Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суждения томаса гоббса и Джона Локка






Сторонники противоположной точки зрения – подчинения печатного слова государственному контролю – часто ссылались на «Государство» Платона1. Платон полагал, что в его вымышленном идеальном государстве общество может благополучно существовать только под управлением философов, мудрецов-судей, которые руководствуются нравственными основами. Закон этого «государства» предусматривал тотальный контроль за выражением мнений и убеждений. Все что безнравственно (в мифах, легендах, литературе, публичной речи) должно быть уничтожено. Ни один поэт не должен читать своих произведений ни одному частному лицу, пока судьи и хранители законов не прочтут их и не одобрят. Однако Мильтон в своей речи к парламенту отмечал, что Платон «предназначал этот закон для своего воображаемого государства – и не для какого другого».

Из современников Мильтона «государственной» точки зрения придерживался английский философ Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.). Выступая сторонником сильной монархической власти, Гоббс писал в своем «Левиафане» (1651 г.): «Чем сильнее власть, тем прочнее узы, объединяющие граждан, больше гарантий для поддержания безопасности, предотвращения смут и гражданских войн, ибо смута есть болезнь государства, а гражданская война – его смерть»1. Отсюда и его выводы о том, что граждане должны добровольно отказаться от своих прав и свобод в пользу государства. В свою очередь, государство должно обуздывать эгоизм и индивидуализм каждого. Власть не должна допускать частных мнений по поводу разумности тех или иных ее действий, поскольку само учреждение такой власти, с правомочностью улаживать все разногласия, является главнейшим велением разума. В главе «О речи» Гоббс рассуждает о злоупотреблении словом, печатью и мерах пресечения этого.

Крайним концепциям «абсолютной свободы слова» и «тотального контроля над ним» противопоставлял свои «центристские» суждения по этой проблеме английский философ Джон Локк (1632 –1704 гг.). Говоря о необходимости института государственной власти, он считал, что этой власти передается лишь некоторая часть естественных прав человека ради защиты его основных прав – свободы слова, совести и собственности. Предотвратить злоупотребления власти, по мнению Локка, можно только с помощью закона. При этом как граждане, так и само правительство обязаны подчиняться закону, который (и не только он) определяет меру добра и зла. Поэтому Локк в своих «Письмах о веротерпимости» (1689, 1690, 1692, 1706 гг.) поддержал доводы Мильтона о свободе печати и отмене предварительной цензуры. Считается, что некоторые аргументы Локка были учтены при принятии Билля о правах, по которому в 1694 г. была отменена предварительная цензура в Англии.

Из этих разнополюсных точек зрения на свободу печати и родились авторитарная и либеральная концепции журналистики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.