Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭМПИРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ






Примером комплексного эмпирико-типологического исследования современной газетной периодики служат работы А.Н. Алексеева. И поскольку они по своим подходам довольно близко соприкасаются с нашими представлениями о классификации и типах прессы, остановимся на основных положениях эмпирической типологизации А.Н. Алексеева более подробно.

В качестве сверхзадачи автор ставит построение эмпирически верифицированной (соответственно поддающейся верификации) типологии современной российской прессы с учетом всего многообразия и динамики развития этой прессы. Опираясь на собственную социологическую модель массовой коммуникации, А.Н. Алексеев выбрал в качестве типообразующих признаков для печатного СМИ следующие:

· субъект-организатор (тип учредителя);

· область информационного внимания (предмет отражения, тематика);

· социальный адрес (характер аудитории);

· социально-информационные функции.1

Сами типологические признаки здесь мало чем отличаются (кроме социально-информационных функций от уже принятых в методике типологического исследования, например, у А.И. Акопова (1985). Однако эти методики разделяют 13 лет, именно тех лет, которые сформировали новую систему СМИ и опрокинули многие научные представления, т.ч. в области типологии прессы. Если, например, для методики А.И. Акопова «издатель» кактипообразующий признак выступал достаточно формализуемым элементом (партийные, государственные, профсоюзные, комсомольские комитеты, отраслевые министерства, научные учреждения, творческие союзы и т.п., в

конечном счете, подконтрольные партии), то в методике А.Н. Алексеева такой типообразующий признак как «учредитель» гораздо труднее поддается формализации, ибо в качестве соучредителей одного и того же печатного органа могут выступать и государственная власть, и бизнес-структура, и общественная организация, и журналистский коллектив, и частное лицо и др. социальные субъекты во множестве самых различных комбинаций. Естественно, что идентификация «субъекта-организатора» и последующий типологический анализ существенно усложняются.

Не меньшие трудности для идентификации создает и такой типообразующий признак, как область информационного внимания (или предмет отражения). Периодическое издание может быть универсальным (политематическим), специализированным или специальным (монотематическим). Существуют и своего рода промежуточные варианты, когда газета, скажем, предоставляет читателю информацию о достаточно широком круге явлений, но под определенным углом зрения, высвечивая в каждом отображаемом событии специфический для данного издания аспект (партийная, национальная, конфессиональная пресса).

Наибольший интерес в типообразующем признаковом пространстве, предлагаемом А.Н. Алексеевым, вызывают «социально-информационные функции». Перечень функций, как отмечает сам автор, является не «априорным» (почерпнутым из какой-либо из известных теорий массовой коммуникации или журналистики), а сформирован опытным путем, посредством «непредвзятого» рассмотрения и погружения в объект, через качественные систематические описания-аннотации конкретных СМИ, вошедших в выборку.

Полученные экспертным путем функции распределились в следующем порядке: обзорная, информирования о событиях, справочная, аналитическая, консультационная, рекламная, развлекательная, просветительская, функция документирования, мобилизационная, контактная, функция публицистической коммуникации и функция религиозной коммуникации.

При всей нетрадиционности для работ по теории журналистики, эмпирическая шкала функций А.Н. Алексеева статистически четко высвечивает некоторые тенденции в развитии современной российской прессы по сравнению с предшествовавшей ей советской. Например, достаточно «громко» заявили о себе ранее не замеченные функции - такие как «контактная», реализуемая посредством частных объявлений, анонимных и адресных посланий через прессу, службы знакомств и т. п. С другой стороны, «природная» функция СМИ – информирование о событиях (новостная) – идентифицирована как приоритетная лишь в четверти с небольшим изданий, вошедших в выборку. Эту функцию явно замещает (вытесняет) «обзорная» функция, не имеющая, как правило, прямого «информационного повода».

На основании своих эмпирико-типологических исследований А.Н. Алексеев выделят типологические группы современных газетных изданий. Четыре типологические группы предоставляют газеты универсального (политематического типа: общественно-политическая, информационно-рекламная, информационно-развлекательная и партийная пресса.)

Деловая и культурно-просветительская пресса, по мнению автора, хотя и характеризуются достаточно отчетливой специализацией аудитории и предмета отражения, представлена преимущественно политематическими изданиями.

К монотематическим (по преимуществу) газетам автор относит следующие типологические группы, среди которых в основном и находится специализированная пресса: муниципальная, женская, аграрная, национально-этническая, социальной защиты, криминалистическая, юридических консультаций, здоровья, для дома и семьи, для садоводов и огородников, популярной техники, педагогическая, правозащитная, экологическая, любительских увлечений, недвижимости, религиозная, сверхъестественного, эротическая, юмористическая.

Большинство этих газетных типов возникло или получило иную направленность в постсоветский период. Прошли через модернизацию и такие «традиционные» типы прессы, как молодежная, детская, спортивная, профсоюзная, профессионально-отраслевая, военная, районная, многотиражная.

Для нас важным является высказывание автора о том, что «основанием для выделения указанных специализированных видов газетной прессыявляются либо определенный социальный адрес (обращенность к определенному социальному слою, например: женщины, фермеры, ветераны, безработные и т.д.), либо определенный предмет отражения, отвечающий информационным интересам группы, не имеющей четкой социальной очерченности (например, автолюбители; люди, озабоченные здоровьем, своим или близких; садоводы; родители и т.д.)».1

Соглашаясь в целом с этим тезисом, добавим от себя лишь небольшое замечание, а именно: первый из указанных типов специализированных изданий имеет своим адресом не только социальные слои населения, но и половозрастные (демографические) группы.

Этот обзор теоретико-эмпирических подходов и методик является достаточно серьезной методологической базой, опираясь на которую мы попытаемся построить собственную (рабочую) методическую концепцию рассмотрения типологической подсистемы газетной специализированной периодики.1

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.