Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы учебного процесса в вузе






Основными формами организации учебного процесса в вузе являются лекция, семинарское занятие, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, контрольная работа, коллоквиум, практика, самостоятельная работа студентов, курсовая работа, выпускная квалификационная работа и др.

Лекция – метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала.

Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

· обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;

· учить умению аргументировано излагать научный материал;

· формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;

· оптимизировать все другие формы организации учебного процесса.

Являясь ведущей и наиболее древней формой обучения, лекция соединяет в себе специально созданную для данной аудитории систему знаний и образец научно-педагогического мышления. Это не просто передача информации, но и процесс общения и совместной деятельности преподавателя и студентов. Именно поэтому лекцию нельзя заменить никакой другой формой учебной работы в институте. Заочное или дистанционное обучение предполагает начитывание лекций перед экзаменом, либо интерактивные лекции через интернет в режиме видеоконференции. Их также нельзя игнорировать, потому что через одно самостоятельное изучение материала у студентов может сформироваться искаженное видение изучаемого предмета.

Различают несколько видов лекций. Основной – учебно-программные лекции, в процессе которых излагается систематический курс в соответствии с учебной программой. Есть также установочные и обзорные лекции. Чаще всего они читаются студентам-заочникам. Обзорные лекции читаются также перед выпускными экзаменами.

В вузах читаются специальные курсы, которые предназначены для углубленного освещения тех или иных разделов и проблем науки. В основе спецкурса, как правило, лежат результаты научного исследования преподавателя, читающего этот курс.

Практические и семинарские занятия важны в процессе обучения потому, что они дают возможность каждому студенту равноправно принимать активное участие во время обсуждения рассматриваемых вопросов. Целью семинарского и практического занятий является повышение самостоятельного мышления студентов, а также развитие творческой активности, повышение коммуникационных навыков.

Задачи:

· закрепление, углубление, расширение знаний студентов по изучаемой дисциплине;

· формирование умения ставить и решать учебные, научные и практические задачи и проблемы;

· совершенствовать способности грамотно агрументировать свою точку зрения, а также уметь доказывать и опровергать суждения собеседника;

· возможность студентам продемонстрировать достигнутый уровень теоретической и практической подготовки; формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

Семинарское занятие – проведение коллективного обсуждения студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя. Семинары, наряду с лекциями, относятся к теоретической форме занятий.

На практике сложились следующие формы проведения семинаров:

· вопросно-ответный семинар;

· развернутая беседа на основе заранее данного студентам плана;

· устные доклады студентов с последующим обсуждением их; обсуждение письменных рефератов;

· теоретическая конференция;

· семинар-диспут;

· комментированное чтение источников и др.

Наиболее распространенной формой является заслушивание и обсуждение устных докладов студентов. Вопросы или темы сообщений студенты получают заранее, готовятся к ним, самостоятельно формулируют вводы. Группа должна внимательно слушать выступающего студента, чтобы затем задать ему вопросы, дополнить и уточнить выступление, тактично указать выступающему на смысловые, логические или речевые недостатки. Семинар завершается заключительным словом преподавателя.

Проводятся также, в основном на старших курсах, спецсеминары. Это более высокая форма организации семинаров, при которой студенты в ходе выполнения рефератов или докладов проводят элементарные научные исследования и выступают с ними.

На практических занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний. В ходе этих занятий и подготовки к ним вырабатываются учебные и практические навыки, решаются задачи, подсказанные практикой социальной работы.

В последнее время на практических занятиях все более широкое применение получают так называемые активные методы обучения:

· игровые методы – это учебные деловые игры, которые основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности;

· методы тренинга – это активное социально-психологическое воздействие в процессе обучения;

· методы компьютеризованного обучения.

На лабораторных занятиях студенты в основном отрабатывают практические приемы и навыки, усвоенные теоретические знания проверяют и применяют на практике в лабораторных условиях, овладевают современными методами и технологиями социальной работы. Цель лабораторного занятия – организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности.

Задачи лабораторных занятий:

· закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

· развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;

· выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных; овладение новыми методами и технологиями;

· обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Контрольные работы и коллоквиумы – это формы промежуточной аттестации знаний студентов. Контрольная работа – письменная, а коллоквиум – это беседа преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Проводятся они, как правило, несколько раз в семестр, завершают собой изучение важных тем и разделов курса, их результаты учитываются при выставлении зачетов и сдаче экзаменов.

При затруднениях в учебной работе студенты имеют возможность получить консультацию. По форме консультации делятся на групповые, поточные, индивидуальные, по содержанию – на вводные, тематические и предэкзаменационные. Значение консультации состоит в том, что она является формой и методом организации самостоятельной работы студента в процессе усвоения знаний. На консультациях студенты получают сведения о необходимой научной и учебной литературе, приемах самостоятельной работы, требованиях к рефератам, докладам, письменным работам, разъяснения преподавателя по тем вопросам, которые появились у них в ходе учебного процесса.

Самостоятельная работа – основа успешной работы студентов. Она чрезвычайно важна для профессиональной подготовки специалистов, поэтому самостоятельной работе будет посвящен отдельный, следующий параграф данной главы.

Практика занимает особое место в учебном процессе. Она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего специалиста по социальной работе. В ходе практики решается сложная задача формирования необходимых умений и профессионально значимых личностных качеств. Она, с одной стороны, позволяет проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, с другой, - помогает глубже осознать проблемы, связанные с областью, в которой студент проходит практику. Материалы, полученные в ходе практик, как правило, ложатся в основу экспериментальной части курсовых и выпускных квалификационных работ. Государственный образовательный стандарт предусматривает следующие виды практик:

1. ознакомительная длительностью 2 недели,

2. учебная – 4 недели,

3. производственная – 10 недель,

4. преддипломная (стажировка) – 8 недель.

Учебный план предусматривает выполнение студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. Это сложный вид учебно-исследовательской работы, который необходим для формирования профессионала по социальной работе и выполняет следующие цели: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы, овладение общими принципами и методами исследования; формирование и развитие умения логично и грамотно излагать литературные данные и материалы собственного исследования; активное участие в становлении теории и практики социальной работы в России. Эти виды работ выполняются, начиная с 3 курса, а на младших курсах студенты пишут рефераты, которые являются определенным подготовительным этапом и помогают овладеть навыками изучения учебной и научной литературы.

Предварительной аттестацией студентов (чаще всего по результатам лабораторных и практических работ) является зачет. Он предваряет экзамен. Зачеты и экзамены – не только средство контроля за знаниями студентов, но и средство получения обратной информации в учебном процессе, которая необходима как преподавателю для коррекции преподавания, так и студенту для точного определения своих успехов в овладении профессией.

Главное в экзамене – углубление и систематизация знаний. Вместе с тем экзамен – это проверка знаний, умений и навыков, а также общего развития студентов. Экзамены проводятся как по билетам, так и по устным вопросам экзаменатора, возможна компьютерная версия экзамена, но обязательно по действующей учебной программе.

Преподаватель имеет право поставить “зачтено” или экзаменационную оценку “автоматом” – по результатам работы студента на лекциях, семинарских, лабораторных и практических занятиях, контрольных работ, коллоквиумов и текущих собеседований.

По результатам экзаменов выставляются оценки: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”. Отметка “отлично” выставляется студенту за глубокое и прочное усвоение программного материала, грамотное, доказательное и логически стройное его изложение, знание литературы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.