Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственно-частное и муниципально-частное партнерство в РФ
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ " О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
| Закон посвящен государственно-частному и муниципально-частному партнерству в Российской Федерации (далее - ГЧП и МЧП соответственно).
ГЧП, МЧП - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного, с другой, которое осуществляется на основании специального соглашения. Цель - привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение доступности товаров, работ, услуг и повышение их качества.
Соглашение о ГЧП, МЧП заключается между публичным и частным партнерами на срок не менее 3 лет.
Частным партнером может быть российское юрлицо. Исключение - ГУПы и МУПы; государственные и муниципальные учреждения; публично-правовые компании и иные создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов юрлица; хозтоварищества и общества, хозпартнерства, находящиеся под контролем публичных образований; дочерние хозобщества указанных выше организаций; созданные ими НКО в форме фондов. Установлен исчерпывающий перечень требований, которым должен соответствовать частный партнер.
Закреплены обязательные элементы соглашения о ГЧП, МЧП. Это строительство и (или) реконструкция объекта частным партнером. Полное или частичное финансирование им создания объекта. Осуществление частным партнером эксплуатации и (или) техобслуживания объекта. Возникновение у него права собственности на объект при условии обременения последнего. При этом если совокупный объем госинвестиций превышает сумму частных вложений, то объект передается в публичную собственность не позднее дня прекращении соглашения.
Установлен закрытый перечень объектов соглашения о ГЧП, МЧП. Это в т. ч. автодороги, мосты, транспорт общего пользования (кроме метрополитена), объекты ж/д и трубопроводного транспорта, морские, речные и специализированные порты, водные и воздушные суда, аэропорты, объекты по производству, передаче и распределению электроэнергии, гидротехнические сооружения, объекты благоустройства территорий, а также те, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты здравоохранения, в т. ч. предназначенные для санаторно-курортного лечения, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты соцобслуживания населения.
Не допускается заключение соглашения в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей или их совокупности, объектов водоснабжения и водоотведения. Формой ГЧП или МЧП для таких объектов является концессионное соглашение.
Определены полномочия соответствующих органов власти в области ГЧП, МЧП. Перечислены гарантии прав и законных интересов частных партнеров при реализации соглашения о ГЧП, МЧП. Прописана процедура его подготовки, заключения, исполнения, прекращения.
Корреспондирующие поправки внесены в Земельный, Градостроительный, Водный и Лесной кодексы РФ, в Законы о недрах, оценочной деятельности и др.
| Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1490 " Об осуществлении публичным партнером контроля за исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве и соглашения о муниципально-частном партнерстве"
| Регламентирован порядок осуществления публичным партнером контроля за исполнением соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве.
Цель контроля - выявить и предотвратить нарушения частным партнером условий соглашения.
Контроль осуществляется самим публичным партнером, а также выступающими на его стороне госорганами и юрлицами. Их перечень и полномочия прописываются в соглашении.
Кроме того, в качестве контролирующих лиц, действующих от имени публичного партнера, могут привлекаться экспертные организации.
Контроль осуществляется путем проведения плановых контрольных мероприятий на каждом этапе реализации соглашения не реже 1 раза в квартал календарного года.
Возможны и внеплановые проверки. Определены основания и порядок их проведения.
Прописаны права и обязанности проверяющих и проверяемого. Регламентирован объем проверок. Установлен порядок оформления результатов контроля.
| Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1461 " О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации"
| Дополнен перечень полномочий Минэкономразвития России.
В частности, ведомство определяет порядок проведения переговоров, связанных с рассмотрением публичным партнером предложения о реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерств. Также оно разрабатывает методику оценки эффективности таких проектов и порядок мониторинга реализации соглашений о ГЧП и МЧП.
Кроме того, Минэкономразвития России обеспечивает межведомственную координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации соглашения о ГЧП, если публичным партнером является Российская Федерация либо планируется проведение совместного конкурса с ее участием.
Министерство ведет реестр заключенных соглашений о ГЧП и МЧП; содействует в защите прав и законных интересов публичных и частных партнеров в процессе реализации соглашений; обеспечивает открытость и доступность информации о соглашении о ГЧП, если публичным партнером в нем является Российская Федерация.
| Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. N 1388 " Об утверждении Правил рассмотрения публичным партнером предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства"
| Утвержден порядок рассмотрения публичным партнером предложения о реализации проектов государственно-частного или муниципально-частного партнерств, инициатором которого выступает лицо, которое может быть частным партнером.
В частности, предложение о реализации проекта может быть направлено инициатором проекта на рассмотрение в орган, который может выступать от имени публичного партнера.
Если инициатор проекта направляет предложение о его реализации в Правительство РФ, высший исполнительный орган госвласти субъекта Федерации или главе муниципального образования, получатель предложения определяет уполномоченный орган власти и направляет туда поступившее предложение.
Публичный партнер должен рассмотреть предложение в течение 90 дней со дня поступления и принять решение о направлении его на рассмотрение в уполномоченный орган. Также он не менее чем за 45 дней до вынесения решения направляет в финансовый орган запрос о наличии средств на реализацию данного проекта.
Решение публичного партнера утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, главой региона или муниципального образования. Решение о невозможности реализации проекта должно быть мотивированным.
Если публичный партнер принял решение о направлении предложения на рассмотрение в уполномоченный орган, то в течение 10 дней со дня его принятия он направляет предложение о реализации проекта, соответствующее решение, копии протоколов предварительных переговоров, а также иные необходимые сведения на рассмотрение в указанный орган.
| Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. N 1387 " О порядке направления публичному партнеру заявления о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве"
| Если решение о реализации проекта государственно-частного (муниципально-частного) партнерства принято на основании предложения о реализации проекта, подготовленного инициатором проекта, публичный партнер размещает его на своем сайте и сайте torgi.gov.ru. Это делается, чтобы иные лица могли подать письменное заявление о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения.
Заявление нужно подать в течение 45 дней. Его можно направить почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с нарочным. Приведена форма заявления.
Установлен перечень документов, которые нужно приложить к заявлению.
Публичный партнер рассматривает заявление в течение 30 дней. По результатам его рассмотрения он решает, провести конкурс или заключить соглашение с инициатором проекта без конкурса. В последнем случае решение должно быть мотивированным. Решение публичного партнера можно обжаловать.
Заявитель извещается о принятом решении. Кроме того, решение размещается на сайте публичного партнера.
| Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. N 1386 " Об утверждении формы предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства"
| В соответствии с Законом о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в России установлены требования к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства.
Регламентируются правоотношения по подготовке публичным партнером (инициатором проекта) предложения о реализации указанных проектов, а также по рассмотрению публичным партнером и уполномоченным органом такого предложения.
Предложение о реализации проекта должно содержать, в частности, сведения о лице, обеспечившем разработку предложения о реализации проекта, об объекте соглашения, а также финансовую модель реализации проекта.
Лицо, разрабатывающее предложение, заполняет форму (приведена). Так, сведения, указываемые в разделе " Описание проекта, а также обоснование его актуальности", должны содержать в том числе название и краткое описание проекта, обоснование его актуальности, срок или порядок определения срока обязательной передачи права собственности на объект соглашения частному партнеру, подтверждение необходимости проектирования объекта.
| Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. N 1366 " Об утверждении перечня отдельных прав и обязанностей публичного партнера, которые могут осуществляться уполномоченными им органами и (или) юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами"
| Утвержден перечень отдельных прав и обязанностей публичного партнера, которые он вправе передавать уполномоченным органам и (или) юрлицам в рамках подготовки проектов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.
В числе таких обязанностей - участие в предварительных переговорах в связи с разработкой предложения о реализации проекта или переговорах по рассмотрению такого предложения на предмет оценки его эффективности и определения сравнительного преимущества. Кроме того, публичный партнер может делегировать органам и юрлицам обязанности по разработке проектно-сметной документации, обеспечению организации и проведения конкурса на право заключения соглашения о партнерстве на основании решения о реализации проекта, а также госрегистрации права собственности на имущество, которое планируется передать по соглашению.
На этапе непосредственной реализации соглашения публичный партнер может передавать следующие обязанности: по предоставлению частному партнеру предназначенных для деятельности в рамках соглашения объектов недвижимости и (или) недвижимого и движимого имущества, технологически связанных между собой, а также по совершению необходимых действий для обеспечения возникновения у частного партнера прав собственности и (или) владения и пользования таким имуществом и др.
| Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. N 1322 " Об утверждении Правил проведения предварительного отбора участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве"
| Определен порядок проведения предварительного отбора участников конкурса на право заключения соглашений о государственно-частном и о муниципально-частном партнерстве.
Напомним, что такое партнерство представляет собой юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера и частного, которое осуществляется на основании специального соглашения. Цель - привлечь в экономику частные инвестиции, обеспечить доступность товаров, работ, услуг и повысить их качество.
Отбор организуется, если это предусмотрено проектами партнерства.
Срок проведения отбора участников устанавливается конкурсной документацией. Определен предмет рассмотрения заявок.
По итогам предварительного отбора принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в этом.
| Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2015 г. N 1309 " Об утверждении Правил проведения уполномоченным органом переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства на предмет оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества"
| Поступившее в уполномоченный орган предложение о реализации проекта государственно-частного (муниципально-частного) партнерства рассматривается на предмет оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества. При этом могут проводиться переговоры с обязательным участием публичного партнера, потенциального частного партнера и инициатора проекта (при его наличии). Прописана процедура проведения переговоров.
Регламентировано, как оформляются итоги переговоров.
| Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2015 г. N 863 " Об утверждении порядка проведения переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, между публичным партнером и инициатором проекта"
| Установлен порядок переговоров между публичным партнером и инициатором проекта государственно-частного (муниципально-частного) партнерства. Цель переговоров - получить от инициатора проекта дополнительную информацию для оценки предложения о реализации проекта и принятия решения о его направлении в уполномоченный орган или невозможности реализации проекта.
Публичный партнер направляет инициатору проекта соответствующее уведомление. Инициатор решает, участвовать в переговорах или нет. Уведомляет о своем решении публичного партнера.
К переговорам могут привлекаться консультанты, компетентные госорганы, эксперты и иные лица.
Переговоры должны быть проведены в течение 90 дней.
Итоги переговоров оформляются протоколом. Рекомендован его образец.
В протокол включаются сведения о достигнутых на соответствующем этапе результатах и принятые решения об изменении содержания предложения о реализации проекта.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|