Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы государственного регулирования финансов предприятий






Экономические методы Административные методы
Регулирование взаимодействия предприятий и финансового рынка Определение организационно-правовых форм ведения бизнеса
Определение принципов и режимов налогообложения предприятий Определение условий формирования и изменения величины уставного капитала, резервов предприятий
Денежно-кредитное регулирование Установление правил ведения денежного оборота, расчетно-кассовых, валютных операций
Определение условий предоставления государственных кредитов, гарантий, бюджетного финансирования Определение стандартов финансового учета и отчетности предприятий
Таможенное регулирование Установление ограничений, запретов, лимитов и квот на экспортно-импортные операции
Страховое регулирование Лицензирование отдельных видов деятельности
Антимонопольное регулирование

Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, оправданны жесткий государственный контроль за монопольными рынками, контроль за экологической безопасностью, поддержание минимальных требований к созданию предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.).

Отметим тесную взаимосвязь экономических и административных методов государственного регулирования финансов предприятий, поскольку любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть экономическая составляющая. Поэтому для обеспечения эффективности государственного регулирования необходимо рациональное сочетание экономических и административных методов воздействия.

Одним из наиболее эффективных экономических методов государственного регулирования финансов предприятия является налогообложение. Если все предприятия, как правило, выступают плательщиками налогов в бюджет, то только некоторые из них получают из бюджета дотации и ассигнования на капитальные вложения, к ним, в частности, относятся предприятия агропромышленного комплекса, угольной промышленности. Некоторые мероприятия финансируются из федерального бюджета в рамках целевых государственных программ и инвестиций, например финансирование конверсируемых предприятий оборонного комплекса. Часть бюджетных средств направляется предприятиям через специальные фонды, например фонд поддержки предпринимательства.

Параллельно с бюджетом функционирует система государственных внебюджетных фондов социального и производственного назначения, аккумулирующих значительные финансовые ресурсы. Объем этих ресурсов по отношению к доходам консолидированного бюджета составляет значительную часть. Большая часть этих финансовых средств перечисляется в централизованные внебюджетные фонды, остальные средства остаются в распоряжении предприятий. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Значительная часть финансовых ресурсов аккумулируется в фондах социального назначения. К ним относятся Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Одним из источников образования этих фондов являются обязательные платежи предприятий, включаемые в себестоимость продукции.

 

Примечание. Государственный фонд занятости населения РФ является внебюджетным фондом РФ и федеральной государственной собственностью и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.

Средства фонда занятости формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.