Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций






«Домики»

Тест разработан на основе авторской модели эмоций в структуре лично­сти и факте предпочтения эмоций как потребности и предназначен для де­тей в возрасте от 6 до 11 лет. Эмоции представлены ребенку в виде «жиль­цов» домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.

Тест позволяет произвести диагностику:

• степени дифференцированности-обобщенности эмоциональной сфе­ры в области высших эмоций, имеющих социальный генезис;

• шкалы духовных ценностей;

деятельностных ориентации, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей;

• предпочтений определенных видов деятельности (по сути, тест явля­ется первой профессиограммой детей дошкольного возраста);

• личностных отношений и вариантов личностного развития, с реко­мендациями коррекции в случае необходимости в определенных личност­ных блоках.

Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям.

Применение цвето-ассоциативного эксперимента является реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои пси­хической организации социального опыта, сложного для осознания и верба­лизации ребенка. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение (эмо­цию), не выходя за пределы своего актуального опыта.

Расходные материалы:

• ответный лист;

• шесть цветных карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, ко­ричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, без особых при­мет, окрашены в цвета, соответствующие цвету грифеля; это очень важно для выравнивания условий процедуры исследования. Можно использовать грифельные карандаши, живопись (крандаши), восковые карандаши.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по сте­пени предпочтения каждого цвета.

Во втором задании сущность процедуры меняется. Собственно, здесь и происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций. Ребенка про­сят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «живет» ряд нрав­ственных социальных категорий. Таким образом, ребенок выражает эмоцию, имеющую социальный генезис, воспитанную в рамках социума, свое отно­шение к той или иной нравственной категории. Цвет служит мерой оцен­ки, субъективной шкалой предпочтения к данной категории.

В третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает.

Сущность процедуры исследования еще более усложняется при раскра­шивании последнего домика третьего задания. Здесь ребенок выбирает для себя социальный объект предпочтения самостоятельно, выбирает для него занятие и только затем раскрашивает в подходящий цвет, обозначая, таким образом, отношение к собственной ценности. Собственно, весь тест явля­ется отражением шкалы духовных ценностей ребенка. Но так как ребе­нок определяет свой выбор самостоятельно, мы говорим о выборе ребенком определенной актуально переживаемой ценности (духовной ценности, ценностной ориентации) относительно социальных объектов и занятий.

После раскрашивания домиков мы видим всю систему личностных от­ношений ребенка, его социальных предпочтений и ценностей, варианты лич­ностного развития, а порой - боль, непонимание, обиды, накопленные ре­бенком в период общения со сверстниками и воспитателями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.