Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в правоохранительной системе и органах государственной безопасности






К середине 60-х гг. рассеялись иллюзии о том, что общественный порядок в стране может поддерживать сам народ посредством поголовного участия в добровольных народных дружинах. В сентябре 1966 г. было восстановлено Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР. Структура Министерства в соответствии с основными направлениями его деятельности включала Главное управление милиции, Главное управление мест заключения, Следственное управление, Главное управление внутренних войск, Главное управление пожарной охраны и другие подразделения.

В 1968 г. МООП СССР было переименовано в Министерство внутренних дел СССР. При этом некоторой реорганизации подвергся и его центральный аппарат. Вместо Главного управления милиции образуются в качестве самостоятельных подразделений: Управление административной службы милиции (впоследствии Главное управление охраны общественного порядка), Управление уголовного розыска, Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, Управление ГАИ, Управление специальной милиции (позднее преобразовано в Специальное управление МВД СССР), Управление транспортной милиции (в последующем – Главное управление внутренних дел на транспорте). Аналогичные реорганизации были произведены в МВД союзных республик.

К началу 70-х г. вместо сталинского ГУЛАГа в системе МВД была создана сеть дифференцированных исправительно-трудовых учреждений для разных категорий заключенных.

В 1970 г. восстановлено Министерство юстиции СССР, упраздненное в 1956 г. В компетенцию Министерства входило организационное руководство судами, их материальное обеспечение при соблюдении принципа независимости судей. В союзных и автономных республиках образовывались республиканские Министерства юстиции.

Пик преобразований в правоохранительной системе пришелся на конец 70-х гг., когда после принятия Конституции СССР были опубликованы законы о Верховном суде, о прокуратуре, о Государственном арбитраже, об адвокатуре. Существо перемен состояло в следующем:

1. Вводилась система арбитражных судов.

2. В прокуратурах автономных республик, краев, областей, городов образовывались коллегии; решения коллегий имели рекомендательный характер и не нарушали принципа единоначалия.

3. Прокурорский надзор был распространен на государственные комитеты,
исполнительные и распорядительные органы местных Советов.

4. Прокуратура получила право координировать деятельность правоохранительных органов, тем самым была расширена ее компетенция.

5. Уточнялись функции адвокатуры, повышалась степень ее автономии (в частности, адвокаты получили право обжаловать в суде решения президиумов коллегий об исключении из коллегии адвокатов).

6. Более четко регламентировались полномочия и порядок работы Верховного суда СССР.

В 1967 г. Верховный Совет СССР принял в новой редакции закон о всеобщей воинской обязанности. В отличие от предшествовавшего закон 1967 г. вводил обязательную начальную военную подготовку для всех юношей допризывного и призывного возрастов. Был установлен единый призывной возраст (18 лет) и зафиксирован предельный призывной возраст (27 лет) для лиц, получивших отсрочки или не призванных по иным причинам.

Особую роль в управлении страной играл Комитет государственной безопасности СССР во главе с Ю. В. Андроповым, который был также членом Политбюро ЦК КПСС и членом правительства. В КГБ насчитывалось вместе с пограничными войсками 400 тыс. сотрудников (из них 90 тыс. собственных сотрудников). В составе аппарата КГБ было пять Главных управлений: разведки, контрразведки, пограничной охраны, специальной связи, охраны Конституции и 11 технических управлений. Среди этих подразделений выделялось пятое управление по охране Конституции, занимавшееся преследованием политической оппозиции и просто инакомыслящих.

Нарастающий кризис советской системы активизировал диссидентское и правозащитное движение. По сведениям КГБ, с 1967 по 1975 г. за «антисоветскую агитацию и пропаганду» было осуждено 1583 человека. В 1981 г. установлено 1512 авторов и распространителей «антисоветских клеветнических материалов». Широко использовался такой метод борьбы с инакомыслием, как высылка за границу с лишением советского гражданства. Данные меры воздействия применялись обычно по отношению к деятелям литературы и искусства (среди вынужденных эмигрантов - А. Солженицын, В. Буковский, В. Аксенов, М. Ростропович, Г. Вишневская, Э. Неизвестный). Во внутреннюю ссылку в г. Горькой был отправлен академик А. Д. Сахаров.

К началу 80-х гг. диссидентское движение в СССР было практически разгромлено (общее число арестованных - более 500 человек). Тем не менее, оно оставило заметный след в истории нашей страны, внесло существенный вклад в подготовку перестройки и будущих реформ.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.