Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в деревянное судостроение.

С самого детства при виде деревянной лодки по моему телу бежит дрожь. Как себя помню, я всегда скупал все книги, в которых есть упоминание или хотя бы картинка с изображением корабля. Еще в юношестве я стал заниматься судо-моделированием (рис. 1), а позже меня увлекло строительство лодок в натуральную величину.

Рис. 1 Выставка моделей лодок в Ильинской церкви

К определенному моменту информации накопилось настолько много, что появилась идея создать новый русский сувенир или правильнее сказать восстановить историческую несправедливость. О нашей стране за рубежом судят по основным брендам: матрёшка, балалайка, медведь, водка. Но ведь матрешке чуть больше 100 лет, она появилась в России в 90-х годах XIX века. Идея создания разъёмной деревянной куклы была взята с японской игрушки, фигуры добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую (рис. 2). В связи с этим фактом Директор Эрмитажа Пиотровский Михаил Борисович в одном из своих выступлений заявил, что вводит принципиальный запрет на продажу матрешек на территории всем известного музея.

Рис. 2 Матрешка и мудрец Фукурама

Мы не против матрешки, мы хотим показать через искусство корабелов многогранность, многообразие России. Ведь при строительстве корабля объединяются все ремесла и промыслы, по которым можно судить о развитии территорий в разны времена.

Вспомним, какие ремесла используются при строительстве судна:

¾ плотничество;

¾ искусство резки по дереву;

¾ бондарное ремесло (бочки под рыбу, вино, гвозди);

¾ кузнечество, если сшивали гвоздями корпус, использовали железный крепеж или железный якорь;

¾ различные виды легкой промышленности (ткачество парусов, шитье флагов, витье тросов (такелажа), выгонка смолы, производство красок) и так далее.

Лодка как бренд существует во многих странах (рис. 3), например, в Италии всем известные гондолы, в музеях Египта барки, возраст которых достигает 5 тыс. лет, в Китае 300 видов джонок и вид спорта, недавно ставший международным, – «Гонки на драконах». Дальше всех продвинулись США, по информации на 2000 год, более 99 фирм делают каноэ североамериканских индейцев и продают по всему Миру. На данный момент построена целая индустрия, которая выпускает как лодки в натуральную величину, так и сувенирную продукцию (монеты, магниты, литье, поделки ручной работы и прочие). Американцы говорят про каноэ: «Лодка, которая создала нацию!». Этой нации около 250 лет, а нашей? Официально, более 1000 лет!

Рис. 3 Известные во всем Мире лодки

Как же у нас называется национальна лодка? Конечно же «Ладья», а у просвещённых и влюбленных в море «Лодья» от слова «лодка» (рис. 4), мы же не говорим «ладка», так же можно упомянуть о слове «колода». Колоду брали за основу ладьи и наращивали досками для увеличения мореходности.

Рис. 4 Лодья

Однажды в офисе банка мое внимание привлекла модель лодки, так называемый Ладожский челн, являвшийся ключевым элементом интерьера. Для многих этот объект может показаться непонятным, но он несет в себе глубокий смысл, поэтому хотел бы рассказать о нем поподробнее. Это судно – первоначало! В 1878 году при рытье обводного канала Ладожского озера была найдена лодка, радиоуглеродный метод показал, что ей 5 тыс. лет. Чертежи данной лодки были восстановлены профессором А. А. Иностранцевым и опубликованы в журнале «Катера и Яхты» (рис. 5). Сегодня похожая лодка находится на Дону в станице Вешенская в Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова. Лодки подобной конструкции можно встретить по всей Европе, включая Европейскую часть России. Традиции прошли сквозь тысячелетия в неизменном виде! Мы можем дать ответ почему банк использовал именно этот образ – этот челн символ незыблемости, а для банка это самое главное!

Рис. 5 Чертежи Ладожского челна

Несколько лет назад мной была изготовлена реплика лодки данной конструкции и представлена на конкурсе лодочников в с. Устье Кубинском (рис. 6). Как и ожидалось, она вызвала неоднозначную реакцию зрителей, от полного одобрения до неприязни. Сразу вспомнил сказку про гадкого утенка… Если человек знает, то восхищается, а если он обыватель, то эта лодка для него ничего не значит. Так же как с классической музыкой, ее слушает 10% населения, а для большинства интересна попса. Поэтому у нас сложилась традиция, на каждый конкурс не повторяясь выставлять две лодки: точную копию для специалистов и сказочную фантазию для всех, но с использованием базовых технологий изготовления лодок.

Рис. 6 Реплика Ладожского челна, мастер С. А. Токарев

Таким образом перед Олимпийскими играми в Сочи родилась идея показать передачу Олимпийского огня с греческой лодки на лодку Деда Мороза (рис. 7).

Рис. 7 Передача Олимпийского огня с греческой лодки на лодку Деда Мороза

Специально для этого была построена традиционная лодка-катамаран, которую в Вологодской области называют «коротни», её стилизовали, украсили лебедями, сделали площадку для Деда Мороза и трап, чтобы он мог легко подняться на борт. Так же построили греческую манеру по изображению на вазе из Тебена (1Х -VIII вв. до н. э), которая сейчас находится в Лувре. Корпус лодки долбленый с тараном, а для устойчивости использовались снопы тростника по бортам. Общеизвестный факт, что у нас в России использовался точно такой же тростник. Казаки к своим челнам для устойчивости привязывали снопы тростника. Даже во время Великой Отечественной Войны при форсировании Днепра нашими войсками использовали сплав средства из тростника – две плащ-палатки и два снопа связывали ремнями, получался лёгкий непотопляемый суденышко. На Севере тростник обычно заменяли деревом, так как это упрощало, ускоряло процесс изготовления. Долбленую лодку в Устье Кубенском (Вологодская обл.) называют «дубас», но делается она из осины, однако при черно Морье лодка «дуб», «дубок», «дубочек». В продолжение этого ряда «делать лодку» - «дубасить», и «бить, избить» - «отдубасить».

Неоспоримый факт, что греческая культура мигрировала на нашу территорию. Это наблюдается и в языке, например, довольно часто в нашей речи встречается название средиземноморской лодки «каюк». Эта лодка использовалась в разных целях, в том числе и в разбойных. И когда люди видели подобную лодку, они со страхом кричали «каюк!». Еще одно слово «комары», возможно произошло от названия лодки «камары». На таких узких быстроходных долбленках пираты окружали торговые корабли и грабили их. На этих же лодках во время большой волны гребцов закрывали досками так, что получалось узкое, сырое, душное помещение – «камера», здесь же схожее слово «коморка». Так же в Сицилии есть мафия Каморы. На самом деле, миграция народов, войны, торговля, все это волнами приносило разнообразие технологий, в том числе и по изготовлению судов.

Информации скопилось очень много, и сейчас мы выводим ее в систему. Класс долбленых лодок разделяем на группы по конструкции, а группы на подгруппы по способу изготовления. Если каждому дать написать слово «лодка», то суть останется одна, а написано будет по-разному, так же и с названиями лодок, в двух соседних деревнях лодки могли называться совершенно по-разному. В ходе многократных экспедиций нами были найдены более 45 наименований долбленых лодок. Нами поставлена задача изучить все ресурсы по данной тематике: музеи, в которых представлены экспонаты лодок, модели судов, барж; места, где сохранились традиции и мастера, и объединить их в цепочку, чтобы каждый мог узнать об этих удивительных местах при помощи сети Интернет.

На данный момент мы проводим исследовательскую работу по темам:

¾ Миграция технологий вологодского деревянного судостроения на Север, в Сибирь и на Юг России, а также влияние западных технологий на развитее местные судостроения;

¾ Водно-волоковые пути;

¾ Зимовка помора;

¾ Мариинская система;

¾ Круглые сплавные суда;

¾ Как сделать лодку с душой.

Мы задаём вопросы и пытаемся на них ответить, объединяя вокруг этой темы людей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответ: необходимо вложить 6 513,12$ под 13% начисляемых ежегодно. | РНҚ- ның химиялық табиғаты және құрылымдық ұйымдасуы.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.