Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синий - красный - зеленый - фиолетовый, оранжевый, коричне­вый - пастельные тона - черный, белый.






Интересно, что в среднем люди предпочитают яркие, насыщенные тона. Пастельные (приглушенные, нежные оттенки) в данной последовательнос­ти занимают предпоследнее место.

При изменении состояния человека меняется и оценка им цвета. Так, больной лихорадкой воспринимает оранжевый и красный цвета не такими яркими, как здоровый. Как будто больной рассматривает эти цвета через желтый светофильтр.

На основании своих наблюдений Г. Флиринг разработал тест «Цветовое зеркало». Это - сложная методика для изучения спектра личностных показа­телей: направленности, широты жизненных мотивов и динамики обеспечения психических процессов. Для обработки психологической информации, полученной при ее помощи, необходимы знание положений функциональной психологии цвета, пространственной символики, техника юнговского психо­анализа, быстрая ориентировка в себе и в характерах других людей, статисти­ческое осмысление цветовых предпочтений, диагностика ведущих мотивов.

Цветовой материал представляет собой буклет из 23 цветовых квадра­тов на серебристом фоне. Подробное описание методики можно найти в книге Фрумкиной Р. М. «Цвет, смысл, сходство», М., 1984.

Процедура тестирования состоит из 6 раскладок, которые проходят по­очередно на белом и черном фоне. Тестируемый выбирает карточки по два, три и четыре цвета одновременно, с указанием выбранных и отвергнутых цветов. Длительность выбора - от 5 до 15 минут.

Г. Флиринг допускает, что цветовым парам присущ как «общий», так и «личностный» характер предпочтений. Использование определенных цве­тов указывает на уровень энергетического обеспечения психических про­цессов, на характер распределения сил и их динамику и как следствие - на «оптимальное» или «негативное» развитие личности. Цвета абсолютного предпочтения позволяют сделать эскизный набросок характера человека и его психотипа. Отвержение цвета означает наличие стра­хов и конфликтов в той области, которую символизирует отверженный цвет. Наличие в выборах диагональных скачков относительно буклета говорит об импульсивности, взбалмошности, непоследовательности испытуемого.

Первый выбор означает позицию испытуемого.

Второй - цель, актуальность мотива.

Третий - реальное поведение.

Четвертый - результат активности.

Психотип определяется цветовой гаммой выбранных квадратов:

- ультрамариновый, синий, зелено-синий определяет мыслительный тип;

- красный, красно-оранжевый, оранжевый - чувственный тип;

- зеленый, майская зелень, оливковый - интуитивный тип;

- гамма желтого и оранжевого цветов определяет экстраверсию;

- фиолетовый, розовый, черный, ультрамариновый определяют интро-версию.

Не менее сложной является теория функциональной психологии М. Люшера, созданная на основе сотен тысяч исследований, проведенных с помо­щью разработанного им цветового теста.

Каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым тоном и его насыщенностью. Это относится и к чисто человеческим высшим соци­альным и к художественно-эстетическим эмоциям, таким как восторг, стыд, ненависть и т. д.

Можно также сделать и еще один важный вывод, что любая методика, использующая цвет, так или иначе, имеет дело с эмоциями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.