Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тайны мира шамана






За стенами чадыра бушевала метель, в очаге потрескивал огонь. Алтай Кам отложил в сторону хомуз и, поднеся руки к огню, обратился к Рулону:

— Сегодня расскажу тебе, как я стал шаманом. Это началось еще в прошлой жизни. Жили мы, два брата, старшему было тридцать лет, а мне — двадцать. Родители наши умерли раньше. Когда я, живя со старшим братом вместе, женился, то в этот же год у нас родился красно-пегий жеребенок. По всем признакам жеребенок обещал быть хорошим конем.

Осенью того же года я захворал и умер. Но, лежа мертвым, я слышал все то, что говорили окружающие, чувствовал себя как бы уснувшим, хотя был не в состоянии ни шевельнуть членами, ни сказать что-либо. Отчетливо слышал, что делают гроб и копают могилу. Так лежал я, будто живой, и горевал о том, что собираются меня хоронить, тогда как я мог бы еще ожить. Но меня уложили в гроб, спустили в могилу и засыпали. Лежа в могиле, Душа моя плакала и рыдала (так же и ты будешь чувствовать себя, когда умрешь и будешь явно уж неподвижен). Но вдруг я услышал, как наверху кто-то стал разрывать могилу. Обрадовался, думая, что это старший брат, удостоверившись, что я еще жив, хочет меня вырыть. Наконец открылась крышка гроба, и... я увидел четырех черных людей, раньше мне не знакомых. Они подняли меня и, усадив мое тело на гроб, обратили лицом к дому. Там в окне был виден огонь, из трубы шел дым.

Неожиданно где-то далеко в глубине земли послышался рев паровоза. Рев становился все ближе и ближе. Наконец затряслась земля, и это сильно меня испугало. Из глубины могилы показался бык сплошь черной масти, с близко сходящимися рогами. Бык захватил меня между рогов и спустился обратно по тому самому отверстию, по которому он только что поднялся.

Мы добрались до места, где был дом. Изнутри дома послышался голос как будто старика, сказавшего: «Эй! Там, парни, видимо, наш сынок принес человека, выходите-ка скорей и занесите его ношу!»

Выскочили черные сухопарые люди, захватив принесенного, внесли в дом и посадили меня на ладонь старика. Последний, подержав на весу, чтобы определить мою тяжесть, сказал окружающим: «Вынесите его обратно наверх, оказывается, судьба назначила ему зародиться там, наверху!» Бык, снова захватив рогами, вынес меня обратно по старому пути и усадил на прежнее место. Этот старик был Эрликом.

Когда я, «живой мертвец», опомнился, уже настала ночь, и было темно. Немного погодя вдруг прилетел черный ворон и, просунув свою голову между ног, поднял меня и полетел вместе со мной прямо наверх. Там было отверстие, и по нему вылетели мы в одно место. Тоже светили Солнце и Луна, а дома и амбары были из железа. Здешние же люди все имели головы воронов. А тело у них было человеческое.

Опять послышался изнутри как будто бы голос старика: «Эй, парни, наш сынок, видимо, притащил человека. Выходите и занесите его!»

Выскочившие парни схватили и внесли меня в дом. Там усадили на ладонь се­довласого старца. Последний, испытав на ладони мою тяжесть, сказал: «Парни, возьмите-ка его и положите в самое верхнее гнездо!» Этот старик был Ульгенем.

Там стояла лиственница, размеры которой трудно с чем либо сравнить: верхушка, наверное, достигала до самого неба. У основания каждой из ее ветвей было по гнезду величиной в добрый зарод сена, покрытый снегом. Положили меня в самое верхнее гнездо, куда кладут белых шаманов неба. Черных же шаманов Эрлика кладут в нижние гнезда мирового дерева.

Когда уложили, прилетел крылатый олень белой масти и сел на гнездо. Соски оленя приходились мне как раз в рот, и я стал сосать их. Я лежал там ровно три года. И чем больше сосал оленя, тем все меньше и меньше становилось тело, пока наконец не стало с наперсток. Этот олень был моим Мать-Зверем, который взращивает Кут человека.

Лежа у себя в гнезде, однажды я услышал голос того же старика, который говорил одному из своих сыновей: «Паренек, спустись-ка на Среднюю землю и вернись, взяв оттуда жену себе!» Спустился вниз один из его вороноголовых сыновей. Спустя некоторое время вернулся, держа за волосы женщину со смуглым ли­цом. По поводу этого события все были рады, устроили даже пиршество и пляски. Затем я услышал голос, говорящий: «Как бы тот наш сын, который живет в Средней земле, поднявшись, не похитил эту женщину, спрячьте ее в железный амбар».

Дальше, лежа у себя в гнезде, я услышал гром шаманского бубна в Средней земле, донеслись и звуки песни; они постепенно росли, становились ближе и бли­же, и наконец в выходном отверстии снизу показалась голова. Вижу человека сред­него роста, ладного сложения, с уже седеющими волосами. Едва поднявшись, он приставил поперек лба колотушку своего бубна... Вслед за этим, тотчас же превратился он в быка с единственным рогом, выросшим из середины лба, одним ударом сбил двери того амбара, где была заперта женщина, и вместе с ней спустился вниз. Тут же вслед за ним раздались плач и рыдания, шум и гам. Так шаман возвращает похищенную Душу Сюр — двойника человека, когда её похищают Духи.

Сын старика снова спустился на Среднюю землю и вынес оттуда другую белоликую женщину. Ее тоже запрятали, уменьшив предварительно в крошечное насекомое земли, у среднего столба юрты. Однако опять послышались звуки бубна и пение шамана. И на этот раз шаман нашел запрятанную женщину, раздробив столб, где она находилась, и унес ее вниз.

Сын старика спустился в третий раз и вернулся с той же женщиной. На этот раз верхние Духи заранее приготовились: у выходного отверстия зажгли костер и, держа в руках горящие головни, стали рядом. Когда показался в отверстии шаман, они, ударяя головнями, спровадили его обратно на землю.

Наконец я, лежащий в гнезде третьего года, слышу раздавшийся голос старика: «Года его исполнились, то наше дите низриньте вниз, на Среднюю землю, пусть внедрится в женщину с именем, данным нами, — Алтай Кам — и имя это всуе да не произносите в священный месяц!» («Аар саарга аатаммат»).

И вот с песнями и благословениями низринули меня вниз на Среднюю землю. С этого момента я потерял сознание и не помнил, где и как пребывал. Только вступив в пятилетний возраст, восстановил я все в памяти, вспомнил, как раньше родился и жил на земле, как возродился наверху, как был я там очевидцем явлений шамана.

Семи лет отроду я был одержим Духами, невольно воспевал и был рассечен на служение, восьми лет стал шаманить — совершать священную пляску, девяти лет был уже известен, обо мне ходила молва, а двенадцати лет стал великим шаманом.

Оказалось, что я родился в пятнадцати верстах от того места, где жил в первое свое рождение, жена моя уже вышла замуж; побывал и у своего прежнего брата; тот самый пегий жеребенок, который родился в год моей смерти, уже стал знаменитым конем. Родные не узнали меня, а я сам не сказал ничего.

Однажды летом один хозяин устроил праздник «ысыах» — освящение кумыса, — сопровождавшийся обрядом вознесения вверх Души конного скота. Я
встретился там с тем самым шаманом, который поднимался наверх, когда я лежал в гнезде. Тот меня сразу узнал и говорит: «В первый раз я в качестве помощника помогал шаману «поднять» Душу больной женщины и видел, как ты, лежа в гнезде на девятом суку, сосал своего Мать-Зверя. Тогда ты выглянул из гнезда».

Услышав эти слова, я сказал: «Зачем разглашаешь секрет моего рождения?» В ответ на это он возразил: «Если питаешь на меня злобу, то уничтожь меня. Съешь. Я воспитывался раньше на восьмом суку той лиственницы, где воспитывался и ты. Я снова должен возродиться, воспитавшись у Хара-Суоруна» (Черного Ворона).

— Чем выше воспитывается шаман, — сказал Алтай Кам, — тем он сильнее в мире небесных Духов. Чем ниже он воспитывается, тем сильнее он в мире Эрлика. На средних же ветвях мирового дерева самые слабые шаманы.

Шаман имеет особенно сильный Кут и свободно парящий Сюр, не привязанный к земле, как у других людей. Чтобы стать шаманом, человек не только должен быть сильным, но он не должен иметь земных привязанностей к детям, семье, деньгам, не бояться смерти. Тогда его Сюр-двойник будет легким и сможет совершать шаманское путешествие в мирах сновидения. Во время сна Сюр каждого человека просыпается и летает, путешествуя в сновидении, переносясь то в прошлое, то в будущее. Во сне без сновидений он отправляется в мир непроявленного, в мир Тенгри. Когда шаман днем будет помнить, что так называемая реальность — это только миг между сновидением будущего, переходящим в мир прошлого, он сможет помнить во сне, что спит.

— А разве реальность не существует? — спросил Рыбья Кость.

— Существует. Только мгновение, — Алтай Кам усмехнулся, подложив дров в огонь, — и вот уже то, что только что было, исчезает и остается лишь в памяти, только в мире Эрлика. Все же мечты и желания человека, воплощаясь, становятся настоящим и затем начинают видоизменяться. Вот ты раньше был младенцем, теперь ты взрослый и твое младенчество — только память. Твоя же старость пока не существует в настоящем, но она уже есть в будущем. Человека окружает мир сновидения, но он не понимает этого, он не понимает, что все его мысли, вся память и мечты — это мир сна. И чтобы свободно путешествовать в нем, ты должен осознать, что все это сон, и помнить во сне, что ты спишь. Тогда ты не умрешь после смерти, но будешь жить так же, как ты живешь в сновидении, имея свободу путешествия по мирам. Иначе ты окажешься в мире Эрлика под гнетом своих страстей, привязанностей и страха. Свободный полет тебе будет неведом. Когда же ты будешь себя осознавать во сне без сновидений, ты станешь полностью свободным от этого мира форм, мира смертей и рождений. Ты постигнешь мир Тенгри-хана. А вот теперь послушай еще одну историю.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.