть политики управления оборотным капиталом состоит с одной стороны, в определении достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов, учитывая, что предприятия различных сфер и масштабов деятельности испытывают неодинаковые потребности в текущих активах для поддержания заданного объема реализации, а с другой стороны - в определении величины и структуры источников финансирования текущих активов.

Управление оборотным капиталом включает в себя управление запасами, дебиторской задолженностью, авансами выданными, денежными средствами, краткосрочными финансовыми вложениями и источниками финансирования всех этих элементов оборотных средств. Тактика управления оборотными средствами включает в себя как конкретные приемы и способы управления каждым элементом оборотных средств, так и их совокупностью в целом. Основной целью управления оборотным капиталом является повышение рентабельности активов при разумном риске.

Под политикой бюджетирования понимают комплекс мероприятий по разработке, внедрению и сопровождению бюджетирования на предприятии. Целью формирования системы бюджетирования является повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Критерием эффективности является превышение доходов хозяйствующего субъекта над его затратами при выполнении функций, возложенных на него.

Под политикой управления финансовыми рисками предприятия понимают комплекс мероприятий по оценке, анализу и снижению финансовых рисковПолитика в сфере управления финансовыми ресурсами – комплекс мероприятий по управлению собственным и заемным капиталом.В качестве источников финансовых ресурсов на любом предприятии используются как собственные, так и заемные средства. Финансовый менеджер должен выбирать источники, предварительно оценив стоимость этих ресурсов, степень финансового риска, возможное влияние на финансовое состояние предприятия. И здесь перед финансовым менеджером постоянно встает ряд важных вопросов: за счет, каких источников покрыть недостаток денежных средств, каково должно быть соотношение заемных и собственных средств, какая степень риска привлечения заемных средств допустима, какие будут последствия от привлечения тех или иных источников средств и др.Привлечение платных финансовых ресурсов сопряжено с анализом эффективности производства. Для низко рентабельных предприятий целесообразно привлекать заемные средства не для решения текущих проблем, а в качестве долгосрочных инвестиций под реально эффективные проекты.

Итак, в состав финансовой политики предприятия, как теоретики, так и практики, включают различные элементы. Однако наиболее часто выделяют следующие составные части финансовой политики предприятия:

- политика в сфере управления оборотным капиталом

- инвестиционная политика

- амортизационная политика

- политика в сфере управления финансовыми рисками

- налоговая политика

- дивидендная политика

- кредитная политика

Обзор литературы показывает, что в состав финансовой политики предприятий включают также ценовую политику, политику управления финансовой устойчивостью, политику в сфере капитальных вложений, политику слияний и поглощений, политику управления финансовыми ресурсами, политику на финансовом рынке, политику управления дебиторской задолженностью, политику в сфере страховой защиты предприятия и др. Кроме того, большинство авторов делят финансовую политику предприятия на две крупных группы: финансовую стратегию и финансовую тактику.

Под стратегией финансовой политики называют систему решений и намеченных направлений деятельности, рассчитанных на долгосрочную перспективу и предусматривающих достижение постановленных целей и финансовых задач по обеспечению оптимальной и стабильной работы хозяйствующих субъектов, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры и планируемых результатов. Стратегия – это искусство бизнес-предвидения, основанное на научно-обоснованных финансовых прогнозах. Главная задача финансовой стратегии – обеспечить рост капитализации фирмы, ее рыночной стоимости.
Тактикой финансовой политики называют совокупность
приемов и форм предпринимательской деятельности, направленных на
достижение того или иного этапа финансовой стратегии, применяемых в
соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при осуществлении стратегии. Общее требование, предъявляемое к тактике, – способствовать реализации выбранной стратегии. Другими словами, – финансовая тактика – это текущие оперативные действия фирмы, подчиненные стратегическим целям и задачам финансовой политики.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.