Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Основные закономерности роста и развития организма в его взаимоотношении с внешней средой (4 ч.)






ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

РОСТ И РАЗВИТИЕ

Введение. Основные закономерности роста и развития организма в его взаимоотношении с внешней средой (4 ч.)

1. Возрастная физиология и школьная гигиена. Ее предмет, содержание и назначение.

2. Возрастная периодизация. Характеристика основных критических периодов развития организма.

3. Рост и развитие. Изменение пропорций тела (формообразование). Гетерохронность роста и развития.

4. Методы изучения физического развития детей. Группы здоровья.

5. Половое созревание и половое воспитание.

6. Единство организма и среды, в которой происходит развитие ребенка.

Организм – это целостная физиологическая система, самостоятельно существующая, саморегулирующаяся, реагирующая как единое целое на различные изменения окружающей среды. Организм состоит из органов, которые в свою очередь состоят из тканей.

Орган – часть тела, имеющая местоположение, строение и выполняющая определенную функцию. Органы объединены в системы органов и аппараты органов.

Система органов – группа органов, выполняющих определенную функцию, развивающихся из общего эмбрионального зачатка и топографически связанных между собой. Различают следующие системы органов: костную, мышечную, нервную, сердечнососудистую, лимфатическую, дыхательную, пищеварительную, мочевыделительную, половую, иммунную, сенсорную, покровную, эндокринную.

Рост – количественные изменения в организме, заключающиеся в увеличении веса, объема, длины тела, массы отдельных органов. Рост характеризует количественные изменения в организме. Рост происходит благодаря митотическим делениям клеток, увеличению их количества и размеров. Под воздействием ионизирующей радиации нарушаются митозы в клетках растущего организма и, соответственно, нарушается органогенез, что приводит к аномалиям развития.

Развитие – показатель качественных изменений в детском организме, которые выражаются в усложнении строения и функций, тканей, органов и всего организма в целом. Этот процесс называют морфологической дифференциацией, в результате которой органы детей приобретает форму, характерную взрослому.

Рост и развитие – единый весьма сложный процесс, характеризующийся следующими свойствами:

связан с тканями, клетки которых активно делятся (эпителиальная, соединительная, мышечная);

интенсивно протекает в детском и подростковом периодах жизни (рост удваивается к 4, 5–5 годам; утраивается к 14–15 годам).

В процессе роста и развития детей также выделяют периоды (таблица 1):

первый год жизни – первый период вытягивания, – длина тела ребенка увеличивается на 21–30 см, а масса – на 6–7 кг;

2–4 года – первый период округления, рост тела в длину замедляется;

6–7 лет–второй период вытягивания темп роста увеличивается, длина тела возрастает на 7–10 см за год;

7–10 лет – второй период округления, который характеризуется замедлением роста;

12–16 лет – третий период вытягивания, который характеризуется нарастанием темпа физического развития во время полового созревания.

В нормальных условиях рост и развитие органов, систем организма протекает непрерывно, но неодновременно и неравномерно, скачкообразно. Такое явление в физиологии называется гетерохронизмом. Теория гетерохронизмов предложена П.К. Анохиным (1898–1974). Гетерохронизм – это процесс, при котором в одном органе, или системе органов рост и морфологическая дифференциация тканей завершаются в разное время (неодновременно). Гетерохронное развитие объясняется тем, что постепенное накопление количественных и качественных изменений в определенный момент приводит к скачку, в результате которого организм переходит на качественно новый уровень развития.

Примерами гетерохронизмов являются чередование периодов ускоренного роста и развития организма человека с их замедлением, а также неодновременное развитие систем организма.

Формообразование – изменение пропорций растущего организма. У новорожденного голова составляет 1/4 длины тела, в 5–7 лет– 1/6, в 12 лет–1/7 и у взрослого– 1/8 длины тела. Длина ног у новорожденного составляет 30 % длины тела, у подростков – 60 %, у взрослого–50 % длины тела.

 

ЛЕКЦИЯ 2. ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.