Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика периода развития и демократического участия






«Четыре теории прессы» (1956) Ф. Сиберта, Т.Питерсона и У.Шрамма не охватывают всего разнообразия общественно-политических модификаций и, значит, систем журналистики. «Глобальная типология» видов и типов систем журналистики авторов «четырех теорий» строилась на взаимоотношениях прессы и власти, игнорируя при этом главного участника коммуникации – аудиторию. Естественно было появление других теорий. Интерес представляет идея, выдвинутая группой ученых в составе Клиффорда Кристианса, Теодора Глассера, Дениса Маккуэйла, Каарле Норденстренга и Роберта Уайта. Они предложили классификацию систем журналистики, состоящую из пяти парадигм и четырех ролей, которые средства массовой коммуникации могут играть в демократическом обществе:

· Сотрудничать с государственной властью;

· Осуществлять контроль за политической властью;

· Способствовать общественному диалогу;

· Бросать вызов всему социальному порядку с помощью подлинной критики.1

В эту классификацию вписывается журналистика общественно-политических систем, не вошедших в «Четыре теории прессы».

Уже в конце 60-х годов ХХ в. Эверт Роджерс и другие исследователи стали изучать коммуникационные системы стран «третьего мира». Первая модель систем журналистики в развивающихся странах прозвучала в докладе международной комисси ЮНЕСКО по исследованию коммуникационных проблем. На основе новых тенденций и данных Маккуэйл, помимо уже описанных четырех систем журналистики, предложил еще две – медиа периода развития и демократического участия (партиципаторную).Изложим их суть по Г.П. Бакулеву.

Журналистика периода развития выступает в поддержку существующего режима и его усилий по обеспечению экономического развития. Таким образом средства массовой коммуникации помогают обществу. Эта концепция возникла в рамках исследования масс-медиа развивающихся стран, для которых не применимы положения других нормативных теорий. Здесь сказываются четыре фактора:

· отсутствие коммуникационной инфраструктуры, профессиональных кадров, производственных и культурных ресурсов и достаточной аудитории;

· зависимость от развитых стран в техническом, профессиональном и культурном отношениях;

· подчинение всех социальных институтов главной задаче: экономическому, политическому и социальному развитию страны;

· осознание своей идентичности и собственных интересов в международной политике.

Деятельность журналистики периода развития резко направлена против любых форм внешней зависимости, а также произвольного авторитаризма. Поддерживается положительное использование средств массовой информации в деле национального развития, декларируется автономия и культурная идентичность конкретного национального общества.

Общее, что объединяет журналистику периода развития с другими системами, это признание в качестве главной цели самого экономического развития (следовательно, социальных реформ) и зачастую связанного с ним «строительства нации». Поэтому определенные свободы прессы и вещания отступают перед долгом способствовать достижению этих целей.

В типологии журналистики периода развития просматриваются черты советской системы без ее идеологической составляющей.

Действие теории демократического участи (партиципаторной теории) распространяется в основном на журналистику развитых либеральных обществ. В то же время она стыкуется и с некоторыми положения-
ми теории для медиа периода развития, в частности с ее упором на «базис» общества.
Главным в этой теории является неприятие коммерциализации и монополизации частных СМИ и признание необходимости централизации и бюрократизации институтов общественного вещания, созданных в соответствии
с нормами социальной ответственности. Таким образом, общественное вещание значительно повысило бы роль средств массовой коммуникации в процессе социального развития и осуществления демократических реформ. Препятствием к выстраиванию подобных систем является стремление некоторых организаций общественного вещания к чрез­мерному патернализму, крайней элитарности, желанию быть бли­же к истеблишменту, излишней податливости к политическому и экономическому давлению, чрезмерной монолитности, излишнему профессионализму.

Термин «демократическое участие», - отмечает Г.П.Бакулев, - несет и некоторый от­тенок разочарования в существующих политических партиях и в системе парламентской демократии, которые, кажется, потеряли связь со своими корнями, затрудняя, а не упрощая участие масс в политической и общественной жизни. Здесь присутствует опре­деленный элемент постоянной реакции на «массовое общество», которое заорганизовано, чрезмерно централизовано и не способ­но предоставить индивиду и меньшинству реальные возможности для выражения мнения.

Теория свободной прессы бессильна из-за влияния рынка, а теория социальной ответственности неуместна из-за того, что участвует в бюрократическом государстве и обслу­живает организации и профессии в сфере медиа. Практикуемое прессой саморегулирование и подотчетность крупных вещатель­ных организаций не помешали росту медиаинститутов, которые управляются из властных центров общества или которые не справляются с задачей удовлетворять потребности, рождающиеся в ходе повседневного опыта граждан.

Следовательно, главным в партиципаторной теории являются потребности, интересы и надежды активных получателей информа­ции в политическом обществе. Она касаются права на получение нуж­ной информации, права на ответ, права использовать средства ком­муникации для взаимодействия в небольшом сообществе, объеди­нении по интересам, субкультуре. Эта теория отвергает необходимость однородных, централизованных, дорогостоящих, сильно профес­сионализированных, нейтрализованных и контролируемых государ­ством медиа. Она выступает за многообразие, локальность, деинсти-туцианализированность, взаимозаменяемость ролей отправителя и получателя, горизонтальность коммуникационных связей на всех уровнях общества, взаимодействие, заинтересованность.

В этой модели сочетаются самые разные компоненты, включая либертарианство, утопизм, социализм, эгалитаризм, движение в защиту окружающей среды и локализм. Медиаинституты, сконст­руированные в соответствии с положениями этой теории, были бы теснее связаны с общественной жизнью, чем сейчас, и лучше бы контролировали свою аудиторию, предлагая ей возможности для доступа и участия в их деятельности на условиях, сформули­рованных их пользователями, а не контролерами. Теория демократического участия утверждает, что представителям этнических групп должен быть открыт доступ к медиа и созданы возможности для возрождения или укрепления своей куль­туры.1

Конечно, приведенные здесь виды и типы систем журналистики, а также их теоретические обоснования, отнюдь не вбирают всего многообразия типологических и системных модификаций. Поэтому процесс практического формирования медиасистем и их теоретического осмысления будет продолжаться.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.