Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






GRI (Global Reporting Initiative)






 

В основу стандарта GRI (Global Reporting Initiative) положена концепция устойчивого развития бизнеса, при которой компаниям необходимо сбалансировать экономическую, экологическую и социальную деятельности. Так же, как и стандарт AA 1000, GRI предусматривает подготовку отчета на основе диалогов с представителями заинтересованных сторон (стейкхолдерами).

Одно из основных отличий и преимуществ GRI состоит в том, что это руководство позволяет отчитывающейся организации использовать рекомендации поэтапно, т.е. компания, которая только встает на путь отчетности по устойчивому развитию, может на первых порах использовать лишь общие принципы документа. Также GRI предусматривает возможность подготовки отчета только по одной или нескольким областям деятельности организации с постепенным распространением на другие сферы. Однако по сравнению с AA 1000 GRI предлагает более сложную процедуру подготовки отчета. После того как текст отчета написан, необходимо подготовить его публикацию или публичное выступление с отчетом.

 

1.4. ISO 26000: 2010, «Руководящие указания по социальной ответственности»,

 

Одним из самых последних стандартов в сфере КСО является принятый в 2010 г. ISO 26000: 2010, «Руководящие указания по социальной ответственности», который представляет руководство по принципам, основным темам и проблемам, лежащим в основе социальной ответственности, способам интеграции социальной ответственного поведения в стратегии, практики и процессы организации.

Стандарт основан на международном консенсусе между экспертами различных заинтересованных сторон из более чем 90 стран, и 40 международных или региональных организаций, и таким образом, содействует распространению и внедрению наилучшей практики по социальной ответственности повсеместно.

Компетентность ИСО заключается в разработке гармонизированных международных договоренностей, основанных на двойном согласии – между основными категориями заинтересованных сторон, и между странами (ИСО – это сеть национальных органов по стандартизации 163 стран).

Вывод по разделу. Таким образом, международное сообщество выработало большое количество стандартов для оценки социально ответственной деятельности корпораций. В зависимости от потребности компания выбирает наиболее подходящий для нее стандарт отчетности.

Рассмотренные выше стандарты используют системный подход и предъявляют высокие требования к сбору информации, и несмотря на свою уникальность, имеют общие точки соприкосновения:

1. предоставление компанией помимо финансовых нефинансовых отчетов;

2. ведение открытого диалога со всеми стейкхолдерами, анализ, учет и оценка их интересов и требований;

3. лояльность всех подразделений компании, а не только ее руководства, идеологии социальной отчетности.

 

2. РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

 

Россия идёт своим путём. Вопросы становления КСО в сфере российского бизнеса затрагиваются в работах Ю. Благова, С. Ивченко, М. Либоракина, Т. Сиваева, А. Кузнецова, Н. Захарова, С. Туркина, Л. Верёвкина, О. Алексеевой, И. Долгоруковой [подробнее см.: 1; 2; 3; 4; 5; 6]. Совокупное описание этих вопросов в трудах российских ученых можно обобщить выводом о том, что по-прежнему интерес чиновников к проблемам развития КСО в России незначителен. Поэтому крупные российские корпорации, обладающие соответствующими возможностями, стремятся самостоятельно формировать свою социальную политику, руководствуясь собственным пониманием ее сущности и значимости в современных далеко не простых условиях социально-экономического развития [6]. И именно «разнообразность» этого понимания становится одной из ключевых проблем и особенностей формирования стратегической формулы устойчивого экономического развития России.

Для систематизации, оценки и дальнейшего комплексного развития сферы КСО в России необходимо существование критериев, норм и стандартов. Стандартизация социальной ответственности в западной бизнес-культуре осуществлялась вместе с самим возникновением и институционализацией сферы корпоративной социальной ответственности в силу того, что локомотивом этого процесса было именно государство. Представителям власти необходимо оценивать уровни социальной ответственности бизнеса по различным критериям и разрабатываемые стандарты позволяют унифицировать подходы к этой оценке. Основной для разработки стандартов в области КСО стали уже существующие стандарты из иных сфер (в том числе экономической деятельности). Сегодня эти сферы представляют различные направления устойчивого развития: экология, трудовые отношения, экономическая стабильность, качество продукции и многие другие.

Первым шагом на пути стандартизации устойчивого развития в России со стороны государства стало создание Технического комитета по стандартизации ТК № 471 «Социальная ответственность» [13]. Он был создан 22 ноября 2005 г. в рамках Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). В его составе 25 организаций и 5 групп различных стейкхолдеров.

Основные задачи созданного комитета (из отчёта комитета за 2006–2007 год):

1. Быть национальным “зеркальным” комитетом ИСО/ТУС/РГСО.

2. Разработка национального стандарта на основе ИСО 26000.

3. Разработка национальных стандартов в области социальной ответственности, в том числе на терминологию, отчетность, социальное партнёрство и др.» [13]

В декабре 2005 года Торгово-промышленная палата РФ выпускает стандарт социальной отчетности, позволяющий коммерческим компаниям определиться с методикой подготовки отчетов в социальной области. Из положения о стандарте Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации»: «Содержащиеся в Стандарте ТПП РФ положения рекомендуется использовать при подготовке предприятиями и организациями всех форм собственности и любого правового статуса социальных отчетов — документов, в которых содержится аналитический материал и фактические данные о выполнении предпринимательскими структурами своих социальных функций в условиях рыночной экономики. В социальном отчете не должны указываться сведения, составляющие коммерческую тайну компании.

Данный Стандарт предполагает наличие в социальном отчете компании вступительной части (общие положения) и 7 тематических разделов. Во вступительной части излагается информация, касающаяся истории компании, основных направлений и результатов деятельности, принципов ведения бизнеса.

Процесс стандартизации требует взаимодействия разных стейкхолдеров и создание конкретного стандарта невозможно выполнить силами только представителей отдельных (пусть и значимых) предприятий или чиновников. Схему совместной работы над стандартами наглядно иллюстрирует следующий рис.1:

 

Рис.1. Схема взаимодействия государственных органов и стейкхолдеров в процессе разработки стандартов. [13]

К процессу разработки российских стандартов в области социальной ответственности подключилась организация, уже имеющая опыт контроля деятельности бизнеса в области качества — Всероссийская организация качества (ВОК). Так, Центр экспертных программ ВОК приступил к разработке первого российского документа, определяющего взгляд на социальную ответственность в России. В 2007 году работа была завершена и на территории Российской Федерации был официально введён в действие стандарт ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность организации. Требования». Важно отметить, что данный российский стандарт стал первым стандартом в мире, включающим в себя различные аспекты социальной деятельности предприятия за исключением двух аспектов: добросовестной практики ведения бизнеса и его финансовой прозрачности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что корпоративно-социальная ответственность относительно новое явление, на современном этапе развития мирового сообщества уже достигнуты достаточно весомые результаты в процессе стандартизации КСО.

Первые шаги и основной толчок в направлении развития социальной отчетности и стандартизации КСО были сделаны зарубежными странами.

Однако, если в начале 21 века можно было говорить о том, что Россия только поспевает за новыми тенденциями в сфере социально-корпоративной ответственности бизнеса, то к настоящему времени наша страна принимает активное участие в мировом диалоге по проблемам КСО и вопросам стандартизации данного процесса (обоснованием это утверждения могут служить принятие международных стандартов ISO26000 и IC CSR-08260008000). В то же самое время, все стандарты в совокупности, включая два выше указанных, создают основу для создания и функционирования единой системы управления деятельностью в области устойчивого развития корпораций.

Процесс стандартизации КСО привел к тому, что предприятия стали более ответственно относится к результатам своей деятельности и рассматривать корпоративное управление в рамках устойчивого развития компании в мировом сообществе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературные источники:

1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. - СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010.

2. Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.

3. Кузнецов А.Л. Захаров Н.Л. Управление социальным развитием организации. - М.: Инфра-М, 2006.

4. Туркин С. Социальные инвестиции в бизнесе. Пособие для менеджеров. - М.: Русский университет, 2003.

5. Алексеева О. Корпоративная социальная ответственность в России. Взросление в неблагоприятном окружении // SEAL. - 2004. - №1. - С. 4-7.

6. Веревкин Л. П. Социальная ответственность бизнеса //Мониторинг общественного мнения - 2010 - №1(95) - С. 37-48.

Интернет ресурсы:

1. Гарбер Наталья. КСО: от PR-деклараций к реальной социокоммерческой инноватике //Корпоративная социальная ответственность - 2010 – [Электронный ресурс].: https://www.csrjournal.com/lib/analiticarticle/2386-kso-ot-pr-deklaracij-k-realnoj-sociokommercheskoj-innovatike.html

2. Паршукова Г.Б.Социальная отчетность как форма пиар-технологий библиотеках // Мастер- класс -2006. –[Электронный ресурс].: https://www.spsl.nsc.ru/win/Bibliosfera/parshukova.pdf.

3. Подольская Виктория. Новый международный стандарт ИСО 26000: как и зачем быть социально ответственным. // НКО: законы развития – 2011- [Электронный ресурс].: https://www.nkozakon.ru/materials/294/

4. Скитина В.В. Практическая конференция: годовой отчет: опыт лидеров и новые стандарты.// Теория и практика управленческого учета - 2005 – [Электронный ресурс].: https://gaap.ru/arёticles/56535/






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.