Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Симметрия, 2)асимметрия, 3)ритм, 4) выделение композиционного центра (цветом, светом, направленностью взглядов, фактурой).






СИММЕТРИЯ применяется для передачи устойчивости, покоя, цельности, равновесия. Симметрия достигается уравновешенностью композиции по массам, тону, цвету или форме.

АСИММЕТРИЯ применяется как для передачи относительного покоя (в равновесной композиции), так и для передачи движения (в случае использования диагональных направлений или резкого перспективного сокращения).

РИТМ - повторяемость более или менее тождественных объектов через определенные интервалы – применяется для передачи движения, при этом характер движения зависит от характера ритма (четкий или «сбитый»), а также для передачи чисто эстетических свойств – поэтического или музыкального ритма (например, в пейзаже).

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите репродукции картин: А.Дейнека «Оборона Петрограда», И.Левитан «Весна. Большая вода», А.Куинджи «Березовая роща».

 

 

ВЫДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА цветом, светом, направленностью взглядов других персонажей, фактур ой осуществляется с целью привлечь внимание зрителя к самому главному в сюжете. Выделение главного подчиняется особенностям зрительного восприятия: человек фиксирует свое внимание на сильно действующем раздражителе, глаз при этом четко видит только в определенном радиусе («поле ясного видения») и с то же время смутно воспринимает предметы, находящиеся вне района фокуса.

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите репродукции картин: И.Репин «Арест пропагандиста», К.Коровин «Северная идиллия», В.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», И.Левитан «Дуб», И.Репин «Не ждали», В.Серов «Портрет Мики Морозова».

 

 

СРЕДСТВАМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ являются: горизонтали и вертикали, формат, цвет. Использование горизонтальных направлений дает возможность показать состояние относительного покоя и тишины, а вертикальных – состояние парадности, величия, монументальности, приподнятости, торжественности.

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите репродукции картин: М.Нестеров «Сибирь», В.Серов «Портрет Ермоловой», П.Корин «Александр Невский», А.Иванов «Понтийские болота», Р.Кент «Ноябрь в Северной Гренландии», А.Венецианов «На жатве. Лето», Н.Ге «Голгофа».

Форму и пропорции формата также можно использовать для усиления художественной выразительности картины. Так круглый и закругленный формат передает спокойствие, умиротворенность, гармоничность изображенного, не случайно, художники эпохи Возрождения нередко использовали его для образа мадонны. Формат, резко вытянутый по вертикали, придает картине торжественность, монументальность, а резко вытянутый вширь – или показывает широту просторов, или создает ощущение придавленности, тяжести.

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите репродукции картин: Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», Микеланджело «Святое семейство», Я. Ван Эйк «Музицирующие ангелы», П.Корин «Александр Невский», М.Врубель «Демон поверженный», «Демон», Рафаэль «Обручение Марии», Джорджоне «Юдифь», В.Серов «Портрет Ермоловой», И.Грабарь «Февральская лазурь», И.Репин «Бурлаки на Волге».

 

Цвет

в композиции также связан с содержанием картины, цветовые пятна могут быть подчинены общей закономерности, которая рассчитана на определенное эстетическое впечатление. Существуют 4 типа цветовых композиций: монохромная, полярная, трехцветная, многоцветная.

МОНОХРОМИЯ – цветовая композиция, в которой доминирует один цветовой тон или несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного (теплые или холодные) - применяется для передачи сосредоточенности на внутреннем мире человека (картины Рембрандта, живопись на библейские темы, «метафизическая» живопись 20 века – А.Васнецов, В.Попков), для передачи трагизма, угасания жизненных сил (поздний Тициан, Тинторетто, Ф.Хальс).

ПОЛЯРНАЯ цветовая композиция состоит из пары контрастирующих цветов, противоположных (полярных) в цветовом круге и применяется для выявления антиномий (противопоставлений): фигура и фон, большое и малое, верх и низ, добро и зло (живопись одежд главных героев в классических картинах, русская живопись Серебряного века на темы античной истории, К.Коровин «Северная идиллия», В.Серов «Похищение Европы», живопись А.Матисса, П.Кузнецова. Если полярные цвета не приведены к гармонии (слишком насыщены), то та кая цветовая композиция применяется для передачи конфликтности, напряженности, драматизма (живопись экспрессионистов, сюрреалистов).

ТРЕХЦВЕТИЕ – цветовая композиция, в которой основу могут составлять: триада основных цветов (красный, зеленый, синий), триада основных красок (красный, желтый, синий), а также любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. Трехцветие труднее для восприятия зрителем, в нем как бы заключена сложная мысль, которую не всегда можно выразить словами (религиозные и мировоззренческие идеи). Трехцветная композиция использовалась в живописи Возрождения (в одеждах центральных фигур) и средневековья, в живописи символистов, некоторых мастеров сецессии, в работах А.Матисса «Танец», «Музыка», в живописи К.Петрова-Водкина.

МНОГОЦВЕТИЕ – цветовая композиция, в которой доминируют четыре или больше хроматических цвета: красный, желтый, синий, зеленый и их оттенки. Многоцветие применяется там, где изображено большое количество фигур и предметов (историческая и жанровая живопись нового времени, богатый красками природный пейзаж и натюрморт), там, где стремятся к «космичности» произведения (живопись Н.Рериха), там, где мир рассыпается на «осколки» и наступает хаос (живопись дадаизма, поп-арта).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.