Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правосудие






 

Правосудие в РФ представляет собой один из основных видов деятельности государства, в ходе которого осуществляется защита нарушенных прав граждан, юридических лиц или государства. Оно составляет основу деятельности судов на территории России и при осуществлении правосудия обеспечивается определенная стабилизация и даже сдерживание незаконных действий представителей органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем в учебном курсе " Правоохранительные органы в РФ" основной упор делается на организационную сторону осуществления правосудия, а именно – судоустройство в России. Поэтому правосудие в данной дисциплине рассматривается " сквозь призму" организации и функционирования судебной системы, как одна из основных функций, осуществляемых судами и судьями, учитывая, что подробнее в дальнейшем виды судопроизводств будут изучаться в самостоятельных учебных дисциплинах: " Уголовный процесс", " Гражданский процесс", " Арбитражное судопроизводство", " Конституционное судопроизводство".

Правосудие – это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

Признаки правосудия

1. Правосудие – это особый вид государственной деятельности, осуществляемый специальными государственными органами и от имени государства. Это означает, что никаким иным, негосударственным органам, политическим, общественным и иным организациям, частным лицам не может быть предоставлено право осуществлять правосудие. Осуществление правосудия является реализацией судебной власти, которая, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной. Выделение судебной власти в качестве самостоятельной обеспечивает независимость судов при осуществлении правосудия от всех других органов государства, в том числе и от органов исполнительной власти. Последние могут лишь обращаться в суд для разрешения правового спора, возникшего между одним органом исполнительной власти и другим, а также между органом исполнительной власти и негосударственными образованиями и гражданами.

2. Правосудием является только деятельность суда. Это означает, что органы предварительного расследования, органы прокуратуры, иные государственные органы, кроме судов, могут принимать участие в осуществлении правосудия, способствовать деятельности судов, но не могут сами осуществлять правосудие. Вот почему в ст. 49 Конституции РФ установлена презумпция невиновности граждан и предусмотрено правило, что лицо считается виновным только после установления этого вступившим в законную силу приговора суда.

3. К судам, как к органам, имеющим право осуществлять правосудие, относятся только те, которые перечислены в Конституции РФ (ст.ст. 118–128) и Федеральном конституционном законе " О судебной системе в РФ" (ст. 4). Другие органы хотя и могут иметь в названии слово " судебная" (например, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ), на самом деле судами не являются и правосудия не осуществляют. Создание чрезвычайных судов в РФ не допускается (ст. 118 Конституции РФ).

4. Вместе с тем не всякая деятельность суда является правосудием. Например, в силу своего должностного положения председатель суда выполняет определенные организационные и хозяйственные обязанности. Он осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата суда, контролирует их работу, поощряет и наказывает их в дисциплинарном порядке. Председатель суда распределяет поступившие в суд дела между судьями. В рамках судейского сообщества действуют его органы, выполняя организационные и представительские функции. Пленум Верховного Суда РФ дает в своих постановлениях руководящие разъяснения судам общей юрисдикции. Подобные виды деятельности к правосудию не относятся. Правосудием является лишь деятельность суда, направленная на разрешение правовых споров.

5. Правосудие осуществляется в определенной процессуальной форме. Процессуальная форма (процедура, порядок) деятельности суда зависит от характера правового спора и может быть предусмотрена Гражданско-процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральным конституционным законом " О Конституционном Суде РФ" и другими федеральными законами. Степень сложности процессуальной формы зависит от категории рассматриваемого дела. Чем более серьезные последствия могут наступить в результате разрешения дела, тем более сложными являются процедура, порядок рассмотрения такого дела. Наиболее сложная процессуальная форма предусмотрена для рассмотрения уголовных дел. Она закрепляется в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Значение процессуальной формы заключается в том, что она дисциплинирует суд и других участников процесса, обеспечивает режим законности в процессе, повышает авторитет суда, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в деле. Процессуальная форма, в которой осуществляется правосудие, в зависимости от рассматриваемых споров и дел определяется как тот или иной вид судопроизводства. В рамках отдельных видов судопроизводств правосудие может проходить несколько этапов (стадий): рассмотрение дела по существу и проверки вынесенных судом решений в проверочных инстанциях судов.

6. При осуществлении правосудия могут применяться достаточно серьезные виды принуждения, некоторые из которых не свойственны другим видам государственной деятельности. Так, в случае неявки по вызову суда свидетель может быть доставлен в суд в принудительном порядке. Принудительный привод по поручению суда осуществляется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. За нарушение порядка в судебном заседании любой гражданин может быть в том же судебном заседании оштрафован. Такой штраф может составить: в случае нарушения порядка при рассмотрении уголовного дела – до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, в случае нарушения порядка, определяемого ГПК РФ – до десяти минимальных размеров оплаты труда. По делам, рассматриваемым арбитражными судами, размер возможного взыскания зависит от того, был ли нарушен порядок судебного заседания гражданином (до

25 МРОТ), должностным лицом (до 50 МРОТ) или организацией. В последнем случае штраф может достигнуть 1000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, неуважение к суду и воспрепятствование осуществлению правосудия могут рассматриваться как уголовные преступления (ст.ст. 294 и 297 УК РФ). В ряде случаев до принятия судом решения им могут быть применены обеспечительные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, в том числе: может быть наложен арест на имущество ответчика, ответчику может быть запрещено совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (например, продавать, отдавать в залог и пр.), на ответчика может быть возложена обязанность совершения определенных действий в целях предотвращения порчи спорного имущества, спорное имущество может быть передано на хранение истцу или иным лицам и т.д.

Некоторые решения принудительного характера могут быть приняты только судом и никаким другим органом. Так, только суд может принять решение о заключении человека под стражу в качестве меры пресечения, о конфискации имущества.

В случае признания лица виновным в совершении уголовного преступления суд назначает ему наказание, предусмотренное уголовным законом с учетом тяжести совершенного преступления и опасности лица, его совершившего. Так, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления может быть назначено наказание в виде лишения свободы вплоть до пожизненного заключения.

Вопрос






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.