Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль жертвы в механизме индивидуального преступного поведения






Виктимология – относительно новое ответвление криминологии, изучающее проблемы жертвы преступления. Понятие «виктимология» происходит от латинского victima (жертва) и греческого logos (учение). Виктимность – свойство определенной личности, социальной роли или социальной ситуации, которое провоцирует и облегчает преступное поведение. Виктимность обозначает образ поведения некоторых лиц, их предрасположенность к тому, чтобы при определенных обстоятельствах стать жертвой преступления. Виктимным поведением называют рискованное, неосторожное, легкомысленное, распущенное, провокационное, опасное для себя поведение. Многие противоправные деяния обусловлены самой жертвой преступления.

В зависимости от уровня обобщения различают индивидуальную, групповую, виновную и невиновную виктимность.

Индивидуальная виктимность – повышенная способность индивида стать в определенной жизненной ситуации жертвой преступления.

Индивидуальная виктимность зависит от субъективных и объективных факторов. Соответственно различают личностную и ситуативную виктимность.

Личностная виктимность – виктимность, обусловленная социально-психологическими, моральными, ролевыми и другими свойствами и качествами индивида.

Ситуативная виктимность – виктимность, связанная с ситуацией конкретного преступления. Она является следствием не определенного качества и поведения личности, а виктимогенной обстановки.

Выделяют также ролевую и социальную виктимность. Они взаимосвязаны.

Под ролевой виктимностью понимают виктимность, характерную для определенных групп населения, выделяемых по половому, профессиональному, социальному или иному признаку.

Под виктимизацией, в отличие от виктимности, понимается процесс превращения лица в реальную жертву преступления, а также результат такого процесса. Виктимизация – процесс роста величины виктимности. Девиктимизация – процесс снижения величины виктимности.

Жертва преступления – лицо, потерпевшее от преступления, независимо от того, признано ли оно потерпевшим в установленном законом порядке либо оценивает себя таковым.

Наличие вины потерпевшего сужает границы уголовной ответственности виновного в совершении преступления. Определенная же форма поведения потерпевшего не является основанием его ответственности в уголовно-правовом смысле. С точки зрения теории уголовного права о вине потерпевшего можно говорить лишь условно.

В зависимости от поведенческих характеристик выделяют следующие типы потерпевшего: отрицательный (агрессивный, корыстный, неосторожный); нейтрально-положительный; активно-положительный.

По характеру взаимоотношений жертвы и преступника выделяются: случайные жертвы; заранее неопределенные жертвы; предопределенные жертвы.

По роли потерпевшего в генезисе преступления выделяются жертвы: нейтральные; соучаствующие; провоцирующие.

По психофизическим признакам различают следующие виды жертв: по полу (мужчины, женщины); по возрасту (старики, подростки и дети); по физическому состоянию (больные, слепые, глухонемые, спящие, пьяные и т.д.); с выраженными негативными нравственными особенностями (жадность, жестокость, легкомыслие и т.д.); с выраженными отклонениями в психике (дебилы, наркоманы, алкоголики и д.р.); воображаемые (мнимые) жертвы.

Значение классификации жертв преступлений определяется тем, что она дает обобщенную информацию о типичных видах поведения потерпевших.

 

Вопрос 33. Понятие, условия и особенности криминологического прогнозирования.

Криминологическое прогнозирование- вероятное суждение о развитии конкретной ситуации, ходе того или иного события, тех или иных тенденциях развития преступности. Оно основывается не на том, что желательно субъекту прогнозирования, а на том, что объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего. Криминологическое прогнозирование носит научный характер лишь тогда, когда базируется на знании тенденций и закономерностей преступности, а также разнообразных и взаимосвязанных процессов, влияющих на нее, на использовании научно обоснованных методов исследования.

Для предупреждения отдельных различных видов преступлений, преступлений определенного контингента лиц необходимо обладать информацией о наиболее типичных недостатках условий их жизни и воспитания, наличии лиц и групп, отрицательно влияющих на поведение, а также данными о том, какие меры профилактики дали положительный результат, а какие такового не принесли. Прогноз преступности опирается на учет общих причин преступности, причин, детерминирующих преступность в изучаемом регионе, причин, обуславливающих отдельные виды преступлений. Наряду с экономическими, политическими, социально- демографическими, социально-психологическими, организационно- управленческими факторами в прогнозировании преступности важную роль играет изменение законодательства и уголовной политики государства, которые трудно предвидеть заранее. В данных условиях полезно изучить предыдущую историю государства, зарубежный опыт развития, схожий с условиями, в которых оказалась наша страна. Таким образом, можно сформулировать главные особенности, которые лежат в основе криминологического прогнозирования: 1. Знания закономерностей развития общества, изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, знание тенденций, которые свойственны экономическим и социальным явлениям.2. Конкретное изучение экономических, бытовых, культурных и иных особенностей жизни той или иной территории.3. Анализ предстоящих изменений уровня жизни населения, демографических показателей (рождаемость, смертность, миграция, занятость и т.д.).

Криминологическое прогнозирование имеет следующие специфические цели и задачи: установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении; выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов; выработка общей концепции борьбы с преступностью; установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем; выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям.

Вопрос 34. Виды криминологического прогнозирования.

Выделяются следующие виды криминологического прогнозирования:

1. Поисковое прогнозирование, основывающееся на текущих тенденциях преступности и имеющее целью установление её будущего состояния при сохранении этих тенденций.

2. Нормативное прогнозирование, направленное на установление возможности привести преступность в определённое состояние в некий будущий момент и выработку необходимых для этого мер борьбы с ней.

В зависимости от роли прогнозов в решении задач по борьбе с преступностью криминологическое прогнозирование делится на:

1. оперативное (используемое в повседневной деятельности, для решения текущих вопросов);

2. тактическое (применяемое для определения целей и задач криминологической политики в управленческих звеньях среднего уровня);

3. стратегическое (связанное со значительными по уровню, масштабу и характеру изменениями в криминологической политике)

По признаку «время упреждения прогнозируемого события» криминологическое прогнозирование подразделяется: 1. краткосрочное (до 1 года); 2. среднесрочное (1--5 лет); 3. долгосрочное (5--10 лет); 4. дальнесрочное (10--15 лет).

С точки зрения масштабности криминологическое прогнозирование может быть: 1. локальным; 2. Региональным; 3. Глобальным.

Исходя из критерия «назначение прогноза» можно выделить прогнозирование: общее (касающееся всех видов преступности и субъектов борьбы с ней), специальное (относящееся к отдельной разновидности преступности или отдельному органу) и и ндивидуальное (направленное на конкретный объект) прогнозирование.

По сложности объекта предвидения выделяется сингулярное (однообъектное), мультиплетное (факторное ), системное и метасистемное (относящееся к проектируемой системе) прогнозирование.

По субъекту выделяется официальное (выполняемое субъектами, на которые возложена соответствующая служебная обязанность) и неофициальное прогнозирование.

Вопрос 35. Сроки криминологического прогнозирования.

Криминологические прогнозы в зависимости от охватываемых временных этапов делятся на: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.

Цель краткосрочного прогнозирования (1-3 года) состоит в том, чтобы научно предсказать тенденции, закономерности, а также конкретные варианты изменения преступности в ближайшем будущем по детализированным показателям. На этой основе разрабатываются краткосрочные прогнозы, определяющие направленность предупреждения преступности.

В практической деятельности находят применение сверхкраткосрочные прогнозы, охватывающие весьма небольшие отрезки времени (сутки, неделя, месяц и квартал). Они получили название оперативных прогнозов. Такой прогноз удобен в работе городских и районных органов внутренних дел, особенно в связи с проведением массовых мероприятий (например, митинги, празднества, спортивные мероприятия и т. п.).

Среднесрочное прогнозирование включает период от 4 до 10 лет. В отличие от краткосрочных прогнозов оно направлено на более отдаленную перспективу и определяет стратегию борьбы с преступностью.
Среднесрочные прогнозы позволяют:

· информировать субъектов борьбы с преступностью о возможном влиянии намечаемых крупномасштабных экономических и социальных мероприятий на преступность;

· максимально использовать профилактический потенциал этих мероприятий и в то же время ограничить нежелательное с криминологической точки зрения возможное влияние их отрицательных сторон;

· определить исходя из развития социальных процессов цели и задачи профилактики, ее ведущие направления, оценить в комплексе ее возможности и резервы на прогнозный период;

· своевременно подготовить достаточное ресурсное обеспечение профилактики и других направлений борьбы с преступностью.

Долгосрочное прогнозирование рассчитано на срок свыше 10 лет и базируется на анализе общих закономерностей развития общества в целом, связи уровня и структуры преступности с уровнем социально-экономического и культурного развития общества.
Долгосрочные криминологические прогнозы в настоящее время могут давать оценки лишь в общих чертах некоторых ведущих тенденций в развитии преступности, ее причин и условий в зависимости от изменений в обществе. Такие прогнозы решающим образом зависят от степени точности отражения в общих социальных прогнозах тенденций тех процессов и явлений, которые наиболее интенсивно влияют на преступность.

Вопрос 36. Методы криминологического прогнозирования.

Чтобы названные цели и задачи могли быть выполнены, криминологический прогноз должен, во-первых, базироваться на достоверных знаниях; во-вторых, исключать предвзятость и предубежденность; в-третьих - правильно использовать конкретные методы (методики) прогнозирования.

При осуществлении прогнозирования используются методы анализа документов, опроса, экспертных оценок, эксперимент и квазиэксперимент, экстраполяция, другие статистические методы, метод математического моделирования.

Методы прогнозирования:

1. Экстраполяция- изучение истории прогнозируемого объекта(в данном случае преступления) и перенесение закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.

2. Экспертных оценок - заключаются в обобщении мнений специалистов базирующихся на их профессиональном мастерстве интуиции научном и практическом опыте в области борьбы с преступностью.

3. Моделирование - исследование характеристик связей и закономерностей какого-либо явления, процесса и системы на основе замещения их условными образцами или моделями.Сложность этого метода заключается в недостаточности знания факторов преступности и механизма их действия.

В настоящее время для нашей страны актуально применение сравнительного метода, основанного на относительной повторяемости явлений и процессов при наличии общих причин и условий. При этом проводится сравнение с тем, как развивалось подобное явление в прошлой истории страны и в других странах.

К методам криминологического прогнозирования можно отнести и метод выдвижения гипотез. Для решения новой задачи выдвигается определенная гипотеза, которая применяется как метод познания еще неизвестного в теории и практике прогнозирования преступности. Здесь прослеживается связь гипотезы с моделированием. Однако гипотеза не требует обязательного доказывания. Она приводит только к предположению о существовании тех или иных фактов, событий, процессов явлений, т.е. в процессе прогнозирования служит ориентиром, указывающим путь для выполнения поставленных задач и цели.

37Программно-целевое планирование борьбы с преступностью

Как известно, криминологическое планирование (программирование) выступает как средство направления борьбы с преступностью к определенным целям. В процессе планирования учитываются объективные возможности достижения поставленных целей, вероятность которого зависит от степени правильности учета как этих возможностей, так и ограничений развития борьбы с преступностью.

Планирование (программирование) борьбы с преступностью всегда исходит из определенных интересов, стремлений, желаний, целей. Криминологический план (особенно перспективный) всегда есть система решений (в некоторых случаях - стратегия), имеющая целью управление в сфере борьбы с преступностью при осуществлении мероприятий от момента начального (первичного) мероприятия, обозначенного планом, к достижению конечной плановой цели. План борьбы с преступностью всегда должен предусматривать определенные средства для достижения целей самого плана (программы). Любой криминологический план должен исходить из конкретных целей и в соответствии с ними намечать мероприятия. Для определения этих целей необходимо всесторонне и глубоко изучить объект планирования с точки зрения его прошлого, настоящего и будущего, а также явления и процессы (факторы), влияющие на данный объект.Внутренние и внешние элементы программно-целевого планирования - это: собственно процесс разработки программ (деятельность); организационные структуры, обеспечивающие эту деятельность; ресурсная база, в частности информация и средства ее обработки; нормативные акты; орг.структура реализации программ

Это Программа борьбы с преступностью в Московской области на 1998 - 2000 гг. и Модель комплексной программы борьбы с преступностью в субъекте Центрального федерального округа Российской Федерации на 2003 - 2005 гг.:

 

38 Криминологическое планирование в деятельности органов внутренних дел.

Рассматривая планирование, как заранее намечаемую систему мероприятий, предусматривающую определенную последователь­ность, порядок, сроки исполнения, исполнителей и меры обеспече­ния намеченных мероприятий, можно сказать, что под криминоло­гическим планированием понимается научно - обоснованное опре­деление целей и задач в сфере борьбы с преступностью, направле­ний, путей и средств решения этих задач, их нормативного, инфор­мационного, организационного, методического, ресурсного обес­печения на определенный период."

Целью планирования предупреждения преступности в настоящее время является закрепление тенденции стабилизации преступнос­ти, а также снижения ее уровня в целом по отдельным видам и груп­пам преступлений.

В правоохранительных органах, как правило, составляются квар­тальные, полугодовые и годовые планы, которые можно отнести к краткосрочным.Второй и третий виды планов рассчитаны на3-5и10-20 лет. К этому виду планирования можно отнести и такой важный меж­дународный документ, как " Межведомственная программа совмес­тных мер борьбы с организованной преступностью и иными вида­ми опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств" до 2000 года

По содержанию, целям и масштабу различают комплексно - тер­риториальное, комплексно - отраслевое и функционально - ведом­ственное криминологическое планирование.Первый вид планирования рассчитан на определенную террито­рию, второй - на отрасль хозяйствования (например, на транспорт), третий - на определенные ведомства (министерства, комитеты).

Функционально - ведомственное криминологическое планирова­ние осуществляют все правоохранительные органы, осуществляю­щие предупредительные функции. В последние годы во многих регионах страны разработаны Про­граммы борьбы с преступностью, которые по существу носят ха­рактер среднесрочных территориально - комплексных планов. Их основной задачей является объединение разрозненных усилий раз­ных субъектов предупреждения преступлений, и направить их в еди­ное русло целенаправленной деятельности.Составной частью криминологического планирования являются ведомственные планы органов внутренних дел. Порядок их подго­товки определен нормативными актами МВД РФ. Эти планы ори­ентированы на всю совокупность мер, предпринимаемых ОВД по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на обслу­живаемой территории.

Хорошее планирование должно соответствовать прогнозируемой структуре преступности и отвечать условиям рационального рас­пределения имеющихся в распоряжении ОВД сил и средств, с тем чтобы в условиях даже сложной криминогенной обстановки доби­ваться хорошего результата практической деятельности по предуп­реждению преступности.

39.Правовые основы предупреждения преступности органами внутренних дел.

В свою очередь при отсутствии специального закона, регулирующего отношения в сфере профилактики правонарушений, профилактическая деятельность городских и районных органов внутренних дел основывается на соответствующих предписаниях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договоров Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», иных федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, законов соответствующего субъекта РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданных в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, правовых актов соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне, а также положения о территориальном органе.

Более тесно вопросов профилактической деятельности городских и районных органов внутренних дел касаются нормы федерального законодательства Российской Федерации.

В настоящее время почти все федеральные законы, регулирующие отношения в сфере борьбы с теми или иными видами правонарушений, носят многоцелевой характер и определяют преимущественно порядок осуществления организационно-управленческой, оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной, а не предупредительной деятельности. Единственный Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеющий сугубо профилактическую направленность, определяет только основные направления деятельности и компетенцию органов и учреждений системы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Рассматривая правовые основы профилактики правонарушений, следует отметить, что более детальное регулирование деятельности городских и районных органов внутренних дел осуществляется ведомственными нормативными правовыми актами. В настоящее время основными ведомственными нормативными правовыми актами в системе МВД России, регламентирующими деятельность городских и районных органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений, являются: приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. Приказа МВД РФ от 29 января 2009 г. № 60) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»; приказ МВД от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне»; приказ МВД от 29 января 2008 г. № 80 (ред. от 13.01.2010) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности»; инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД от 26 мая 2000 г. № 569 (в ред. приказа МВД от 06.04.2007 № 338); инструкция по работе участкового уполномоченного милиции, утвержденная приказом МВД от 16 сентября 2002 г. № 900 (ред. от 12.04.2007) и др.

Приказом МВД № 19 определены основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Это, прежде всего анализ причин совершения преступлений с выработкой адекватных мер реагирования, выявление и постановка на профилактические учеты лиц криминальной ориентации, пресечение преступлений на стадии подготовки, привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан, предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

40.Организационные и тактические основы предупреждения преступности органами внутренних дел.

Организационные основы предупреждения состоят из: определения целей и задач предупредительной деятельности; всестороннего и качественного информационного обеспечения (информационное обеспечение должно осуществляться на основе широкого подхода); планирование; опыт подготовки и реализации региональных и отраслевых программ борьбы с преступностью; контроль (систематическое наблюдение и проверку исполнения соответствующих планов, программ и решений). В криминологии различают два вида контроля, а именно ведомственный и вневедомственный. Контроль осуществляется в специфических формах, которые характерны для различных субъектов предупредительной деятельности.

И, наконец, наиболее важным элементом организации предупредительной деятельности является её финансовое, материально-техническое, кадровое и ресурсное обеспечение. Именно поэтому организационные основы предупреждения преступности играют огромную роль в предупредительной деятельности правоохранительных и других государственных органов.

Помимо правовых и организационных основ, предупреждение преступности базируется на определённых тактических принципах и предложениях, иначе говоря, тактические основы предупреждения. Тактические основы предупреждения преступности в основном характеризуются методами и приёмами действия, которые обеспечивают правильное направление, содержание и формы деятельности, наиболее целесообразное и эффективное осуществление мероприятий для достижения конкретных целей. Все приёмы предупредительной работы могут быть сгруппированы в рамках методов предупреждения преступлений. К таким методам относится метод убеждения, в него входят, выступления сотрудников правоохранительных органов в СМИ по вопросам борьбы с правонарушениями, профилактические беседы работников милиции с лицами, освобождёнными из мест лишения свободы и многое другое, что осуществляется в процессе предупреждения преступности.

 

41 Роль и задачи деятельности органов внутренних дел в предупреждении преступности.

Особое место в системе предупреждения преступности занимают органы внутренних дел. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенций. Органы внутренних дел осуществляют общую и индивидуальную профилактику преступлений, уголовно-правовое воздействие на лиц, совершивших преступления. Кроме того, в их функции входит административно-юрисдикционная деятельность, которая служит целям предупреждения преступлений. Но более обширны профилактические функции органов внутренних дел. Профилактикой преступлений и иных правонарушений в той или иной мере занимаются все службы и даже подразделения органов внутренних дел, осуществляющие уголовно-правовое воздействие на преступников. Например, следственные подразделения, а также подразделения дознания в соответствии с уголовно-процессуальным законом выявляют и устраняют причины и условия преступлений. Для многих других подразделений, например ГИБДД, патрульно-постовой службы, службы участковых уполномоченных милиции, подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, профилактика - основная функциональная обязанность.

Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией мер по борьбе с преступностью. Они раскрывают и расследуют преступления, принимают меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов и общественность.Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные и межрелигиозные конфликты, участились проявления экстремизма и массовые беспорядки

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению; обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств; установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений; выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.

42.Социальные отклонения и преступность.

Фоновые явления общества или факторы, способствующие формированию криминогенной мотивации.
Пьянство, наркомания, токсикомания, проституция в большей степени порождаются семьей, во взаимодействии с досуговой и бытовой формой жизнедеятельности, в какой-то степени с местом работы и учебы.
Действуя на центральную нервную систему, алкоголь освобождает из-под контроля установки и привычки личности. Прослеживается тесная взаимосвязь между уровнем потребления алколя и степенью распространенности таких негативных явлений, как преступность, заболеваемость, смертность. Так, в таких преступлениях как убийства, умышленные причинения различной степени тяжести вреда здоровью, хулиганства, изнасилования, разбои и грабежи совершенными лицами, находящимися в нетрезвом виде, у которых доминантной мотивацией остаются агрессивность, корысть или насилие, а алкогольная мотивация действует как дополнительный стимул.

Наркомания
Наркомания происходит от греческих слов “нарко” – сон, оцепенение и “мания” – страсть, безумие. Это постоянная потребность организма в приеме наркотических средств, так как психическое и физическое состояние наркомана полностью зависит от того, принял он или нет необходимый ему наркотик.
Снижение нижней возрастной границы начала наркотизации до 11-13 лет. Снижение численности подростоков злоупотребляющих алкоголем при одновременном увеличении их числа, пользующихся средствами бытовой химии. Среди подростоков формируется субкультура предпочтения наркотиков и токсических средств традиционному ранее потреблению алкоголя. Многие девочки 13-14 лет, находящиеся на различных стадиях наркотической “карьеры”, имеют опыт сексуальной жизни.

43 Связь наркотизма с преступностью.

Связь наркомании и наркотизма с преступностью проявляется в следующем:
1) в состоянии наркотич. опьянения человек утрачивает контроль над собой, частично или полностью устраняется действие сдерживающих факторов (страх, совесть);
2) тяга к наркотикам может подтолкнуть человека к любым прест-ям;
3) зачастую наркоманы становятся активными уч-ми наркобизнеса;
4) употр-е наркотиков толкает человека в прест. среду, где он может быть втянут в совершение особо опасных прест-й.

 

45-44. Классификация мер предупреждения преступности.

В науке криминологии принято делить меры предупредительной деятельности на общие и специальные.

Общие меры направлены на решение глобальных, всеобщих экономических и социальных проблем; они не ориентированы специально на борьбу с преступностью, но в силу своей исключительной значимости для экономической, духовной и социальной жизни общества способны решить и проблемы борьбы с преступностью. Скажем, меры по развитию экономики, стимулированию торговли и предпринимательства, повышению благосостояния общества, отдельных групп населения, помощь, например, беженцам или вынужденным переселенцам, нуждающимся семьям выступают и мерами профилактики правонарушений со стороны тех, кому эти общие меры адресованы.

Специальными называются меры, направленные именно на решение проблем борьбы с преступностью. Они могут быть адресованы всему населению, т.е. неопределенному кругу людей, или отдельной социальной группе. Например, принятие уголовного кодекса или новых уголовно-правовых норм является специальной мерой, поскольку она нацелена на предупреждение именно преступности. Можно сказать, что специальные меры направлены на борьбу с преступностью в целом, с отдельными ее видами и на предупреждение преступного поведения отдельного человека.

1. экономические меры - меры по повышению экономического благосостояния людей. Они являются материальной основой профилактики преступности, оказывая в то же время психологический эффект.

2. Педагогические меры направлены на воспитание людей, в необходимых случаях - на исправление и перевоспитание, скажем, осужденных в местах лишения свободы.

3. Организационные меры должны реализовываться ради улучшения деятельности предприятий и учреждений, в том числе право- охранительных, повышения их эффективности в борьбе с правонарушениями и преступлениями в пределах их компетенции и профессиональных обязанностей.

4. Можно также выделить медицинские меры предупреждения преступности. Они необходимы применительно к лицам, страдающим психическими расстройствами и склонным к совершению преступлений.

Необходимо отметить, что все перечисленные меры должны применяться в совокупности, взаимно дополняя друг друга и реализуясь тогда и там, где они нужны и могут принести наибольшую пользу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.