Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя речь






Опосредование

в значениях внешних слов

Семантический план

Видоизменение смысловой структуры при ее воплощении в словах, переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису

Рис.7 Л

Теоретическое осмысление и конкретизацию единиц и процессов, фигурирующих на различных этапах речемыслительного процесса, с опорой на результаты отечественных и зарубежных исследований предпринял A.A. Леонтьев [1969а]. Поскольку разработанная им теория детально описывается в [Леонтьев A.A. 1997а: 113-120], представляется достаточным согласиться с тем, что все последующие отечественные модели " отражают единое направление в трактовке процессов речепорождения" [Op. cit.: 122], и остановиться здесь лишь на некоторых особенностях отдельных моделей.

Различия между моделями, разрабатываемыми в русле единого общетеоретического подхода, могут обусловливаться рядом причин, в том числе конкретными задачами исследования и опорными исходными положениями

(как теоретическими, так и основанными на результатах практических изысканий). Оправданным представляется рассмотрение в хронологической последовательности трех отечественных моделей, одна из которых разрабатывалась в связи с исследованием внутреннего лексикона человека для установления специфики его единиц и опирается на результаты экспериментов [Залевская 1977], другая ориентирована на обучение деятельности говорения на иностранном языке и основывается на анализе психологических механизмов формирования и формулирования высказывания [Зимняя 1985], а третья акцентирует внимание на синтаксических механизмах речепроизводства и подводит итоги исследования нарушений речи при афазиях [Ахутина 1989].

Выше в 5.3 указывалось, что в [Залевская 1977] ставилась задача выяснить, как структура процессов производства речи определяет структуру лексического компонента ЯЗЫКА1 и специфику единиц лексикона человека, для чего требовалось выявить принципиальную организацию речемыслительного процесса, в ходе которого формируется и находит своё внешнеречевое выражение некоторая мысль. На рис.7.2 приводится модель, в свое время представленная на рис.1 в книге [Залевская 1977: 13].

Ряд особенностей отличает эту модель от других моделей 70-х гг.

Во-первых, отправным пунктом для развития речемыслительного процесса служит пусковой момент, он может быть как внешним, так и внутренним, т.е. исходящим от самого индивида. Отсюда начинается процесс построения образа результата действия, в ходе которого под углом зрения доминирующей мотивации формируется модель складывающейся внешней и внутренней обстановки и с учетом вероятностного опыта принимается соответствующее решение. Продукт этого этапа — образ результата действия — согласуется с высказыванием Л.С. Выготского о том, что мысль содержится в уме говорящего как целое, а также соответствует " речевой интенции" или " общему замыслу" (см. табл.7.2) и отличается от постулируемой некоторыми моделями " готовой мысли", далее находящей выражение во внешнеречевой форме.

Во-вторых, на с. 14 рассматриваемой работы специально оговаривается, что на приведенном рисунке все " блоки" и " плоскости" вычленены условно: плоскости, обозначенные арабскими цифрами 1, 2 и 3, отображают результаты различных этапов речемыслительного процесса. При этом " все объемные блоки и разделяющие их плоскости мыслятся как органически связанные друг с другом слои, или ярусы, единой информационной базы (памяти), из которой черпаются все необходимые для реализации соответствующих, процессов единицы и стратегии оперирования ими".

Это положение является принципиально важным по меньшей мере в следующих четырех отношениях.

A. Фактически таким образом сделана попытка разграничить процессы и их продукты, т.е. подчеркнуть, что до получения конечного продукта имеет также место ряд промежуточных продуктов;

Б. Обращено внимание на функционирование разноуровневых единиц (см. подробнее 5.3. об особенностях единиц лексикона, трактуемого в качестве динамической самоорганизующейся системы).

B. Выбор таких единиц производится из единой информационной базы (памяти), что не только говорит о неразрывности всех видов знаний, но и показывает условность самой попытки расчленить на отдельные составляющие единый (живой) " организм" с присущим ему взаимодействием структуры и процессов при наличии фундаментальной взаимосвязи между единицами разных уровней и специфическими особенностями таких единиц.

ПУСКОВОЙ МОМЕНТ
Ч г





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.