Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реорганизация армии и военного управления






Поражение России в Крымской войне поставило задачу коренного реформирования всей военной системы. Практически преобразование армии началось в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин. Прежде всего он добился сокращения рекрутской службы с 25 до 16 лет и отмены телесных наказаний для солдат. В 1864 г. им реорганизована система военного управления: образовано 15 военных округов с окружными управлениями, подчиненными непосредственно военному министерству. С 1867 г. в подчинение военному министру передаются артиллерия, гвардия, инженерные войска, действующая армия (во время военных действий) и военно-учебные заведения. Тем самым достигается централизация военного управления.

В том же году принят новый военно-судебный устав, созданный с учетом судебной реформы 1864 г. Введены три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суд, Определялся порядок работы судов в мирное и военное время.

В середине 60-х годов проведена реформа военно-учебных заведений. Учреждены военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин к гражданским гимназиям. Созданы двухлетние юнкерские училища для подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов. Расширена система высшего военного образования в специальных военных заведениях: в академии Генерального штаба, в артиллерийской, инженерной, военно-медицинской и военно-юридической академиях.

Переход к всеобщей воинской повинности стал возможен, когда в России была построена первичная сеть железных дорог. Воинские уставы 1874 г. распространяли воинскую повинность на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста без различия сословий. Вводились льготы, освобождавшие от службы единственного сына у родителей, единственного кормильца семьи, представителей некоторых народов Кавказа, Крайнего Севера, Средней Азии, членов религиозных сект.

Сроки службы сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет – для окончивших начальную школу, до 3 лет – городскую школу, до 1, 5 лет – гимназию и до полугода – для имеющих высшее образование. Общий срок службы составлял: в сухопутных войсках – 6 лет действительной службы и 9 лет запаса; на флоте – соответственно 7 лет и 3 года.

В ходе реформы сократилась численность армии без снижения ее военного потенциала, создан новый род войск – железнодорожные войска, началось строительство железных и шоссейных дорог стратегического назначения, идущих к западной границе России; произведено перевооружение армии нарезным оружием. Эти преобразования повысили боеспособность российской армии, что наглядно показала русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Реформы 60-х – 70-х гг. привнесли в управление страной некоторые элементы буржуазной государственности: выборные представительные учреждения административно-хозяйственного управления, выборные органы суда (мировые судьи), основы буржуазного судопроизводства, принцип всесословности в комплектовании армии и деятельности органов народного просвещения и т. д. Эти реформы способствовали развитию торговли, промышленности, кредитной системы.

Изменения претерпел и кадровый состав управления. По сравнению с серединой века число чиновников к концу столетия увеличилось более чем в 2, 5 раза и составило 161 тыс. человек (при общем количестве служащих около 400 тыс. человек). В среде бюрократии появилась прослойка выходцев из зажиточных буржуазных слоев и так называемый «третий элемент» – служащие аппарата органов местного самоуправления. К концу века на государственной службе находилось 38 тыс. женщин, составлявших преимущественно технический персонал государственных учреждений.

Развитие капиталистических отношений и связанное с этим сращивание бюрократии с капиталом вынудили правительство принять в 1884 г. закон, запрещавший чиновникам первых трех рангов входить в правления акционерных обществ и компаний. В 1886 г. принимается Устав о службе по определению от правительства. Устав определял общий порядок поступления на государственную службу, её прохождения и выплаты служебного содержания, перечислял выгоды и преимущества чиновников, требования, предъявляемые к ним, а также виды и основания ответственности.

Логическим завершением либеральных реформ должно было стать создание общероссийского органа народного представительства. Но Александр II не спешил ограничить самодержавную власть. Нежелание правительства увенчать реформы конституцией активизировало конституционное движение «снизу». Оно развернулось в недрах дворянских собраний; по мере становления земств его центр переместился в земские учреждения. Политический кризис конца 70-х – начала 80-х гг., вызванный недовольством значительной части общества результатами реформ, подвел правительственные круги к выводу о необходимости преобразовать систему высшего управления. 1 марта 1881 г. император одобрил так называемую «конституцию М. Т. Лорис-Меликова» - весьма умеренный проект создания представительного собрания с участием депутатов от земств и городов. Однако в тот же день Александр II был убит народовольцами. Эпоха либеральных преобразований в России сменилась периодом контрреформ.

 

9.5. Контрреформы 80 – 90-х годов XIX века в государственном управлении

Александр III вошел в историю как царь-миротворец, так как при нем Россия не принимала участия в военных конфликтах. Во внутренней политике он был приверженцем принципам неограниченного монархизма, религиозности и русофильства. Новый царь отверг проект М. Т. Лорис-Меликова и отправил либеральных министров в отставку. 29 апреля 1881 г. был опубликован манифест «О незыблемости самодержавия», положивший начало политике контрреформ.

«Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия», изданное в августе1881 г, вводило два особых режима управления отдельными территориями империи:

1. Режим усиленной охраны (устанавливался с санкции МВД) давал генерал-губернатору право:

- подвергать любое лицо аресту до трех месяцев или штрафу до 400 руб.;

- запрещать все «публичные и частные сборища»;

- передавать некоторые дела из общих судов на рассмотрение в военные суды «для разрешения по законам военного времени»;

- объявлять любого служащего неблагонадежным и требовать его увольнения.

2. Режим чрезвычайной охраны (вводился решением Комитета министров) давал право лицу, назначенному главнокомандующим:

- смещать с должности депутатов земств;

- распускать земские органы;

- увольнять любых чиновников ниже первых трех рангов;

- временно закрывать печатные издания и вузы.

Положение вводилось на три года, но периодически продлевалось и действовало до 1917 г. Сразу после его опубликования в режим усиленной охраны были поставлены 10 губерний, в том числе Московская и Петербургская.

В 1882 г. была ужесточена цензура; полиция получило право устанавливать над любым гражданином гласный полицейский надзор; в 1883 г. фактически ликвидирована университетская автономия; в 1887 г. в соответствии с циркуляром о «кухаркиных детях» введены ограничения на прием в гимназии детей низших сословий.

В 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках», согласно которому в 40 губерниях России создавались земские участки (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался съезд земских начальников, который состоял из административного и судебного присутствий. Земский начальник назначался министром внутренних дел по представлению губернатора и губернского предводителя дворянства. Кандидат должен был удовлетворять нескольким требованиям:

- сословному цензу (потомственное дворянство);

- образовательному (высшее образование);

- имущественному (свыше 200 десятин земли или недвижимость на 7500 руб.);

- служебному (трехлетняя служба в должности мирового судьи или мирового посредника).

При недостатке подходящих кандидатур на должность могли назначаться дворяне со средним образованиям, состоявшие в гражданских или военных чинах, но имущественный ценз для них повышался вдвое. Земский начальник имел широкие административные и судебно-полицейские полномочия. Он осуществлял надзор за органами крестьянского самоуправления, утверждал состав волостных судов и волостных правлений, имел право пересматривать их решения, подвергать телесным наказаниям, кратковременному аресту и штрафу как крестьянское население, так и выборных лиц.

В связи с учреждением института земских начальников в 1889 г. были упразднены мировые суды и уездные присутствия по крестьянским делам: их функции передавались земским начальникам. После этих изменений система местных судебных учреждений приобрела следующий вид:

 

СЕНАТ
апелляция

кассация

 

 


 

крестьяне горожане прочие жители

 

Рис. 16. Местные суды в конце XIX века

 

В период контрреформ власть попыталась изменить статус и принципы формирования органов местного самоуправления. В 1890 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» резко увеличило представительство в земствах от первой курии, где имущественный ценз был вдвое снижен, но при этом вводился сословный ценз – потомственное дворянство. Для городской курии имущественный ценз, наоборот, был существенно повышен. Выборные гласные от крестьянской курии подлежали утверждению губернатором. В итоге в 90-х гг. XIX в. 55% гласных уездных земских собраний и 89, 5% - губернских земских собраний составляли дворяне.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», по которому значительно урезались избирательные права городского населения. Налоговый ценз был заменен имущественным. Избирательное право предоставлялось владельцам недвижимости на сумму не менее 300 руб. в уездных городах; 1, 5 тыс. руб. в губернских городах и 3 тыс. руб. в столичных городах. Избирателями признавались владельцы торгово-промышленных заведений, имеющие гильдейские свидетельства. Число избирателей в результате этой новации сократилось в несколько раз.

Усилилась административная опека над органами местного самоуправления: губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и управ; городские головы, а также члены земских и городских управ теперь рассматривались как состоящие на государственной службе чиновники, а не избранные представители местного общества.

Оценивая эпоху контрреформ, важно отметить, что для этого периода были характерны следующие тенденции в развитии государства:

1. Дальнейшая централизация и бюрократизация управленческого аппарата.

2. Укрепление сословных начал в управлении (введение сословных цензов для избирателей и кандидатов на государственные посты).

3. Переход к чрезвычайным методам управления (введение особых режимов охраны для отдельных территорий).

4. Реорганизация полицейских органов, придание им новых прав и полномочий.

5. Усиление государственного контроля над сферой образования и культуры (восстановление цензуры, принятие нового университетского устава и т.п.).

Вместе с тем, Россию конца XIX века нельзя считать в полном смысле полицейским государством. В созданной правительством системе было много возможностей ускользнуть от вездесущего полицейского контроля:

- существование частной собственности позволяло оппозиции использовать частные источники финансирования; неблагонадежные лица всегда имели возможность устроиться на работу в частную фирму или земство;

- либеральный режим выезда за границу давал возможность оппозиционным лидерам свободно покидать пределы страны; Западная Европа на долгие годы превратилась в штаб российского революционного движения;

- правящая элита России в борьбе с оппозицией действовала с оглядкой на Запад, не решаясь на крайние меры;

- техническая отсталость, в том числе отсутствие современной сети коммуникаций, делала многочисленный полицейский аппарат малоэффективным (в правление Александра III по политическим мотивам было задержано всего около 4 тыс. человек).

Главным следствием чрезвычайных мер стала радикализация русского общества. Социальная база режима сокращалась, поддержка оппозиции росла. И хотя в 80-е – 90-е гг. XIX века был нанесен чувствительный удар по завоеваниям предшествующей эпохи, полностью демонтировать здание «великих реформ» не удалось (в частности, опасаясь взрыва протестных настроений, власть отказалась от реализации проекта судебной контрреформы).

Объективные процессы развития пореформенной России оказались сильнее попыток самодержавия сохранить и усилить сословно-дворянское влияние на государство и общество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.