Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поздний ведийский период (X-VII вв.).






Расселение ариев по всей центральной части Индо-Гангской равнины, социальная и политическая дифференциация, приведшая к образованию первых государств, главным образом в долине Ганга. Стало распространятся земледелие. Плуг с лемехом изготовлялся из дерева, начало появляться железо. Молочная пища составляла основной рацион в этот период.

Военные предводители сражались на колесницах, запряжённых лошадьми. К приближённым царя относился военачальник, то есть функция руководства войсками перестала быть главной обязанностью вождя. Жречество консолидировалось в отдельное сословие.

Развивалось ремесло (культура серой керамики). Развитие земледелия увеличило количество рабов.

Таким образом, социально-политическое развитие Северной Индии конца II - первой половины I тысячелетия до н.э. привело к образованию четырёх основных слоёв общества.

 

1. Самой «высокой», «чистой» варной (замкнутое сословие) были брахманы (брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний). Жрецам земли не давали!

2. Варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.

3. Варна вайшья (произошло от слова виш - народ, племя, поселение). Это основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев - подлинный демос. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором.

4. Варна шудра. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него».

 

Предания Ригведы исходят из того, что деление общества на противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна брахманов, из его рук – варна кшатриев, из бедер варна простых земледельцев и скотоводов, т.е. рядовых общинников вайшья, из ступней - шудры.

 

Система со временем не только не распадалась, а становилась все жестче, сильнее. Укрепляясь, она обрастала новыми разрядами и подразрядами, более дробными подразделениями, т.е. превращалась в систему каст, которая дожила до наших дней. Но это был медленный и постепенный процесс, на протяжении которого практически все племена и народы Индостана, все вторгавшиеся в Индию завоеватели, все находившиеся на разных уровнях развития группы населения различных родов деятельности и профессий находили свое место в общей для всей Индии системе каст. Если не находили, то оставались вне системы, в положении изгоев, неприкасаемых.


 

Развитие земледелия в центральной части долины Ганга и далее на Восток было сопряжено со значительными трудностями. Климат здесь жаркий и отличается повышенной влажностью.

На большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве, однако только создание искусственных ирригационных сооружений позволяло добиваться устойчивых урожаев. В условиях поливного земледелия на северо-востоке Индии основной зерновой культурой стал рис, и само слово «пища» уже в древнеиндийских языках имело конкретное значение — «отварной рис».

 

Отличительной чертой периода является начало урбанизации. Археология свидетельствует о том, что крохотные поселки предшествующего времени в течение жизни нескольких поколений превращались в обширные и процветающие города. Главной причиной роста городов как торгово-ремесленных поселений стал прогресс в разделении труда.

 

Показателем развития товарно-денежных отношений служит появление в середине I тысячелетия до н. э. монетной чеканки.

 

О социальной структуре и системе управления городом ценные сведения сохранились в буддийских легендах. Судя по всему, между ремесленниками или торговцами поддерживались не только экономические связи — их объединяли также общие культы, празднества и обычаи. Селились члены таких объединений обычно вместе, образуя внутригородские соседские общины — кварталы.

 

Развитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямой эксплуатации чужого труда. Настоящим бедствием становилась задолженность, приводившая к закабалению свободных, к продаже членов семьи или самопродаже.

 

Социальные перемены сказались и на политическом строе. Правители североиндийских государств середины I тысячелетия до н. э. опирались на служилую знать, на складывающийся административный аппарат. К власти порой приходили и бывшие сельские старейшины или другие выходцы из «народа» (вайшьев). Важнейшей опорой правителей государств являлась армия. Иным стало ее оснащение: легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами, шире применялись конница и особенно боевые слоны. Ядро армии теперь составляли отряды, находившиеся на постоянном царском довольствии, — профессиональное войско, таким образом, пришло на смену старинной дружине.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.